"Стремясь к тому, чтобы на Отечество никогда и никем не было бы унижено, и чтобы имя русского всегда стояло "честно и грозно", мы должны пожелать, чтобы всегда у нас была сильная армия, и чтобы граждане были проникнуты чувством патриотизма, а потому и любили свое войско, со всеми его достоинствами, которые неоспоримы, и со всеми его недостатками, которые исправимы"

Основные идеи

"Люблю поединки только на холодном оружии..."

беседовал Сергей Перевезенцев - Своему сочинению "Рождение танковой нации", которое мы публикуем в этом номере журнала...

Подробнее...

Почти манифест

Дальнейшее отсутствие в России национальной государственной идеологии приведет к окончательному поражению страны, как в экономическом...

Подробнее...

Офицерская памятка

Мысли и афоризмы генерала М.И. Драгомирова о военном деле В 1888 году русским генералом М.И. Драгомировым (1830-1905) была подготовлена книжечка под названием "ОФИЦЕРСКАЯ ПАМЯТКА". В стиле суворовской "Науки побеждать" в ней...

Подробнее...

Понимание русскости

Единый процесс духовного развития народа России называется Русской Идеей. Не стоит придавать этому термину националистическую окраску, это уведет от его истинного содержания. Действительно, основную массу населения-носителя этого процесса всегда составляли русские...

Подробнее...

Советы ротмистра Кульчицкого

Труд ротмистра В.М. Кульчицкого "Советы молодому офицеру" только за года с 1915 по 1917-й выдержал...

Подробнее...

Аналитика

ОБЗОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО СИЛАМ САМООБОРОНЫ ЯПОНИИ

Значительные изменения в глобальной военно-политической обстановке и нарастание угроз национальной безопасности Японии, которые декларируются японским руководством, вынуждают Токио определять главной целью своей деятельности на международной арене необходимость существенного повышения влияния...

Подробнее...

Психологические операции в локальных войнах и вооруженных конфликтах ХХ века

Введение Анализ хода локальных войн и вооруженных конфликтов, происходивших во второй половине ХХ века, позволяет сделать...

Подробнее...

Грузинский след в новейшей украинской истории

Грузия и Украина - страны друг от друга недалекие. «С давних пор между нашими народами существовали тесные и добрые связи. Оживленные торгово-экономические связи Колхиды с Северным Причерноморьем еще в VI-IV вв...

Подробнее...

Причины и будущее конфликтов в Чечне

Планы Алена Даллеса и Збигнева Бжезинского по развалу Советского Союза никогда бы не сработали, ...

Подробнее...

Все ли то золото, что блестит?

Или к чему приводит голое копирование чужих достижений За период с 1055 по 1462 год Русь претерпела 245 нашествий и военных столкновений. Из 537 лет прошедших со времен Куликовской битвы до...

Подробнее...

Уроки Цхинвала

12.08.2008 г. О.В. Странно выглядит все то, что происходит в Южной Осетии. Создается впечатление что как будто грузины не ожидали вмешательства российской армии. Возможно кто-то, видимо грузин использовал в темную. А.Е. Ожидали...

Подробнее...

История

Охотничьи команды

1897 ВОЕННЫЙ СБОРНИК, том ССXXXV, С.-Петербург

Подробнее...

Полет на "Протоне"

Об ОКБ подводной техники Санкт-Петербургского морского технического университета я уже писал. Это ОКБ более 40 лет занимается разработкой ПСД для спецназа ВМФ. На этот раз, я заехал к старым знакомым...

Подробнее...

Накидывание аркана

(Забытое, но полезное искусство - ВР)

Подробнее...

О дисциплинарных взысканиях, налагаемых на офицеров

Журнал "Разведчикъ", 1911 г. Дисциплинарная власть является существенным правом всякого начальника и, разумно и закономерно проявляемая, составляет важное, даже необходимое средство для насаждения и поддержания воинского порядка и благоустройства. Но, примененная неправильно...

Подробнее...

Вздох пластуна

(Две заметки о проектах реформы экипировки казаков-пластунов - ВР)

Подробнее...

Славянский спецназ

Лет десять назад я увлекся исторической реконструкцией. Мне удалось заразить идеей подводных засад ребят из студии "Ратник". Мы выехали на озеро с довольно прозрачной водой и попробовали сидеть под водой...

Подробнее...

Обучение

Движение по азимуту ночью

Маневр подразделений в условиях ограниченной видимости - ночью, в сильный снегопад и в тумане -...

Подробнее...

Действия взвода (разведывательной группы) в засаде ночью

При изучении темы "Действия взвода (разведывательной группы) в засаде ночью" ставятся ...

Подробнее...

Сборы разведчиков

В данной брошюре обобщен опыт ряда штабов по подготовке и проведению сборов разведчиков в годы...

Подробнее...

Сборник "Войсковая разведка". Выпуск №2 1943г.

В ПОМОЩЬ ШТАБНОМУ ОФИЦЕРУ И ОФИЦЕРУ-РАЗВЕДЧИКУ ВЫПУСК 2 ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ 1943 Редактор полковник Пенчевский А.П.  

Подробнее...

Противодействие вражеской разведке в условиях стабильного фронта

Немцы придают исключительное значение разведке. До проведения её они не составляют плана боя, считая...

Подробнее...

Художественная литература

Разведчики

Книга Валерия Куплевахского посвящена Советской Армии

Подробнее...

Воробушек

С вечера начал медленно идти мелкий снег, и к утру вся земля, словно белым одеялом...

Подробнее...

Разведка уходит в сумерки

В повести рассказывается о боевых делах полковых разведчиков. Повествование ведется без традиционного приключенчества, и в то же время каждый эпизод наполнен романтикой. Ведь жизнь разведчиков полна неожиданностей и требует от...

Подробнее...

Учение

БАЙКИ ОТ СПЕЦНАЗА рассказ из книги прозы "72 метра" СПб, Инапресс, 2001 г  

Подробнее...

О русском стиле боевых искусств

БАЙКИ ОТ СПЕЦНАЗА Когда нашу армию начинают сравнивать с американской и другими армиями мира, я все время вспоминаю историю, произошедшую во время моей службы в группе советских войск в германии около...

Подробнее...

Пройти через огонь

Документальные повести о военных разведчиках 1983г. Читателям известны документальные книги Александра Вольфа "В чужой стране", "Дремучие...

Подробнее...

При изучении темы "Действия взвода (разведывательной группы) в засаде ночью" ставятся две основные цели: научить командира взвода организовать засаду и управлять действиями взвода, добиться слаженных действий взвода в засаде в ночных условиях. Если на изучение темы отведено, скажем, 8 часов, то целесообразно провести три следующих занятия: подготовка к действиям в засаде - 3 часа; действия взвода в засаде ночью-3 часа; отход по выполнении задачи - 2 часа.

Каждое из этих занятий проводится в ночных условиях. Большую часть этого времени командиру роты придется, конечно, отвести на изучение основных вопросов, вытекающих из целевых установок темы. Это необходимо потому, что основные элементы техники действий солдат-разведчиков в засаде к этому времени будут уже изучены частью на занятиях в составе отделения и частью па тактико-строевых занятиях с солдатами; занятия в составе взвода должны явиться как бы итоговыми.
Прежде чем приступить к рассмотрению порядка деятельности командира роты как руководителя этих занятий, мы должны коснуться некоторых вопросов действий разведывательных групп в засаде с точки зрения боевого опыта.
Засады обычно организуются на путях движения разведывательных и передовых подразделений противника. Но они могут быть организованы и на путях отхода частей или подхода резервов противника, перед передним краем его обороны, а также па направлениях действий наступающих подразделений противника.
Разведорганы, действующие методом засады, захватывают пленных и документы, уничтожают живую силу и боевую технику противника, вносят в его ряды панику, особенно в период преследования врага.
Как учит боевой опыт, засады лучше всего устраивать ночью. Успешным действиям засад способствуют также туман, сильный дождь, снегопад и ослабленная бдительность противника. Движение к месту засады нужно совершать по скрытым подступам с мерами обеспечения.
Боевой порядок разведывательной группы в засаде состоит из подгруппы захвата (нападения), подгрупп обеспечения и наблюдателей; строится он по принципу круговой обороны. Подгруппа захвата (нападения) располагается ближе к месту вероятного движения противника; обеспечивающие подгруппы располагаются на флангах и в местах, допускающих хороший обстрел. Наблюдатели размещаются на некотором удалении от разведывательной группы, в местах, откуда можно вести наблюдение на большое расстояние и поддерживать связь с ядром взвода.
Захват в плен одиночных солдат (офицеров) и небольших групп противника производится из засады бесшумно, без открытия огня. Огонь открывается лишь в тех случаях, когда силы противника значительно превосходят наши или же когда противник обнаружил засаду. Захваченные пленные немедленно обыскиваются; у них отбирают оружие, служебные и личные документы.
При отходе от места засады после нападения на противника, разведчики не должны оставлять никаких признаков, которые давали бы противнику возможность узнать, об их нахождении в этом районе и о направлении их ухода.
Кроме усвоения перечисленных нами положений, руководителю полезно будет подобрать несколько примеров из опыта боевых действий разведывательных групп в засаде в период Отечественной войны и подтвердить ими изучаемые действия на занятиях при разборе.

Подготовка к занятиям

Как и при подготовке ко всяким занятиям, командир роты, прежде всего, изучает содержание темы по программе и положения уставов, относящиеся к организации и проведению засады. Затем командир роты последовательно решает следующие вопросы: выбирает район для учения, разрабатывает тактическую обстановку, продумывает организацию занятия и составляет план его проведения. Решение руководителем этих задач мы проследим более подробно.

Выбор района для занятий

Занятия по данной теме рекомендуется проводить на среднепересеченной местности, с тем, чтобы полнее изучить все учебные вопросы, особенно движение по азимуту. Но конечно, было бы ошибкой руководителя, если бы избранный им участок облегчал действия обучаемых, в частности, позволял бы легко укрываться на местности, не применяя для этого ни хитрости, ни усилий. Место для засады желательно наметить, в таком районе, где проходит дорога, имеется мост или выемка на повороте дороги, или какое-либо другое удобное для устройства засады место.

Разработка тактической обстановки

Выбор способа войсковой разведки для решения определенной разведывательной задачи на войне всегда зависел от конкретной, боевой обстановки и характера поставленной задачи. Поэтому и изучение различных способов разведки, в частности засады, на занятиях следует проводить также в конкретных условиях обстановки. В связи с этим командир роты должен разработать такую обстановку, которая указывала бы обучаемым на необходимость организовать засаду и достать нужные данные таким способом.
В нашем примере командир роты разработал следующий тактический замысел. "Передний край обороны противника проходит по южной окраине Линовка, южным скатам высоты 235,3, высоты 229,0, отдельное дерево (схема 1).

567x770 (99 502 bytes)

Противник занимает две траншеи. Перед передним краем на участке Анновка, высота 229,0 имеется проволочная сеть. Участок к западу от выс. 229,0 ввиду его заболоченности противником не занят. В ночное время противник высылает туда патруль, который освещает местность ракетами. В глубине обороны противника на рубеже Гнутово - южная опушка рощи - высота 301,0 - высота 290,4 до р. Гужа оборудована прерывчатая траншея. По дороге Жалово - Анновка происходит усиленное двустороннее движение автомашин. 24.3.47 в районе высоты 284,9 отмечено движение 13 танков в направлении Анновка. Разведывательная группа в составе взвода имеет задачу 30.3.47 проникнуть в расположение противника, установить характер автоперевозок по дороге Жалово-Линовка и захватить пленного.

Организация занятия

450x800 (70 669 bytes)

Продумав организацию занятия, руководитель составляет план - конспект. Этот документ отражает последовательность и порядок изучения учебных вопросов, данные о материальном обеспечении занятии; в нем указываются тема занятия, время и место его проведения, учебная цель и учебные вопросы и краткое содержание занятия. Изложение содержания занятия может быть также выражено и графически, как это показано, на схеме 2.
Чтобы обеспечить изучение намеченных вопросов, командиру роты, очевидно, потребуется выделять:

  • на первом занятии:
    для обозначения противника - группу солдат (2-3 человека); материальное обеспечение: 10 компасов, ракетницу и необходимое количество ракет (для руководителя), 3 карманных фонаря;
  • на втором занятии:
    для обозначения противника - группу солдат (до отделения); материальное обеспечение: холостых патронов - по 3 на винтовку и по 10 на автомат, одну ракетницу и необходимое количество ракет (для командира РГ), 3 карманных фонаря и один свисток;
  • на третьем занятии противник не обозначается;
    материальное обеспечение: 10 компасов, 10 м веревки (для связывания пленных) и 5 индивидуальных пакетов (для закрывания им ртов).

Накануне занятий командир роты ознакамливает командира взвода (разведывательной группы) с тактической обстановкой и указывает ему, что нужно подготовить к занятиям, какой материал ему прочесть лично и какой изучить с командирами отделений и солдатами.
Солдат, выделенных для обозначения противника, командир роты высылает в район занятия заранее. Он ставит им задачу - быть готовыми (по сигналу) двигаться в качестве дозора "противника" по указанному им маршруту. Маршрут этот не должен быть известен разведывательной группе; в то же время действующий противник не должен знать о том, где будет организована засада. Такая обстановка приближает занятие к условиям боевой действительности, делает его более интересным и поучительным.

Проведение занятий

Некоторые учебные вопросы первого занятия (к примеру, получение и уяснение задачи, подготовка личного состава и материальной части, изучение маршрута и определение места для засады) можно изучить с командирами предварительно. Что касается остальных вопросов, то их нужно проходить только на местности. К последним следует отнести: построение боевого порядка разведывательной группы для движения; движение по азимуту; действия разведывательной группы при внезапной встрече с "противником" на пути движения.
Порядок изучения этих вопросов мы и рассмотрим ниже.

По прибытии взвода на исходное место для занятий командир роты приказывает командиру взвода расположить обучаемых в укрытии, объявить командирам отделений обстановку и поставить им задачи, а затем в соответствии с этим построить разведывательную группу в такой боевой порядок, который был бы пригоден для перехода переднего края обороны "противника" (схема 1).
В то время когда разведывательная группа, будет переходить передний край обороны "противника", руководитель приказывает своему "ракетчику" осветить местность. Таким путем он вынуждает разведчиков применяться к местности и в то же время проверяет их умение быстро маскироваться при этом освещении.
После того как разведывательная группа пройдет через передний край обороны "противника", руководитель следит за действиями командира взвода. Последний должен выслать во все стороны (на удалении 20-50 м) непосредственное охранение, убедиться в том, что все люди налицо, напомнить командирам отделений азимут и приказать им продолжать движение.
С целью усложнения обстановки при движении по азимуту руководитель дает различные вводные. К примеру, он сообщает командиру взвода, что участок местности на пути движения разведывательной группы заминирован. Это заставит командира взвода изменить азимут и обойти минное поле.
Разведгруппа продолжает движение. Но вот неподалеку от нее появляются дозорные "противника" (2-3 человека). Они приближаются и теперь уже находятся на расстоянии 100 м от разведчиков. Как поступить в этом случае дозорным нашей разведгруппы? Конечно, будет правильнее, если они остановятся, замаскируются и донесут о замеченном командиру взвода.
Вся же группа должна немедленно остановиться и принять боевой порядок.
За этим и наблюдает руководитель. Убедившись, что все выполнено правильно, он приказывает командиру разведгруппы оценить обстановку, и принять решение: то ли захватить солдат "противника", то ли пропустить их.
Принимая решение, командир взвода обязан учесть и условия местности, и направление движения группы, и состав группы "противника", и расположение своих отделений.
В дальнейшем группа продолжает движение в намеченный район. По достижении ею пункта, из которого организуется доразведка района засады, занятие заканчивается. Руководитель делает его разбор.

Проведение второго занятия -
действия взвода в засаде ночью.

Примерный расчет времени на изучение учебных вопросов может быть таким:

  1. Доразведка района засады-30 минут.
  2. Выбор места засады на местности 30 минут.
  3. Построение боевого порядка РГ в засаде; постановка задач подгруппам и организация взаимодействия - 40 минут.
  4. Приемы действий из засады - 60 минут.
  5. Разбор занятий-20 минут.

Всего-180 минут (3 часа.).

Второе занятие следует организовать как продолжение первого; поэтому оно начинается в том районе, где было закончено предыдущее. С выходом в поле командир роты вводит командира взвода в обстановку и приказывает ему приступить к действиям (командир взвода располагает группу так, как бы он расположил ее в исходном положении при выходе в район засады, и начинает доразведку места засады).
Прежде всего, он назначает дозорных (количество дозорных и их состав, определяются обстановкой) и ставит им задачу - выйти в определенный пункт (там, где намечается место засады) и разведать, не занят ли он "противником". Задачи могут быть поставлены так: дозору № 2 - пройти но своему маршруту и встретиться с дозором № 1 на высоте 284,9,после чего возвратиться в группу и доложить о результатах; дозору № 1 - пройти по своему маршруту и после встречи с дозором № 2 оставаться на высоте 284,9 и вести наблюдение за дорогой до подхода туда группы (см, схему 2).
В дальнейшем командир взвода вместе с командирами отделений производит рекогносцировку места засады, намечает боевой порядок группы, ставит задачи подгруппам и дает указание по взаимодействию подгрупп в период нападения на "противника" при различных вариантах действий. Когда разведгруппа примет боевой порядок и все будет готово к нападению из засады, руководитель проверяет ее расположение. Затем он требует от командира разведывательной группы доложить план действий при различных вариантах. Если ошибок в решении командира взвода и в расположении группы нет, то командир роты посредством сигнала или через посыльного приказывает солдатам, действующим за противника, начать движение.
Сначала он пропускает небольшую группу (3-4 человека) с тем, чтобы проиграть эпизод бесшумного нападения и захвата в плен. После этого руководитель путем вводных (с условным обозначением на местности) изучает нападение группы разведчиков из засады на: автомашину, повозку и мотоцикл, а потом огневое нападение взвода из засады на превосходящего по силе противника. На этот раз действующие за противника солдаты двигаются в строю в полном составе. Как только они подойдут к месту засады па близкое расстояние, руководитель дает командиру взвода вводную о том, что по дороге двигается свыше роты противника. Правильным решением командира взвода следует считать, если он немедленно откроет реальный огонь по противнику и примет меры к захвату пленных (§ 319, БУП, ч. I). После этого он должен организовать отход группы. На этом руководитель заканчивает занятие и производит его разбор.

Проведение третьего занятия -
отход разведгруппы из расположения засады по выполнении задачи.

Примерный расчет времени:

  1. Сбор группы и организация отхода после нападения на противника из засады - 20 минут.
  2. Построение боевого порядка для движения - 40 минут.
  3. Конвоирование пленных и вынос своих раненых - 20 минут.
  4. Разбор - 40 минут.

Всего - 120 минут (2 часа).

Для того чтобы третье занятие увязать с общей обстановкой, его опять-таки следует рассматривать как продолжение действий разведгруппы после нападения на "противника". С этой целью разведывательную группу надо расположить в том месте и в том же боевом порядке, как она была расположена на втором занятии при нападении на "противника" из засады.
После нападения группы на "противника", если последнее было организовано и проведено правильно, руководитель создает примерно следующую обстановку: "Группа противника" состояла из 10 человек, трое из них убиты, двое захвачены в плен, остальные разбежались; два солдата из состава группы ранены, один из них тяжело".
По этой вводной командир группы должен немедленно организовать обыск пленных и сбор оружия. После этого он отводит всю группу в сторону от места засады и проверяет людей, отдает распоряжение о порядке конвоирования пленных, об эвакуации раненых. В дальнейшем отход группы производится по азимуту с мерами непосредственного охранения, как это показано на схеме 3.

563x800 (73 244 bytes)

На этом руководитель заканчивает занятие и производит его разбор. На разборе он рассматривает особенности действий разведчиков ночью, действия группы и решения командира РГ по вопросам данных занятий, указывает на положительные и отрицательные стороны действий солдат и подгрупп. Особое внимание руководитель обращает на необходимость бесшумного движения в расположении противника ночью, и на умение пользоваться компасом, указывает на ошибки, которые были допущены в ходе занятия. Руководителю следует указать также, на то, что в случае внезапной встречи с "противником" (если нет всех необходимых данных, гарантирующих захват в плен или уничтожение наверняка и притом бесшумно) РГ должна замаскироваться, пропустить "противника" и выполнить основную задачу - выйти в намеченный ей район.