на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 

Исследование боя.
Исследование деятельности и свойств человека как бойца.

Николай Николаевич Головин
С.-Петербург
1907


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.

Возможна ли наука о войне.
Закономерность общественной жизни требует закономерности явлений войны.
Статистика подтверждает закономерность явлений войны.
Случайность на войне.
Развитие всякой отрасли знания требует развития чистой науки в этой отрасли знания.
Военная наука в настоящее время имеет почти исключительно прикладной характер.
Изложенному закону развития подчиняется также и наука о войне.
Стратегия Леера.
Задача чистой науки о войне.
Наука, исследующая природу войны, необходима для теории военного дела:

  1. как обоснование прикладных военных наук (теории военного искусства);
  2. она поможет избежать "схоластического направления" в "военных науках";
  3. она двинет вперед методологию знаний о войне.

Наука, исследующая явления войны, необходима также для развития наук об обществе.
Сложность объекта, исследуемого наукой о войне, отражается не на возможности её существования, а на границах возможностей предсказания.
Значение боя среди прочих явлений войны.
Исследование боя делится: 1) исследование боя, как явления общественной жизни (наука); 2) исследование боя с точки зрения искусства ведения его (теория искусства). В свою очередь первая часть должна быть разделена: 1) исследование деятельности и свойств человека как бойца; 2) исследование факторов, которыми деятельность человека в бою обуславливается.

ГЛАВА I.

Значение духовных свойств.
Признание главенствующего значения за ними составляет рабочую гипотезу настоящего труда.
Подобная постановка исследования оправдывается:

  1. мнениями военных авторитетов;
  2. доказательствами из военной истории;
  3. зависимостью духовных свойств бойца форм военного искусства.

В силу вышеизложенного центр тяжести исследования деятельности человека как бойца, должен находиться в изучении психологии человека как бойца.
Данная неизменная в явлениях боя.


ГЛАВА II.

Основная идея боя та же, что и идея войны; основная идея боя неизменна.
Стремление бойца "победить".
Опасность есть непременнай элемент боя.
Инстинкт самосохранения составляет непременный и существенный фактор внутреннего строения боя.
Как отражается инстинкт самосохранения на деятельности человека.
Стремление человека избежать опасности.
Опасность есть непременный элемент боя.
Инстинкт самосохранения составляет непременный и существенный фактор внутреннего строения боя.
Как отражается инстинкт самосохранения на деятельности человека.
Стремление человека избежать опасности.

а) человек делает от себя всё зависящее, чтобы упразднить борьбу.
б) притягивающее влияние закрытий.

Стремление человека избежать опасности при сильном напряжении вызывает отказ от боя.
Пример: бой Скобелевского отряда 30-го и 31-го августа 1877 г. на Зелёных Горах.
Психическое состояние человека в бою - это борьба двух противоположных стремлений ("победить" и "уклониться от опасности").
Роль внимания в этой борьбе: ограниченность внимания, деятельность человека определяется объектом, на который напрвлено внимание, значение отвлечения внимания, значение внезапности впечатления.
Значение воли.
Уменьшение рассудочности бойца.
Мотивы деятельности человека в бою с увеличением опасности всё больше и больше переносятся в область чувств и инстинктов.
Патриотизм есть фундамент победного стремления бойца; он является результатом огромной созидательной работы до поля сражения.
Мужество, как антитеза страха, есть второе из "положительных" чувств бойца.
Она также зависит от национальных свойств бойца. Главную составляющую часть мужества составляет "чувство мощи".
Чувство мощи в большой степени зависит от факторов боя, а поэтому чувство мощи в значительной мере зависит и от искусства ведения боя (управления боем).
Зависимость внутренней борьбы, переживаемой бойцом, от искусства ведения боя.
Значение военного воспитания.

ГЛАВА III.

ГЛАВА IV.

ГЛАВА V.

Приложения.