Сообщение

Одним из подразделений Федерации русского рукопашного боя, возглавляемым Мирошниченко Е.И., в 2002 году был разработан 50 часовой курс ускоренной подготовки военнослужащих основам РРБ. В основу курса была положена идея обучения рукопашному бою на основе созданной ранее информационной модели двигательной активности человека. Для проверки целесообразности подобного подхода при решении широкого спектра прикладных задач РБ, а так же степени доступности материала и его усваиваемости широкой аудиторией был организован опытный цикл обучения на базе одного из подразделений ВС РФ. В качестве опытного подразделения выступила учебная рота 45 отдельного разведывательного полка ВДВ.

Обучаемый контингент представлял разнородную по физиологическим параметрам и физической подготовке группу из 80 человек.

Занятия проводились два раза в неделю по два часа каждое, в течение 3-х месяцев.

Цель обучения:

Обеспечить адекватное поведение бойца (управляемость, способность к анализу обстановки, принятию обоснованных решений и активному воздействию на ситуацию) в ходе решения задач на дистанциях ближнего боя.

Задача решалась через работу с сознанием. Необходимые воздействия на сознание, с целью изменения представления о действительно "рабочих" дистанциях в рукопашном бою, осуществлялись через реализацию методически выверенных и целенаправленных цепочек из двигательных задач имеющих статус "доказательств". Доказывалась возможность противодействия противнику в рукопашной схватке гораздо менее затратным, более эффективным и не применявшимся ранее способом.

Доказывалась необходимость воздействия на командные звенья системы как на причину появления видимых глазом движений противника.

Главная задача - выявить и, в ходе занятий, всесторонне изучить основной закон реализации любого движения в теле человека. Понять - что биомеханика человека может, а главное чего она не может при реализации двигательных задач.

В ходе занятий решалась проблема переведения разнообразнейших схем взаимодействия бойцов в рукопашной схватке в рамки определённой технологии.

Обучаемых знакомили с понятиями цикла, ритма, такта. Рабочими поверхностями, воздействовавшими на противника, становились не только поверхности предметов зажатых в руках, не собственно руки, но и поверхность туловища (дистанция = 0, прорыв через мощный психологический барьер). Сознание обучаемых не загружали второстепенной информацией, такой как "правильное" положение рук или ног. Исповедовался главный критерий - должно быть удобно.

Применявшиеся способы: вывод обучаемого сразу в зону "правильных" двигательных решений (максимальное облегчение поиска таких решений, но не в коем случае не подсказка готового решения - т.е. приёмаѕ) через "игровую" форму постановки двигательных задач.

Применявшиеся методические установки:

  • медленная скорость, позволяющая детально прочувствовать (прорабатывать - это не тоѕ) все детали поставленной двигательной задачи;
  • постоянное поддержание ощущения успеха у обучаемых ("правильные" решения должны не вызывать трудностей в понимании уже при объяснении задачи);
  • постоянная смена партнёров для исключения наработки "удобных" форм двигательных решений.

Основной прием: через успешно решаемые двигательные задачи доказать правомерность предварительных теоретических построений или утверждений.

После детального ознакомления с основными принципами решения двигательных задач (в рамках вводного курса РБ), в тренировочный процесс были внесены дополнительные условия (технические элементы), позволяющие переводить подавляющее большинство, реализуемых в рамках программы, двигательных схем в ранг автоматизмов. Это делает возможным использовать их на уровне подсознания и на любых предлагаемых обстоятельствами скоростях.

Несколько примеров постановки и решения задач (или в чём мы заставляли убедиться сознание обучаемых):

Утверждение 1.

В основе всякого движения осуществляемого человеком, лежит некая универсальная двигательная "болванка", сама по себе ничего не решающая. Её задача - перемещать в пространстве центр масс, используя для этого внешние (по отношению к человеку) силы. К этой болванке пристраиваются более тонко организованные движения, которые и приводят всё движение к обозначенной заранее целиѕ

Способы это доказать: (далее работа над методически выверенными двигательными задачами, при решении которых обучаемые получают доказательства в пользу рассматриваемых утверждений).

Утверждение 2.

Рассматриваемая двигательная болванка примитивна ("зашита" в самых древних отделах центральной нервной системы, т.е. - ЦНС) и циклична. Цикл - повторение, круг. В основе цикла - древнейший принцип почленикового возбуждения тела (а значит поочерёдного контроля этих членов со стороны ЦНС), так называемая "волна". Одна из основных задач таких движений (у человека) - удержание равновесия. Разрушение такой последовательности - основная задача технических схем РБ.

Утверждение 3.

При решении задач равновесия человеческое сознание (подсознание) использует любую доступную (или попутную) внешнюю для него силу. Такие силы, с умыслом предоставленные "защитой" своему противнику - верный способ разрушить любую из его атакѕ

Программа содержала следующие разделы обучения:

  • Общие сведения об анатомии и физиологии человека.
  • Общие сведения о двигательном феномене и существующих внутри этого процесса закономерностях.
  • Роль задачи сохранения равновесия в общей схеме реализации движений. Требования к состоянию вестибулярного аппарата человека.
  • Освоение возможностей биомеханической двигательной модели.
  • Ознакомление с понятием "боевой скорости" при выполнении приёмов защиты и освоение "рабочих скоростей" пригодных для всего комплекса задач самообороны (в течение всей подготовки).
  • Использование в рукопашном бою опасных (по определению) для противника предметов. Различные схемы и способы их применения.
  • Физиологически обоснованная схема защиты от ударов, безопасное поведение при парировании атак предметами.
  • Блокирование атак по принципу "плоскостей". Работа с ножом, большой и малой сапёрными лопатами, использование личного стрелкового оружия.
  • Обезоруживание, обыск, связывание и конвоирование противника.
  • Освобождение от захватов, работа со связанными руками.
  • Работа с двумя и тремя противниками.

После окончания цикла обучения группа 5.11.02г. была представлена для проведения экзамена высоко квалифицированной (и, необходимо отметить - критично настроенной) комиссии. Все 80(!) человек обучаемых успешно сдали итоговый экзамен по вводному курсу РБ.