Среди недовольных заявлением «Народного движения Узбекистана» (НДУ) значится и руководитель узбекского общества прав человека «Эзгулик» Василя Иноятова.

Высказывая мнение к статье лидера НДУ Мухаммада Салиха под заголовком «Настало время быть немного плохими», Иноятова резко осуждает «любые радикальные действия группировок, подобных НДУ, и призывает власти Турции, где проживает Салих, изучить деятельность оппозиционного движения и дать им правовую оценку». Василя Иноятова также «призвала демократические силы Узбекистана быть бдительными, а представителей гражданского общества не принимать участия в подобных сомнительных действиях».
С аналогичным заявлением выступила созданная в Узбекистане, но в настоящее время осуществляющая свою деятельность во Франции международная правозащитная организация «Клуб Пламенных Сердец».
Как уверены руководитель правозащитной организации Мутабар Таджибаева и другие узбекистанские политические активисты, подобная мысль, приведенная в заявлении НДУ, является абсолютно вредной, которую категорически невозможно принять.
«Овладение Шавкатом Мирзияевым кресла Президента вразрез с Конституцией и такое бесправие, как усиление им тирании в стране, придали законность самым радикальным формам борьбы оппозиции против его управления.
Теперь ответственность за катаклизмы, которые могут последовать за этими событиями, возлагается на незаконное правительство, которое пришло к власти, попирая Конституцию, путем переворота», – говорится в заявлении НДУ.
Председатель НДУ Мухаммад Салих ответил на вопросы репортера «Озодлика» (Узбекской редакции радио «Свобода») касательно именно этой части заявления, которая вызвала недовольство активистов внутри и за пределами Узбекистана.
«Озодлик»: Что означает фраза «радикальные формы», приведенная в Вашем заявлении?

Мухаммад Салих: Всем известно значение фразы радикальные формы. К примеру, есть такое понятие, как народ поднялся против власти. Есть восстание народа. Есть такое понятие, как неповиновение граждан, когда люди бросают работу. Все это входит в такое понятие, как радикальные формы. Если правительство решит подавить подобное восстание оружием, как это было во время Андижанских событий (имеет в виду кровавые события в Андижане 13 мая 2005 года – Ред.), то и народ в свою очередь может вооружиться против тиранов. Это и есть радикальные формы.
«Озодлик»: Вы видите какие-то признаки возникновения подобных радикальных форм в Узбекистане или само НДУ планирует организовать их?
Мухаммад Салих: Нет. Не стоит ставить вопрос подобным образом. У нас нет таких планов. Если и будут, то мы заранее объявим о них. Но на сегодняшний день у нас нет таких планов.
«Озодлик»: Если у НДУ нет таких планов, то тогда каким образом возникла эта мысль? Или же Вы видите признаки того, что народ сам по себе пойдет на такие радикальные шаги?
– Нет, признаки заключаются в следующем. Начала выступать группа людей, которая надеялась на что-то от нового правительства. Однако в ответ им гнет еще больше усилился, в частности, в Ферганской долине, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях. Начались обыски в домах людей. Бандиты, отправленные правительством, перешли к более активным действиям. Сново усилилось давление, которое немного снизилось накануне смерти Каримова. Эта репрессивная политика, которую проводил Каримов, государственный террор достигнет наивысшей точки. В своем заявлении мы хотели донести мысль, что в случае продолжения всего этого в подобном духе, никто не может дать гарантию ходу событий, ожидающих нас в будущем.
После обнародования заявления НДУ, на сайте движения была опубликована статья под заголовком «Настало время быть немного плохими», в которой несколько раз было использовано слово «джихад».
Вот что сказал об этой статье «Озодлику» политический эмигрант, проживающий в США узбекский журналист Джахангир Мухаммад:
[img][http://gdb.rferl.org/6176E2E2-8D6E-44C7-91B4-FC7A65FF7DC8_cx23_cy21_cw60_w987_r1_s_r1.jpg/img]
– Они объяснили в своем заявлении, что такое джихад, о том, что мусульмане отдалились от джихада, что все трудности, обрушившиеся на голову узбекистанцев, происходят из-за отсутствия джихада.
Джахангир Мухаммад вместе с другими активистами обсудил в социальных сетях, в частности в эфире интернет-радио «Тугён» заявление НДУ и статью Мухаммада Салиха.
– Я напомнил, что политическая борьба не должна быть такой. И сказал, что, если они остановятся, то это будет полезным не только для них, но и для народа Узбекистана. Я вижу, что мое обращение дало положительный результат. Мухаммад Салих сразу же выступил с заявлением, в котором сказал: «Мы не призываем к джихаду», – говорит журналист, проживающий в эмиграции.
После публикации статьи «Настало время быть немного плохими» Мухаммад Салих действительно опубликовал еще одну статью под названием «Интриганам», в которой обвинил своих критиков в незнании языка.
«Интриганы поняли бы, если бы я написал «мы не боремся за свои права», вместо написанного мной «мы не совершаем джихад за свои права». Они настолько безграмотны, что не знают о том, что слово «джихад» – производное от слова «мужохада» (борьба)», – написал в своей второй статье Мухаммад Салих.
Свое недовольство по поводу заявления НДУ и статьи Мухаммада Салиха выразил еще один активист – узбекский мигрант Миррахмат Муминов, проживающий ныне в США. Летом этого года он, ссылаясь на свои источники, написал о том, что Мухаммад Салих имеет связи с религиозно-экстремистскими группировками. Сегодня в беседе с репортером «Озодлика» Муминов говорит, что у него имелись основания для написания подобной информации, однако не пожелал говорить о подробностях.
После этого наш репортер обратился к Мухаммаду Салиху, который полностью опроверг заявления о том, что он связан с экстремистскими организациями.
– Все это ни что иное, как клевета. Пусть они приведут хоть какое-то доказательство, после этого я поговорю с ними, – сказал оппозиционер репортеру «Озодлика».
Ныне проживающий во Франции узбекский политолог Камолиддин Раббимов также подверг критике заявление НДУ и статью Мухаммада Салиха.

– По целям и задачам оппозиция делится на две группы. Цель большей части оппозиции – 99 процентов – трансформировать авторитарный режим в Узбекистане. То есть, чтобы власть меньше угнетала народ, меньше использовала силу против него, меньше использовала механизмы принуждения. По возможности поощрять, но в основном удерживать ситуацию путем убеждения. Данное требование объединяет большую часть оппозиции. Небольшой части оппозиции, в основном 2-3 людям не нужна эта трансформация, единственная их цель – это власть. Их цель – прийти к власти любыми путями. Они будут мучаться от любых положительных изменений в Узбекистане. К такому выводу я пришел в ходе долгих наблюдений, – сказал Камолиддин Раббимов.
Говоря об этом Раббимов не упомянул конкретных имен, но если он имел в виду Мухаммада Салиха, то в своей статье лидер НДУ дал следующий ответ на подобные обвинения:
«...мы являемся политическим движением, все политические движения без исключения (если, конечно, они не являются партиями-марионетками) осуществляют свою деятельность для того, чтобы прийти к власти».
Недавно пресс-служба НДУ сообщила о переносе дня проведения Курултая партии.
«Режим чрезвычайного положения, введенный 15 июля этого года после попытки военного переворота в Турции, до сих пор остается в силе.
Для участия в работе Курултая в Турцию съехались более 150 человек. Из Узбекистана приехал всего лишь один из четырех активистов. Сообщается, что остальных задержали в аэропорту.
В Турцию для участия в Курултае приехали экс-омбудсмен Кыргызстана Турсунбек Акун, российский журналист и обозреватель Орхан Джемаль, а также председатель «Общества Туркестанского единства» Бурхан Кавунчи», – говорится на сайте НДУ.
Напомним, что Народное движение Узбекистана было создано в мае 2011 года. Позже некоторые организации и лица, являвшиеся его учредителями, приостановили свое членство в НДУ.