"Стремясь к тому, чтобы на Отечество никогда и никем не было бы унижено, и чтобы имя русского всегда стояло "честно и грозно", мы должны пожелать, чтобы всегда у нас была сильная армия, и чтобы граждане были проникнуты чувством патриотизма, а потому и любили свое войско, со всеми его достоинствами, которые неоспоримы, и со всеми его недостатками, которые исправимы"

Основные идеи

Почти манифест

Дальнейшее отсутствие в России национальной государственной идеологии приведет к окончательному поражению страны, как в экономическом...

Подробнее...

Офицерская памятка

Мысли и афоризмы генерала М.И. Драгомирова о военном деле В 1888 году русским генералом М.И. Драгомировым (1830-1905) была подготовлена книжечка под названием "ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА". В стиле суворовской "Науки побеждать" в ней...

Подробнее...

Советы ротмистра Кульчицкого

Труд ротмистра В.М. Кульчицкого "Советы молодому офицеру" только за года с 1915 по 1917-й выдержал...

Подробнее...

Понимание русскости

Единый процесс духовного развития народа России называется Русской Идеей. Не стоит придавать этому термину националистическую окраску, это уведет от его истинного содержания. Действительно, основную массу населения-носителя этого процесса всегда составляли русские...

Подробнее...

"Люблю поединки только на холодном оружии..."

беседовал Сергей Перевезенцев - Своему сочинению "Рождение танковой нации", которое мы публикуем в этом номере журнала...

Подробнее...

Аналитика

Бесполезные профессионалы или психологическая война американского штыка

В начале 2006 года министерство обороны США опубликовало "Четырехлетний военный обзор", в котором среди прочих рассматривается вопрос о том, какие изменения назрели в сфере применения и подготовки сил специальных операций...

Подробнее...

Исповедь «Пса войны» (Родезия)

Интервью,взятое французским журналистом Рене Бакманном у одного из наемников, было впервые опубликовано в "Нувель обсерватер" от 3 июля 1978 г. Перевод из воениздатовского сборника 1983 г. "Грязная работа ЦРУ в...

Подробнее...

ОБЗОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО СИЛАМ САМООБОРОНЫ ЯПОНИИ

Значительные изменения в глобальной военно-политической обстановке и нарастание угроз национальной безопасности Японии, которые декларируются японским руководством, вынуждают Токио определять главной целью своей деятельности на международной арене необходимость существенного повышения влияния...

Подробнее...

Частные военные компании, их создание, развитие и опыт работы в Ираке и других регионах мира

В современных международных миротворческих операциях частные военные компании(PMC-private military companies) являются равноправным правовым ...

Подробнее...

Видеоблоги в политике и информационной войне

Видеоблоги в политике и информационной войне В настоящее время доступность любительских видеотехнологий приводит к тому, что в мире всё большую популярность приобретает такая форма информационного воздействия на массовую аудиторию, как видеоблог. Видеоблог...

Подробнее...

Деятельность Международной антикризисной группы на примере Абхазии и ПМР

В последнее время США и страны Запада уделяют большое внимание изучению ситуации на постсоветском пространстве, считая его зоной своих стратегических интересов. Одним из основных средств получения информации из этих регионов...

Подробнее...

История

Охотничьи команды

1897 ВОЕННЫЙ СБОРНИК, том ССXXXV, С.-Петербург

Подробнее...

О дисциплинарных взысканиях, налагаемых на офицеров

Журнал "Разведчикъ", 1911 г. Дисциплинарная власть является существенным правом всякого начальника и, разумно и закономерно проявляемая, составляет важное, даже необходимое средство для насаждения и поддержания воинского порядка и благоустройства. Но, примененная неправильно...

Подробнее...

Воинская повинность

История повторяется. Как всё знакомо. Почти те же проблемы более чем 100 лет назад. Вопрос о территориальном комплектовании армии может быть и спорный, но текст мы приводим просто для иллюстрации...

Подробнее...

Современное значение духовного подъема армии

Журнал "Разведчик", №1009, 1910 г. Прогресс техники из года в год растет чуть ли не по дням; армии европейских государств растрачивают громадные средства, чтобы не отстать друг от друга по всем...

Подробнее...

Дух против машин

Японские смертники во II-й мировой войнеСедьмого декабря 1941 года Япония внезапно, без объявления войны, нанесла сокрушительный удар по базе ВМС США на гавайских островах - Пирл-Харбору. Авианосное соединение кораблей императорского флота...

Подробнее...

Славянский спецназ

Лет десять назад я увлекся исторической реконструкцией. Мне удалось заразить идеей подводных засад ребят из студии "Ратник". Мы выехали на озеро с довольно прозрачной водой и попробовали сидеть под водой...

Подробнее...

Обучение

Методы боевого выслеживания: как выследить вашего противника

Об авторе: Выслеживание было частью боевого мастерства, которые капитан Джон Эрли, помощник редактора журнала...

Подробнее...

Покрой и варианты использования немецкой плащ-палатки времен II-й Мировой войны

Этот вариант плащ-палатки с некоторыми дополнениями был воссоздан и запущен в производство московской фирмой "Союзспецоснащение". Предлагаем различные варианты её использования.  

Подробнее...

Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №4 1943г.

В ПОМОЩЬ ШТАБНОМУ ОФИЦЕРУ И ОФИЦЕРУ-РАЗВЕДЧИКУ ВЫПУСК 4 ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ 1943  

Подробнее...

Полоса препятствий

Стандартная 200-метровая полоса препятствий (рис. 128) и учебные площадки (рис.129) оборудуются согласно Наставлению по физической...

Подробнее...

Подготовка снайперов

Данный материал своего рода отчет о проделанной работе, он наработан в процессе подготовки штатных разведчиков-снайперов отряда СпН ГРУ, перед отправкой в зону КТО на Северном Кавказе в 2005 году.

Подробнее...

Действия взвода (разведывательной группы) в засаде ночью

При изучении темы "Действия взвода (разведывательной группы) в засаде ночью" ставятся ...

Подробнее...

Художественная литература

Русский стиль - рукопашный бой и не только

(рабочее название) Время - чрезвычайно интересная штука. Кажется еще вчера я, как и многие из моих друзей носил военную форму, стойко переносил "все тяготы и лишения военной службы", бдительно охранял, стойко...

Подробнее...

У костра (поэзия)

Когда из разведки товарищ приходит, Сейчас же его окружают друзья, И каждый хорошее слово находит, И крепче смыкается наша семья. Сидим у костра мы и другу-герою Стараемся все, как один...

Подробнее...

Парашюты на деревьях

Парашюты на деревьях. Минск, "Беларусь", 1969. 240 С. с илл. 100 000 экз. 63 к.  

Подробнее...

Быль о полковом разведчике

Ставропольское книжное издательство, 1987  

Подробнее...

Разведчики

Книга Валерия Куплевахского посвящена Советской Армии

Подробнее...

Всем смертям назло

Орден Славы трех степеней орден Красной Звезды и восемь медалей - боевые награды участника Великой...

Подробнее...

В данной статье автор имеет целью поделиться опытом обучения движению по азимутам ночью. Методика, применяемая в нашем училище по этому виду занятий, дала хорошие результаты.

К занятиям по обучению движению по азимутам, особенно ночью, нужна тщательная подготовка не только руководителя, но и обучаемых. Каждый из обучаемых, например, должен точно определить и запомнить размер пары шагов. Делается это так. Мерной лентой или рулеткой отмеряется двухсотметровый отрезок расстояния. Обучаемые трижды проходят этот отрезок расстояния и определяют, какое среднее количество пар шагов укладывается в нем. Затем на это среднее количество делят цифру 200, и размер своего "парного" шага (счет под левую ногу) найден.
Руководитель, готовясь к проведению занятия, выходит на местность, намечает несколько маршрутов, проходит по ним и составляет схему каждого маршрута. Число намеченных маршрутов должно быть равно половине состава обучаемых. Таким образом, если обучаемые начнут движение с противоположных концов (один навстречу другому), то каждый обучаемый будет иметь свой "отдельный" маршрут. Протяженность каждого маршрута - 2-3 км, причем на этом расстоянии должно быть не менее 5-6 колен. Для облегчения контроля за движением обучаемых намечать маршруты следует с учетом, чтобы их начальные и конечные точки сходились недалеко одна от другой (примерно в радиусе 200- 300 м).
На каждый маршрут руководитель готовит данные для двух маршрутов, для чего он принимает конечную точку одного маршрута за начальную другого и изменяет прямые азимуты на обратные (на 180°). Эти данные записываются в виде дробей, числители которых показывают величину азимута колен в градусах, а знаменатели - длину этих колен в метрах. Ниже мы показываем форму записей данных для движения по азимутам в оба конца, подготовленных по схеме одного маршрута:

Маршрут № 1:
Исходная точка маршрута № 1 - памятник; конечная - западные ворота.

Маршрут № 2:
Исходная точка маршрута №2 - западные ворота; конечная - памятник.

Подготовив маршруты, руководитель обязан собрать нужное количество компасов и зарядить их. Лучше всего взять компасы системы Адрианова. При отсутствии солнечного света зарядку компасов можно производить при ярком свете электрической лампы.

Проведение занятий

Первая часть.
В назначенное время, с наступлением темноты, взвод по указанию руководителя входит в освещенное помещение. Здесь руководитель знакомит, обучаемых, каким путем при помощи компаса можно выдерживать ночью требуемое направление, и разъясняет, что передвижения по азимутам должны быть скрытными, с соблюдением звуковой и световой маскировки. Указав далее, что при движении в темноте точная установка указателя мушки компаса на нужный отсчет затруднительна, руководитель приступает к тренировке зрения курсантов. С этой целью он, выключив свет, приказывает курсантам отпустить у компасов тормоза стрелок и установить в темноте указатель мушки на 0°. Когда курсанты выполнят это, руководитель включает свет и проверяет точность установки мушки. Затем, применяя этот же метод, руководитель тренирует обучаемых в установке указателя мушки на отсчеты 90°, 180° и 270°.
Добившись от курсантов точной установки указателя на указанные отсчеты, руководитель переходит к объяснению правила нахождения в темноте отсчетов 45°, 135°, 225° и 315°. "Для нахождения отсчета 45°, - указывает руководитель, - дугу первой четверти между двумя светящимися точками надо разделить на глаз пополам; для нахождения отсчета 135° следует разделить пополам дугу второй четверти; для нахождения отсчета 225° делится пополам дуга третьей четверти; дуга четвертой четверти делится пополам для нахождения отсчета 315°". После такого пояснения руководитель выключает свет и приказывает обучаемым установить указатель мушки сначала на отсчет 45°, а потом и на отсчеты 135°, 225° и 315°, проверяя точность работы курсантов после нахождения каждого из этих отсчетов при включенном свете. В дальнейшем он тренирует обучаемых в установке указателя мушки па такие градусы, найти которые более трудно, например: 120°, 111°, 173°, 237° и т. д.
Убедившись, что обучаемые находят сравнительно точно и эти отсчеты, руководитель объясняет им, как следует производить запись данных для движения, чтобы они легко читались в темноте. Из объяснения руководителя обучаемые должны уяснить, что более легко различаются и читаются в темноте цифры высотой 1,5-2 см, написанные красным карандашом на белой бумаге или мелом на черной доске.

Вторая часть.
Подготовка и тренировка обучаемых в помещении заканчиваются на том, что руководитель вручает каждому обучаемому лист бумаги с написанными на нем данными для движения и предлагает перевести расстояния колеи маршрута (указанные на бумажке в метрах) в свои парные шаги; приказывает переписать данные маршрута красным карандашом большими буквами на лист белой бумаги.
При выполнении этой работы руководитель следит за правильностью производимых обучаемыми записей и исправляет их ошибки. Убедившись в том, что все записи данных сделаны правильно, руководитель создает простую тактическую обстановку, ставит обучаемых, скажем, в роль старшего дозорного в разведке на марше и приказывает выйти к своим начальным точкам, чтобы затем двигаться по заданным маршрутам.
Спустя некоторое время после выступления обучаемых по заданным им маршрутам руководитель переходит в район конечных точек маршрутов и ожидает прихода обучаемых. Здесь он опрашивает прибываемых, проверяет, в каких направлениях и около каких местных предметов они проходили, и объявляет каждому оценку.
Описанный нами метод проведения занятий несколько усложняет труд преподавателя, но обеспечивает высокую подготовку курсантов. Обученные таким методом курсанты хорошо усваивают порядок движения ночью по азимуту, хорошо ориентируются на местности и почти безошибочно выходят к намеченному для них пункту.