"Стремясь к тому, чтобы на Отечество никогда и никем не было бы унижено, и чтобы имя русского всегда стояло "честно и грозно", мы должны пожелать, чтобы всегда у нас была сильная армия, и чтобы граждане были проникнуты чувством патриотизма, а потому и любили свое войско, со всеми его достоинствами, которые неоспоримы, и со всеми его недостатками, которые исправимы"

Основные идеи

Офицерская памятка

Мысли и афоризмы генерала М.И. Драгомирова о военном деле В 1888 году русским генералом М.И. Драгомировым (1830-1905) была подготовлена книжечка под названием "ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА". В стиле суворовской "Науки побеждать" в ней...

Подробнее...

Понимание русскости

Единый процесс духовного развития народа России называется Русской Идеей. Не стоит придавать этому термину националистическую окраску, это уведет от его истинного содержания. Действительно, основную массу населения-носителя этого процесса всегда составляли русские...

Подробнее...

"Люблю поединки только на холодном оружии..."

беседовал Сергей Перевезенцев - Своему сочинению "Рождение танковой нации", которое мы публикуем в этом номере журнала...

Подробнее...

Советы ротмистра Кульчицкого

Труд ротмистра В.М. Кульчицкого "Советы молодому офицеру" только за года с 1915 по 1917-й выдержал...

Подробнее...

Почти манифест

Дальнейшее отсутствие в России национальной государственной идеологии приведет к окончательному поражению страны, как в экономическом...

Подробнее...

Аналитика

Упадок вооружённых сил Её Величества

Операции в Ираке и Афганистане стали серьезной проверкой на прочность британской системы контрактной армии. С тех пор, как в 1963 году в Великобритании отменили всеобщую воинскую повинность, страна впервые оказалась...

Подробнее...

Война в Сомали: история и современность - 2

Удар Африканским Рогом (Африка как ничейные ресурсы) События и тенденции в регионе Африканского Рога дают основание утверждать, что США и их союзники формируют принципиально новую систему их собственного нефтеобеспечения и, соответственно...

Подробнее...

Исторические аспекты теории и практики информационно-психологического воздействия

Введение Теория информационно-психологического воздействия начала формироваться еще в древние века. Опыт всех войн, которые вело человечество...

Подробнее...

Кинематограф как оружие

Кинематограф как оружие   Четкая направленность внешней политики США на достижение мирового лидерства в военно-политической и социально-экономической сферах сопровождается активной пропагандистской деятельностью на международной арене. В качестве составляющей этой деятельности немаловажную роль...

Подробнее...

«Скачки»-2007

В последних числах июня – в начале июля 2007 года на базе 16 отдельной бригады специального назначения Московского военного округа прошли традиционные соревнования разведывательных групп специального назначения на первенство Вооруженных...

Подробнее...

Деятельность Международной антикризисной группы на примере Абхазии и ПМР

В последнее время США и страны Запада уделяют большое внимание изучению ситуации на постсоветском пространстве, считая его зоной своих стратегических интересов. Одним из основных средств получения информации из этих регионов...

Подробнее...

История

Войсковой кинематограф

Журнал "Разведчикъ", 1911 г. На одном из последних заседаний общества ревнителей военных знаний отставной артиллерийский подполковник Н. В. Волков, взойдя на кафедру и положив пред собою тетрадку, очень бегло прочел целый...

Подробнее...

Охотничьи команды

Журнал "Военный вестник" №10 за 1940 г.Воспоминания советского офицера перед началом ВОВ о жизни одного из дореволюционных разведывательных подразделений войсковой разведки - "охотничей команды" (ВР).

Подробнее...

Полет на "Протоне"

Об ОКБ подводной техники Санкт-Петербургского морского технического университета я уже писал. Это ОКБ более 40 лет занимается разработкой ПСД для спецназа ВМФ. На этот раз, я заехал к старым знакомым...

Подробнее...

О дисциплинарных взысканиях, налагаемых на офицеров

Журнал "Разведчикъ", 1911 г. Дисциплинарная власть является существенным правом всякого начальника и, разумно и закономерно проявляемая, составляет важное, даже необходимое средство для насаждения и поддержания воинского порядка и благоустройства. Но, примененная неправильно...

Подробнее...

Проводы уходящих на льготу пластунов

 «Пластун», журнал «Разведчик», 1911 г. Ур. Лагодехи. Крупным событием нашего маленького гарнизона, совершенно теряющегося среди лесов и гор, были проводы уходящих на льготу пластунов. Начиная с прошлого года, по инициативе командира 6-го...

Подробнее...

Современное значение духовного подъема армии

Журнал "Разведчик", №1009, 1910 г. Прогресс техники из года в год растет чуть ли не по дням; армии европейских государств растрачивают громадные средства, чтобы не отстать друг от друга по всем...

Подробнее...

Обучение

Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №13 1945г.

В ПОМОЩЬ ШТАБНОМУ ОФИЦЕРУ И ОФИЦЕРУ-РАЗВЕДЧИКУ ВЫПУСК 13 ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ 1945  

Подробнее...

Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №5 1944г.

В ПОМОЩЬ ШТАБНОМУ ОФИЦЕРУ И ОФИЦЕРУ-РАЗВЕДЧИКУ ВЫПУСК 5 ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ 1944  

Подробнее...

Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №12 1945г.

В ПОМОЩЬ ШТАБНОМУ ОФИЦЕРУ И ОФИЦЕРУ-РАЗВЕДЧИКУ ВЫПУСК 12 ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ 1945  

Подробнее...

ПАМЯТКА для солдата, сержанта (командира группы) по действиям в городе

Вы попали на войну. Противник воюет изобретательно, вы должны быть изобретательнее его. Ваш боевой опыт...

Подробнее...

Обучение движению по азимуту ночью

В данной статье автор имеет целью поделиться опытом обучения движению по азимутам ночью. Методика, применяемая...

Подробнее...

Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №11 1945г.

В ПОМОЩЬ ШТАБНОМУ ОФИЦЕРУ И ОФИЦЕРУ-РАЗВЕДЧИКУ ВЫПУСК 11 ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ 1945  

Подробнее...

Художественная литература

Разведка уходит в сумерки

В повести рассказывается о боевых делах полковых разведчиков. Повествование ведется без традиционного приключенчества, и в то же время каждый эпизод наполнен романтикой. Ведь жизнь разведчиков полна неожиданностей и требует от...

Подробнее...

Республика самбо

Пятеро веселых, жизнерадостных парней — чемпионов университета по самбо (самбо — самозащита без оружия) — выехали в спортивный лагерь на Карельский перешеек для тренировки. Там, на холме среди озер и...

Подробнее...

Парашюты на деревьях

Парашюты на деревьях. Минск, "Беларусь", 1969. 240 С. с илл. 100 000 экз. 63 к.  

Подробнее...

Всем смертям назло

Орден Славы трех степеней орден Красной Звезды и восемь медалей - боевые награды участника Великой...

Подробнее...

Тропой разведчика

М., "Молодая гвардия", 1962, 176 стр. с илл. Художник В. Коновалов Техн. редактор Г. Тамулевич Редактор Е. Мариинский Худож. редактор Н. Коробейников

Подробнее...

У костра (поэзия)

Когда из разведки товарищ приходит, Сейчас же его окружают друзья, И каждый хорошее слово находит, И крепче смыкается наша семья. Сидим у костра мы и другу-герою Стараемся все, как один...

Подробнее...

Рукопашные схватки являются частью ближнего боя. Они возникают неожиданно, ведутся в быстром темпе, завершаются в считанные секунды. Это предъявляет повышенные требования к подготовке бойцов.


При прорыве укрепленной оборонительной полосы противника пехотинцам приходится передвигаться по изрытой снарядами земле, среди разрушенных строений, через завалы, баррикады, проволочные заграждения, по лабиринту траншей и ходов сообщения. На каждом шагу бойца подстерегает неизвестность. Враг может появиться из блиндажа, из-за сгиба траншеи, из подворотни, из окна, из-за угла здания, из-за дерева, из канавы. Чтобы своевременно отразить нападение, упредить врага в его действиях, надо уметь свободно перебегать, сноровисто преодолевать препятствия, умело использовать укрытия, замечать, что происходит впереди, вверху, сбоку, сзади, стрелять из любого положения и "навскидку", хорошо знать, где применить стрельбу в упор из винтовки или автомата, где пустить в дело гранату, штык, приклад или нож. Побеждает тот, кто действует первым, кто искуснее владеет оружием, кто сильнее, проворнее, у кого крепче нервы.
Холодное оружие применяется в тех случаях, когда боец внезапно сталкивается с противником грудь с грудью, когда нужно уничтожить врага бесшумно, когда нет боеприпасов или некогда перезарядить магазин, когда ствол автомата (винтовки) забит песком или оружие отказало.
Надежным оружием в рукопашной схватке является штык. При встрече противников, один из которых вооружен винтовкой со штыком, а у другого винтовка без штыка, преимущество всегда на стороне первого. "Штык - это удлиненная рука солдата". Однако побеждают не только оружием, но и мастерством, волей, ненавистью.
В январе 1943 г. под Янушполем я спросил у пленных немцев: "что самое страшное в бою с русскими?" Один из них ответил: "Психическая атака. Русских огнем остановить нельзя, нужно бежать".
Мы не ходим в "психические" атаки, но действия наших бойцов настолько стремительны, что немецкая психика не выдерживает, и фрицы бегут, боясь встретиться с нами в рукопашной схватке.
Штык дает преимущество в рукопашной схватке. Однако из бесед с бывалыми воинами и на основе личных наблюдений мы установили, что примкнутый к винтовке штык в известных условиях является помехой. В частности, штык мешает:

 

  • свободно передвигаться в цепи, пригнувшись или ползком, бегать в траншеях и ходах сообщения, преодолевать различные препятствия, прыгать в глубину с обрывов, соскакивать в траншеи, воронки и выскакивать из них;
  • садиться на автомашины, бронетранспортеры и танки и соскакивать с них;
  • ходить на лыжах и ездить верхом;
  • вести бой в населенных пунктах среди разрушенных зданий и в тесных помещениях, влезать в щели, проломы и окна строений;
  • действовать в горах и в одиночном бою (так как продвигаться приходится кучно и часто ползком, согнувшись и т.д.);
  • оказывать помощь артиллеристам при смене ОП, переправе через преграды и препятствия.

Редко пользуются штыком разведчики, десантники, партизаны. Они заявляют: "от укола враг дико кричит. Лучше бить прикладом или ножом (зажав противнику рот рукой)".
Любопытно отметить, что и в иностранной печати уделяется много внимания рукопашной схватке. В журнале "Британский союзник" №17 за 1943 г. читаем, что у английско-индийских войск племени гурков любимым оружием при рукопашной схватке является изогнутый кинжал "кукри" и что немало немецкой и итальянской крови пролил этот кинжал в темные ночи в Ливийской пустыне".

Опыт Отечественной войны показал, что в рукопашных схватках нет длительной штыковой борьбы на винтовках, так как на расстоянии 3-5 шагов в ближнем бою господствует ружейно-автоматный огонь. Рукопашная схватка - это внезапная встреча вплотную, удар штыком, стволом, магазином винтовки или автоматом, удар из-за укрытия сверху, сбоку или сзади прикладом, удар ножом в грудь или в спину, удар кулаком, коленом или носком сапога между ног противника, сваливание и борьба лежа.
Следовательно, бойцов надо учить драться винтовкой со штыком и без него, автоматом, холодным оружием, кулаками, ногами, головой. При этом воспитание воинов Красной Армии должно быть поставлено так, чтобы в любых условиях им, а не противнику, принадлежало первенство нападения. "Одними отбивами врага не одолеешь", - говорили в старину. Каждому бойцу нужно усвоить следующее, оправдавшее себя на практике, правило. "В ближнем бою и в рукопашной схватке не упускай инициативу нападения - первым бей пулей, гранатой, штыком, стволом, магазином, прикладом, ножом, кулаком, ногами".
Некоторые командиры спрашивают: нужен ли вообще штык? Нужен! Кусок остро отточенной стали, обеспечивающий сочетание холодного и огнестрельного оружия, никогда не обременял и не обременит бойца. Но штык должен быть короткий, легкий, ножевой, обоюдоострый, длиною в 20-25 см, свободно снимающийся и надевающийся на винтовку (или откидной). Такой штык можно носить на поясе в ножнах с кожаной петлей. У каждого бойца - автоматчика, разведчика, артиллериста, минометчика, пулеметчика - вместо штыка должен быть короткий, легкий обоюдоострый нож (кинжал).
Исходя из этого, в процессе подготовки бойцов необходимо наряду с уколами штыком отрабатывать тычок стволом винтовки (без штыка), тычок автоматом, удар магазином со сваливанием противника. Кроме того, нужно обучать бойца нападать с ножевым штыком (ножом, кинжалом) и применять в рукопашной борьбе удары кулаком, ногами.
В практике воспитания и обучения воина рукопашному бою у нас имеются существенные недостатки.
Бойцов обучают большому количеству приемов, вследствие чего едва успевают охватить программу. Такое "прохождение" по программному материалу не дает бойцам необходимой тренировки, исключает приобретение автоматических навыков.
Наблюдается и другая крайность: все обучение и воспитание сводят к "шагистике", т.е. тренировке бойца в изготовке к бою, учат делать шаги (вперед, назад, вправо, влево) и повороты. На это никчемное дело затрачивается почти все время, отводимое на подготовку к рукопашному бою. Затем отрабатывают уколы в воздух, искусственно разделяя прием на элементы, и заканчивают курс обучения уколами в дырявые чучела, установленные на 150-метровой полосе препятствий. Тренировка же бойца в ведении боя с живым противником, отработка приемов активного нападения на врага отсутствуют. Руководители заявляют, что для этого у них "Не хватило времени".
Следует отметить, что в действующем "Руководстве по подготовке к рукопашному бою" (изд. 1941 г.), в разделе "Основные положения и задачи каждому бойцу и командиру" сказано: "...всегда стремиться первым атаковать противника и уничтожить его". К сожалению, это правильное указание недостаточно полно освещено в рекомендуемых "руководством" приемах и способах действий, а в практике и методике обучения получило одностороннее развитие. В результате большинство руководителей воспитывают бойцов на отбивах, на защитных действиях, давая тем самым противнику преимущество нападать первым.
Обучение в однообразной обстановке на стандартной 150-метровой полосе или на учебном поле, у группы чучел, рамы которых вкопаны в землю или установлены в траншеях, не способствует развитию у бойцов подвижности, умения реагировать на неожиданности, действовать боевым оружием против активного противника.
Ошибка состоит и в том, что рукопашному бою обучают только при наличии штыка на винтовке, не учитывая, что не у каждого бойца-фронтовика есть на винтовке штык и что в рукопашной схватке часто применяется тычок, удар стволом и магазином.

К серьезным недостаткам подготовки к рукопашному бою следует отнести также слабую физическую нагрузку в тренировке, отсутствие комплексирования приемов рукопашного боя с маршевой и огневой подготовкой, однообразие занятий, отсутствие состязаний и эмоциональных факторов, зажигающих бойцов.
Нужно решительно устранить отмеченные недочеты, смело совершенствовать и рационализировать методику подготовки к рукопашному бою, учитывая требования войны.
Подготовка к рукопашному бою должна рассматриваться как средство привития бойцам двигательных навыков и умения действовать в атаке, в ближнем и рукопашном бою, как средство боевой физической тренировки бойца и совершенствования его боевых качеств, наконец, как средство воспитания стремления к ближнему бою, стремления первым произвести выстрел, метнуть гранату, нанести удар холодным оружием.
В первом - начальном периоде обучения (во время одиночной подготовки бойца и подготовки отделения) надо особое внимание обращать на физическое развитие и тренировку обучаемого, привитие ему навыков и умения действовать в боевой обстановке самостоятельно и в составе отделения. С этой целью организуют специальные занятия.
Во втором - основном - периоде обучения (действия в составе взвода, роты, батальона) отработанные приемы и способы рукопашного боя повторяют на занятиях по огневой и тактической подготовке. Бойцы продолжают совершенствовать полученные навыки, тренируются действовать в конкретной обстановке, выполняя поставленные "боевые" задачи.
Этот раздел боевой физической тренировки следует именовать "Подготовка к действиям в ближнем и рукопашном бою". Обучение и тренировка должны проводиться комплексно.
Подготовка бойца к действиям в ближнем и рукопашном бою включает в себя отработку следующих приемов:

- передвижение на поле боя и преодоление препятствий;
- метание гранат и действия гранатой и оружием;
- владение винтовкой (автоматом, карабином) как холодным оружием;
- действия ножом и подручными средствами без оружия.


Методика подготовки

Обучение приемам и тренировку для действий в ближнем и рукопашном бою следует проводить:

а) с различным (положенным бойцу) оружием и без оружия, на различной местности (в лесу, кустах, горах, болоте, на штурмовой полосе, в траншеях и ходах сообщения, в населенных пунктах, помещениях и т.п.), днем и ночью, в любую погоду;
б) в сочетании с элементами огневой подготовки (изготовка к стрельбе "навскидку", стрельба учебными патронами при различных положениях тела, одиночно и залпом по неожиданно появляющимся, приближающимся и удаляющимся целям), а также с маршевой подготовкой;
в) по командам, знакам, сигналам и по заданию командира, как одиночным бойцам, так и группам в 3-5 человек и отделениям.

В процессе обучения надо повседневно воспитывать и развивать у бойца быстроту реакции, выносливость к длительным силовым напряжениям, стремление к ближнему бою, привычку всегда и везде нападать на противника первым (пользуясь огнем своего автомата или винтовки, гранатой, холодным оружием, а также без оружия).
прием рукопашного боя целесообразно отрабатывать целостно (не расчленяя на элементы), вначале медленно, а потом постепенно переходить к боевому темпу. Отдельные действия (несколько приемов выполняемых последовательно) изучать раздельно, а затем слитно.

В процессе тренировки следует воспитывать у бойцов привычку действовать скрытно и бесшумно или с возгласами и выкриками; эти тренировки проводить как на специальных занятиях, так и при выполнении различных боевых приемов и действий днем и ночью. Необходимо добиваться высокой технической отработки приемов и действий и умения применять их в различной обстановке.

На занятиях по рукопашному бою целесообразно тренировать бойцов в частых, коротких, предельно напряженных действиях; занятия насыщать элементами внезапности (решение коротких заданий, выполнение неожиданно поданных команд, знаков и сигналов), широко применять состязания в беге, прыжках, уколах, в бросании гранат т.п.

Большое внимание должно быть уделено обучению способам передвижения и преодоления препятствий. Надо научить бойцов передвигаться:

- пригнувшись - по траншеям, вырытым в уровень колена и пояса, среди низкого кустарника, насаждений и т.п.;
- на четвереньках - по кюветам, в горах, между камнями и по лесисто-болотистой местности;
- быстрым шагом и бегом - по извилистым траншеям и ходам сообщения различной глубины без оружия и с оружием (держа автомат, винтовку в правой руке, а гранату в левой или автомат, винтовку в левой руке, а гранату в правой), с автоматом "на груди" (правая рука на автомате, а в левой - граната);
- боком, шагом и скачками - в узких щелях и ходах сообщения (особенно с пулеметом, ПТР, боеприпасами, штурмовой лестницей);
- бесшумно, ставя выносимую вперед ногу на носок (на короткие дистанции) или на пятку с постепенным переходом на всю ступню.
- в обуви, обернутой тряпьем;
- ощупывая землю руками (ночью);
- ползком на получетвереньках, переступая руками и ногами, или "ничком", подтягиваясь на руках и переступая носками несогнутых ног.

Кроме того, бойцов следует научить:

- переползать по скату горы вверх и вниз (спиной к склону); вползать в траншеи, воронки, канавы и выползать из них; переползать на боку с пулеметом, ПТР, боеприпасами и другим грузом; переползать с малыми (3-метровыми) штурмовыми лестницами одиночно и вдвоем по-пластунски; переползать с большими (6-8 метровыми) штурмовыми лестницами по-пластунски или на получетвереньках втроем (один впереди - тянет лестницу на веревке, двое сзади);
- принимать низкие положения тела путем быстрого приседания (во время ходьбы и бега) и путем приседания "винтом" с падением на левый бок (для быстрой остановки в местах, где нельзя перейти в положение лежа, делая широкий шаг);
- быстро вскакивать в траншеи, ходы сообщения и щели различной глубины;
- влезать в норы, дыры, подбрустверные блиндажи, воронки, землянки и выскакивать из них;
- ловко прыгать с обрывов, со стен противотанкового рва, строения (без оружия и с ним);
- влезать на крутые откосы, обрывы, стенки противотанковых рвов и земляных валов, на заборы и здания (самостоятельно, с помощью товарища, веревки, веревочной лестницы, штурмовых лестниц, досок и т.п.);
- пролезать в узкие отверстия прямо и боком, влезать в окна домов;
- преодолевать различные проволочные заграждения (при помощи штурмовых лестниц, досок, матов и т.п.), лесные завалы, баррикады и развалины;
- лазить по деревьям и закрепляться на них ногами и веревкой.

Бойцы специальных подразделений (пулеметчики, минометчики, расчеты ПТР) способам передвижения и преодоления препятствий должны обучаться с положенным им оружием и боеприпасами.
Обучение передвижениям на поле боя и преодолению препятствий полезно проводить на местности с разнообразным грунтом, в различных условиях погоды, днем и ночью.
Основным методом обучения передвижениям и преодолению препятствий является подвижная тренировка. В процессе занятия рекомендуется широко использовать обочины дорог, кусты, овраги, лощины, обрывы, кручи, траншеи, воронки, населенные пункты, отдельные строения и т.п. в зависимости от местности, грунта и встречающихся препятствий и нужно отрабатывать те или иные приемы и способы.
Занятия по отработке скрытых и бесшумных действий должны быть двухсторонними: одно отделение передвигается; другое наблюдает, находясь в засаде. На этих занятиях у бойцов вырабатываются осторожность, наблюдательность, выдержка и выносливость к длительным, бесшумным действиям.
Для подготовки бойцов к ночным действиям можно использовать любое затемненное помещение (например, сарай). Для выработки смелости, привычки к высоте бойцов следует заставлять ходить по веревочной лестнице, подвешенной надо рвом, передвигаться по крутым скатам, влезать на высокие деревья и т.д.
Каким способам и действиям надо обучать бойца, вооруженного гранатой и винтовкой?
Прежде всего, задача руководителя состоит в том, чтобы каждый боец умел носить при себе несколько (4-8) гранат (в гранатной сумке, за поясом, в карманах), умел передвигаться и преодолевать препятствия с гранатами и винтовкой (автоматом), быстро доставать гранаты, перехватывать их из левой руки в правую, выдергивать кольцо с чекой (из учебных гранат) в различных условиях и при различных положениях тела. Затем обязанность руководителя добиться от бойца меткости гранатометания из положения лежа, при переползании, из положения приседа, стоя в траншее или ходе сообщения, по невидимой, но слышимой цели, по норам, щелям и подбрустверным блиндажам из различных положений (когда боец находится в траншее и вне ее), в окна домов и из окон.
Одновременно боец должен научиться быстро изготавливаться к стрельбе и вести точный огонь при различных положениях тела по внезапно появляющимся целям (с различных дистанций и сторон), переключать автоматный огонь на гранатный и т.д.
Обучение действиям с гранатой и винтовкой (автоматом) проводится тоже методом подвижных тренировок и обязательно в сочетании с передвижением на местности, преодолением препятствий и действием холодным оружием. Для тренировки бойцов в метании гранат по целям, расположенным выше бойца, можно подвешивать на деревья цели (деревянные рамы, обручи и т.д.). Тренировка в метании гранат из окон строения и по внезапно появляющимся целям может проводиться в учебном помещении или у забора с окнами, в которых сделаны приспособления для появляющихся указок (мишеней).
Тренировка в метании гранат (болванок) на слух проводится следующим образом: тренируемый боец находится в окопе или траншее, а другой боец - на поверхности земли под деревянным ящиком. Передвигаясь вместе с ящиком, второй боец издает трещоткой (или ударяя по стенке ящика ладонью) звук, в направлении которого тренируемый бросает гранату (болванку).
Для того, чтобы натренировать бойцов быстро переключаться с автоматного огня на гранатный и наоборот, можно использовать различного цвета и формы указки, по которым боец определит, что от него требуется: одиночные выстрелы, автоматная очередь или бросок гранаты. При бросании боевых гранат и стрельбе боевыми патронами управляют указками из надежных укрытий, расположенных на безопасном расстоянии.
Обучение приемам и способам рукопашного боя должно быть направлено к тому, чтобы боец стремился первым нанести удар противнику. Все защитные действия надлежит отрабатывать как второстепенные.
Изготовка к бою производится из следующих положений: стоя на месте, в движении, сидя, лежа со вскакиванием. Пора покончить с обучением "шагистике" и переменам изготовки к бою, не оправдавшим себя на практике.

После того как боец освоит прием изготовки к бою, можно приступить к отработке уколов: короткого без выпада и с выпадом (держа винтовку двумя руками) и длинного (со скольжением винтовки по ладони левой руки), а также тычков стволом винтовки без штыка (автоматом), ударов магазином со сваливанием противника, ударов по оружию противника и уколов (тычков) вслед за ними.
Параллельно проводится тренировка в парном и групповом бою на винтовках или палках с мягким наконечником. Здесь одновременно отрабатываются и нужные защитные действия (отбивы оружия противника и отклонения тела от укола, удара). Удары прикладом сбоку, вперед и вперед-сверху (затылком приклада), а также удары малой лопатой (из положения лежа и стоя, сверху и сбоку) отрабатываются как самостоятельные приемы нападения.
Очень важно научить бойцов сноровисто наносить удары ножом сверху и снизу с одновременным закрыванием рта противника рукой и сваливанием его, а также защите от ударов ножом путем подставки рук, сложенных в кольцо (вверх) и сложенных накрест (вниз). Обучаемые должны получить навыки в ответных действиях на нападение врага (удары ногой, выворачивание руки противника наружу, сваливание и удушение).
Кроме того, обязательно следует тренировать бойцов наносить удары кулаком, мякотью ладони под челюсть, удары коленом и носком сапога между ног противника.
Приемы рукопашного боя рекомендуется отрабатывать на учебных винтовках со штыком или без штыка и на учебных автоматах (из крепкого дерева). При обучении применять обычные чучела типа "сноп", установленные на кольях, привязанных к дереву, или брошенные в траншею, ход сообщения, воронку. Для выработки у бойца подвижности и быстроты реакции хорошие результаты дают чучела, изображенные на рис.1 (вязанка хвороста на палке).

Эти чудеса можно использовать на различной местности: в лесу, в траншеях и над траншеями, в зданиях и т.д. Они позволяют быстро приближаться к бойцу и удаляться от него, неожиданно появляться перед ним, сзади или сбоку.

рис 2
500х576
(41 832 bytes)

рис 3
500х320
(14 496 bytes)
рис 4
500х335
(25 040 bytes)
рис 5
500х324
(17 852 bytes)

Во время тренировки бойца в нанесении уколов, тычков, ударов винтовкой, магазином и прикладом "подвижное" чучело на палке держат в обеих руках и подставляют под уколы и удары на различной высоте (рис. 2).
Подставку чучел для уколов и ударов следует чередовать с внезапным появлением указок (мишеней). Тренировочную палку для отбивов, уколов или тычков обычно держат у неподвижных чучел в изготовке к бою (рис. 3).
Во время комплексной тренировки к некоторым из неподвижных чучел (снопов), установленных в траншеях, за траншеями, в кустах, на деревьях, в норах, можно привязывать веревки и в момент, когда обучающийся желает нанести укол или удар, оттягивать чучело за веревку назад или в сторону. Бойцов, управляющих чучелами на палках, следует маскировать или располагать за укрытиями.
При тренировке ударов ножом также применяются "подвижные" чучела на палках; их неожиданно подставляют к бойцу или набрасывают ему на грудь, на спину.
Для тренировки в ударах кулаком, мякотью ладони и ногами пользуются мешками, набитыми травой (сеном, соломой) и подвешенными к дереву (рис. 4) или набитыми сеном вещевыми мешками, которыми управляют бойцы (рис. 5).
Особенно хорошие результаты дают: комплексная тренировка действиям на штурмовой полосе от 600 до 1500 м; комплексная тренировка в преодолении участков полосы с боями на палках, снабженных мягким наконечником; комплексная тренировка с решением тактических задач в виде атаки отдельных огневых точек, прорыва участка укрепленной оборонительной полосы противника и др. К такой тренировке надо привлекать подразделения в полном их составе.