Содержание материала

Глава VII
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВЕДЧИКА

КОМАНДИР разведывательного подразделения должен быть не только руководителем при выполнении специальных заданий, но и воспитателем: он должен повседневно и кропотливо выращивать и воспитывать молодых бойцов и командиров на опыте боевых действий, в процессе боевой учебы: обязан требовать от них знания и выполнения уставов Красной Армии, соблюдения строжайшей дисциплины и образцового порядка.
В этом процессе выращивания бойца-разведчика вопросы физического воспитания и подготовки должны занять одно из первых мест.
Физические упражнения настолько разнообразны и богаты, что специальным подбором средств и применением различных методических приемов можно успешно и быстро достигнуть значительных результатов в развития волевых и физических качеств разведчика, если этому уделяется достаточное время и внимание.
Эта глава посвящена дополнительным, специально подобранным средствам физического воспитания и подготовки разведчика, направленным на выработку и совершенствование преимущественно отдельных качеств и некоторых навыков, необходимых разведчику в его боевой деятельности.
В действующих частях тренировку разведчика в специальных упражнениях следует проводить на занятиях по физической подготовке, а также во время тренировки их к выполнению разведывательных задач. При выборе упражнений нужно учитывать необходимость тренировать разведчика в тех действиях, которые ему придётся производить при выполнении ближайшего боевого задания.
Эти упражнения проводить в любых условиях: на местности, в помешенин, в земляном сооружении, во время отдыха и в перерывах между боевыми заданиями, при условии, если обстановка и обстоятельства позволяют виделить на эти занятия от 10 до 30 минут времени.
Во вторых эшелонах, в резервных частях и учебных подразделениях специальным упражнениям следует уделять большое внимание и выделять на них, особенно в начальном периоде тренировки, в занятиях по физической подготовке до одного часа, причем специальные упражнения необходимо сочетать с боевыми физическими приемами и действиями. Специальные упражнения можно проводить не только на занятиях по физической подготовке, но и при следовании на полевых занятиях и с них на занятиях по строевой, огневой в тактической подготовке, на малоподвижных занятиях и в перерывах между ними, а также в часы и дни отдыха - в казармах, палатках, землянках, на местности и учебной поле.
Тренировку бойцов проводить в самых непредвиденных сочетаниях и разнообразных условиях. Занятиями должны руководить офицеры, а также сержантский состав после специального инструктажа и подготовки.

I. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДЕЙСТВИЙ И РАСТОРОПНОСТИ

Систематическое повторение элементарных двихений, упражнений и приемов и быстром темпе по внезапным командам, сигналам и знакам, постановка простейших заданий с требованием быстрого их исполнения, эмоциональное воздействие на бойца тоном голоса, неожиданностью команды развивают у бойца быстроту восприятия, живость в движениях и скорость при выполнении любой работы Постепенно у бойца пропалит мешковатость и растерянность. Движения его становится легкими, ловкими: он делается более находчивым и целеустремленным в действиях.
Упражнения на быстроту, скорость и ловкость необходимо проводить преимущественно в первый период подготовки разведчика с целью создания предпосылок к тому, чтобы боец лучше овладевал сложными движениями и действиями при дальнейшей тренировке.

Внезапные команды и простейшие задания

Внезапные команды и простейшие задания можно проводить со всем подразделением (отделение, взвод), с группой бойцов и с отдельным бойцом как при построениях, перестроениях, передвижениях, так и во время выполнения определенных упражнений, действий или работы.
Команды и задания для действий группы бойцов - подразделения:

  1. Подразделение или группа бойцов стоит в строю в одной или двух шеренгах. Внезапно подать команду: "Отделение (взвод) бегом - РАЗОЙДИСЬ", при медленном исполнении подать команду: "Отставить", сделать замечание - "медленно, никуда не годится, разбегаться бегом", - подать команду "РАЗОЙДИСЬ, ЛОЖИСЬ". После этого отбежать на 8 - 10 шагов, изменить направление фронта вытягиванием левой руки в сторону и дать задание "построиться в 8 секунд, отделение (взвод) - СТАНОВИСЬ". После этого дать счет. На восьмой счет командир поворачивается кругом и, требуя от бойцов, чтобы они не шевелились, оценивает исполнение задания.
  2. Построение то же или и колонну по одному, по два. Подать подряд несколько внезапных команд: "РАЗОЙДИСЬ", "САДИСЬ", "ВСТАТЬ", "ЛОЖИСЬ", "в укрытие вперед - БЕГОМ", изменить направление фронта, дать задание - "построиться в 7 секунд" - и командовать "СТАНОВИСЬ", (дать счет). Каждый счет должен быть равен примерно секунде. При даче заданий добиваться их выполнения.
  3. При построения бойцов в шеренгу, в две шеренги или в колонну командовать: "РАЗОЙДИСЬ", "САДИСЬ", "на спину - ЛОЖИСЬ", "на левый бок - ЛОЖИСЬ", "ВСТАТЬ", "построиться в 6 секунд - СТАНОВИСЬ".
  4. Во время передвижения подразделения в колонне внезапно командовать: "танки с тыла, в траншею справа в укрытие, гранаты - К БОЮ"; после выполнения бойцами команды командовать: "ползком бесшумно - КО МНЕ", после бесшумного подхода подразделения командовать: "отделение (взвод) в колонну по два - СТАНОВИСЬ".
  5. Во время передвижения в любом построении внезапно командовать: "в 10 секунд, на деревья - ЗАЛЕЗАЙ", после того как бойцы залезли на деревья, командовать: "в 10 секунд - КО МНЕ", построить подразделения и продолжать движение.
  6. При передвижениях подразделения (отделения, взвода, группы) давать следующие вводные:
    а) подразделению замаскироваться в копнах сена в 12 секунд: "ВПЕРЕД - БЕГОМ";
    б) отделению или группе бойцов 4-6 человек залезть в 15 секунд на сарай - "ЗАЛЕЗАЙ";
    в) отделению или группе бойцов в 15 секунд перелезть через стену: "ВПЕРЕД - БЕГОМ";
    г) первому отделению замаскироваться в кустах справа, второму отделению перелезть через забор, третьему отделению взлезть на сарай, для всех время 15 секунд: "ВПЕРЕД - БЕГОМ" и т. п.

Задания для одиночных или парных действий бойцов.
Задания и команды давать примерно следующие:

  1. бойцам Петрову и Сидорову залезть на чердак строения, осмотреть его, время 1 минута: "ВПЕРЕД - БЕГОМ";
  2. бойцам Иванову и Никанорову осмотреть дом со стороны огорода, время 1 минута: "ВПЕРЕД - БЕГОМ";
  3. бойцам Николаеву и Викторову залезть на дерево и осмотреть впереди лежащую дорогу, время 2 минуты: "ВПЕРЕД - БЕГОМ";
  4. бойцу Воробьеву осмотреть яму или окоп и т. п., время 1,5 минуты: "ВПЕРЕД - БЕГОМ", и т. д.:
  5. бойцам Иваненко и Ильину переползти в окоп слева и выбросить еж, время 2 минуты: "по-пластунски ВПЕРЕД".

Соответственно характеру местности и окружающих предметов команды и задания следует разнообразить, время на выполнение упражнений уменьшать или увеличивать в зависимости от того, как подготовлены бойцы. В занятиях всегда ориентировать бойцов во времени и отмечать, кто выполнил задание первым и кто последним.

Действия по условным знакам и сигналам

Прежде чем внезапно подать какой-либо сигнал или знак, нужно заблаговременно объяснить бойцам его значение, а в некоторых случаях специально обучить бойцов этим условным знакам и сигналам.
Условные знаки подавать движением руки, обеих рук, посредством головного убора, лопаты и других небольших предметов; придерживаться уставных условных энаков. Сигналы подавать свистком, голосом, выстрелом и т. д., требовать быстрого выполнения поставленного задания.

  1. Бесшумное построение подразделения (отделения, взвода, группы) по движению руки или рук:
    а) для построения отделения в шеренгу командиру стать в положение "смирно", вытянуть ладонью вниз левую руку в сторону для указания фронта построения и сейчас же опустить её;
    б) для построения отделения в две шеренги также вытянуть левую руку в сторону, но ладонью вверх, и сейчас же опустить её:
    з) для построения взвода в две шеренги вытянуть левую руку в сторону и сейчас же опустить её;
    г) для построения отделения в колонну по одному стать в положение "смирно", лицом в сторону предстоящего движения, а для построения в колонну по два дополнительно поднять левую руку вверх;
    д) для построения взвода в колонну по два - так же, как и для отделения, для построения в колонну по три вытянуть левую руку вперёд;
    е) для развёртывания подразделения в цель несколько раз развести обе руки в стороны.
  2. Для того чтобы отделение (взвод) медленно и бесшумно разошлось, медленно согнуть руки в локтях и медленно развести их в стороны вниз с разжиганием пальцев обеих рук; для того чтобы подразделение быстро разбежалось, быстро развести руки в стороны вниз.
  3. Ложись - поднять согнутую в локте руку до подбородка и быстро опустить её ладонью вниз.
  4. Внимание - поднять руку вверх на высоту головы.
  5. Ко мне - поднять руку вверх, совершать круговые движения над головой и энергично опустить ее вниз.
  6. Для передвижения вперёд, назад, в стороны - поднять руку на высоту головы и опустить её до высоты плеча, указывая желаемое направление.
  7. Вижу противника - вытянуть руку горизонтально в сторону и держать так до отзыва.
  8. Вижу, слышу (отзыв) - поднять обе руки вверх на высоту головы и опустить их.
  9. Бесшумно подползти к противнику - левой рукой указать направление, а ладонью правой сделать несколько зигзагообразных движений.
  10. Оглушить противника и связать - обозначить ударом левым кулаком по челюсти или по голове, правой рукой произвести 2-3 раза круговое движение вокруг левой.
  11. Условные знаки - уничтожить противника ножом, заглянуть в окно, окружить дом, пропустить противника, залезть на дерево и т. д., показывать резкими вразительными движениями руки или обеих рук. Такую тренировку проводить накоротке следующим методом: командир показывает действие жестом и опрашивает бойцов, правильно ли они поняли этот жест. После усвоения нескольких знаков 6ойцы исполняют нужные действия.
  12. При ночных действиях бесшумные построения, перестроения, движения и действия производить по заранее изученным резким жестам, по легким или сильным прикосновениям руки к плечу, груди, спине, головному убору, а также по легким толчкам рукой о тело.

По сигналам выполнять следующие приемы и действия:
а) при захвате бойца бойцами, обозначавшими "противника", громко протяжно кричать "СТОЙ". На учебно-тренировочных занятиях бойцы по этому сигналу нзготавливаются к бою и осторожно движутся в ту сторону, откуда послышался возглас:
б) по свистку резкому и протяжному замаскироваться от авиации: по коротким порывистым свисткам уйти в укрытие и подготовить гранаты к бою для встречи танков:
в) по выстрелу командира делать броски бегом в сторону, откуда послышался выстрел.

Задания на тренировочной дорожке

Тренировочная дорожка устраивается в кустах, в лесу, в горах, на тропинке. По обеим сторонам тропинки укрываются бойцы, которым ставится задача создавать неожиданные препятствия и совершать нападения на бойцов, поочередно двигающихся по тропинке. Бойцу, передвигающемуся по тренировочной тропинке, ставится задача двигаться шагом или бегом, преодолевать внезапно появляющиеся препятствия, избегать неожиданного нападения "противника". Боец должен:

  1. пройти и не зацепиться за провод, протянутый в нескольких местах в траве на высоте 10-20 см, не наступить на учебные мины;
  2. преодолеть веревку (жердь), которая быстро поднимается ДВУМЯ бойцами на уровень колен или груди: в первом случае боец должен перепрыгнуть через веревку, во втором случае - подлезть под нее;
  3. остановиться или пробежать мимо падающего дерева (рис. 155); падающими предметами могут быть - доска, дерево, а также вязанка хвороста, скатка шинели и т. п.; тяжелые предметы боец держит, а потом отпускает; легкие же предметы подвешиваются к дереву на веревке и внезапно отпускаются бойцом, держащим веревку (рис. 156);
  4. убежать или вырваться от двух бойцов, нападающих неожиданно из укрытия с плащ-палаткой с задачей наброситъ плащ-палатку на голову бойца и удержать его в течение 5-10 секунд;
  5. не получить укола палкой с мягким наконечником; один боец маскируется в кустах, на дереве, в траве, в канаве и при приближении бойца, проходяшего тренировочную дорожку, неожиданно наносит ему укол в бок, спину, плечо (рис. 157); задача бойца, проходящего дорожку, отбить укол или уклониться от укола и избежать его; на тренировочной дорожке можно маскировать одного, двух, трех бойцов с палками.

Во время передвижения бойцов по тренировочной дорожке 1-2 бойца, замаскировавшись, периодически производят различного рода шум: копают землю, ударяют топором по дереву, забивают гвозди, открывают и закрывают затвор и т. п.
Лучшим считается тот боец, который прошел больше препятствий, не задев их, избежал нападения и услышал как можно больше различных звуков.
Если тренировочная дорожка проходит на учебном поле, то рекомендуется устраивать волчьи ямы глубиной до 1,5м, в которые боец проваливается медленно или быстро. На дне таких ям должен быть песок или сено, смягчающие падение.
При проведения занятий на тренировочной дорожке бойцы действуют поочередно. Половина подразделения или группы создает препятствия и нападает, остальные бойцы поочередно передвигаются; затем они меняются ролями. Расположение препятствий и места расположения нападающих необходимо разнообразить.

Задания в учебном помещении

Под учебно-тренировочное помещение могут быть использованы землянки, любой сарай, разрушенное строение, в котором можно подготовить одну из комнат или использовать жилое помешение, устроив нужное затемнение.
На тренировочных занятиях пропускать каждого бойца через это помещение. В помещении находятся 3 - 5 бойцов, которым командир ставит ряд задач: создавать препятствия, неожиданно нападать на бойца, затемнять помещение (больше или меньше) и т. п.
Бойцу, который должен войти в затемненное помещение, ставится задача - войти в помещение, пройти через него возможно быстрее и выйти в противоположную полуоткрытую дверь. Шума не создавать, могут быть неожиданности - "ВПЕРЕД".

Примерные задания

Первый случай - в слабо освещенном помещении, а затем в полной темноте пройти через помещение ощупью, не создавая шума, и выйти в противоположную дверь.
Второй случай - при входе бойца, когда за ним закрылась дверь, осветить его лицо фонарём на 1 секунду, нанести сзади легкий удар мешком с соломой по голове, повалить на середине комнаты скамейку, натянуть веревку на уровне колен, в конце помещения у немного приоткрытой двери набросить бойцу на голову шинель и стремиться удержать его в течение 3-5 секунд, после чего отпустить.
Третий случай - при входе бойца, когда за ним закрылась дверь, нанести легкий укол палкой с мягким наконечником, преградить палкой дорогу (на уровне пояса), в конце помещения у немного приоткрытой двери нанести бойцу легкий удар мешком с соломой по спине.
Задания нужно разнообразить. Бойцы, действующие в комнате, меняют места своего пребывания и движутся в различных направлениях.
Боец, входящий в затемненное учебное помещение, не должен иметь при себе оружие.

Упражнения в "мазках", толчках и захватах

Упражнения в "мазкам" - это действия, близкие по своему характеру к боксу, это "бой" двух бойцов с задачей нанести "противнику" "мазок" по лицу концами пальцев правой или левой руки (рис. 158) и не получить такого же "мазка" от "противника". Бойцы защищаются, подставляя руку, отбивом руки, отклонением туловища.
Упражнения в толчках - это бой-борьба, также близкая к боксу. Задача боя-борьбы толчками ладоней в тело "противника" (рис. 159) оттолкнуть его на 3 - 5 м за центральную черту, или захватить "противника" как угодно и перенести его за черту на определенное расстояние.

Упражнения в "мазках", толчках и захватах способствуют развитию не только быстроты, ловкости и общей подвижности, но также, в большой степени, инициативы и выносливости.
Бой с задачей нанести "мазок" противнику проводить на 3-5 "мазков", или по времени - на 30 секунд и на 1 минуту.
Бой-борьбу проводить по времени на 1 минуту или на расстояние от 5 до 10 м.
Тренировку в парах можно проводить так: одна пара идет бой, а все бойцы наблюдают, или все бойцы ведут бой одновременно по сигналу или знаку командира.

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ТОЧНОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ, СЛУХОВЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЯ

Зрительные, слуховые и осязательные восприятия играют ведущую роль в действиях разведчика при пониженной видимости (в туман, дождь, бурю, метель), при ограниченной видимости (в горах, в лесу, кустах), при действиях в дымах и в ночных условиях.
Разведчик, обладающий хорошей восприимчивостью, быстрее сосредоточивается, внимательнее вслушивается, острее и быстрее замечает цель, лучше различает детали, быстрее мобилизует внимание и волю в опасные моменты и при неожиданностях.
Развитие у бойца утончённых восприятий проводится специальными упражнениями на занятиях по физической подготовке, во время подготовки к разведывательным заданиям (на воспроизведённом объекте разведки) и на различных занятиях по боевой подготовке.
Тренировка слуховых, зрительных и осязательно-двигательных восприятии бойца проходит наиболее полноценно тогда, когда тренировочные упражнения чередуются с большими физическими напряжениями с упражнениями на быстроту, скорость, силу; когда при выполнении упражнений на восприятия вводятся внезапные команды, задания и элементы опасности.

А. Упражнения для развития зрительных восприятий

Один и тот же предмет может восприниматься нами целиком или частично на различных расстояниях, с различных сторон и в различных положениях (спереди, сбоку, сзади и сверху). Мы можем рассматривать предметы в яркий солнечный день, в пасмурный день и в сумерки. При этом оценки предметов в каждом случае будут разными в зависимости от освещения, времени суток и времени года. Все это нужно учитывать при проведении специальных упражнений.
Для тренировки зрительных восприятий нужно подбирать разнообразные задания: кратковременное наблюдение, узнавание, выбор предметов и запоминание их; длительное наблюдение предметов и действий и продолжительное напряжение внимания.
Тренировка бойца должна проводиться на мелких и крупных объектах, на деталях, на предметах неподвижных, двигающихся и внезапно появляющихся, на предметах различных форм и цвета; разведчик должен тренироваться в состоянии неподвижности, в движении и после больших физических напряжений.
Задания на запоминание окружающих предметов и действий бойцов, обозначающих "противника", проводить:

а) на близком расстоянии - до 200 м;
б) на среднем расстоянии-до 800 м;
в) на дальнем расстоянии - свыше 800 м, до 2000 м.

В тренировочных занятиях на быстроту восприятии и распознавания предметов или действии большое значение имеет периодическое упоминание командиром виднеющихся вдали или плохо различаемых предметов. Это облегчает бойцам восприятие их и повышает остроту зрения.
Необходимо учитывать, что во время тренировки у бойцов зрительных восприятии большую роль играет заинтересованность приближённость этих заданий к боевой действительности, доступность выполнения заданий и их разнообразие.

Упражнения на быстроту зрительных восприятии и на запоминание

Построить подразделение и дать указание по знаку или сигналу повернуться кругом, внимательно посмотреть на группу домов (на отдельное строение, дом, отдельный участок местности и т. п.) и запомнить возможно больше деталей. После дачи задания подать сигнал, знак или команду.
После того как бойцы посмотрят на указанную цель 3-6 секунд, снова повернуть их лицом к себе и поочередно опросить. Правильность ответов проверять путём личного наблюдения за целью и сравнения ответов бойцов с действительностью. Упражнение повторять не более 2-3 раз, после чего давать другое задание.

Примерные вопросы бойцам

При наблюдении за группой домов: сколько имеется домов, какие пристройки замечены около самого высокого дома, сколько этажей в этом доме, есть ли около дома деревья, кусты, сколько подъездов или дверей в доме, имеются ли балконы, какой они формы, какова крыша и т. п.
При наблюдении за отдельной избой или за группой домов и пристроек: сколько расположено домов справа от дороги, сколько окон в первой избе и сколько из них открыты, ждут ли провода от первой избы и в какую сторону, какие пристройки имеются у первой избы, сколько тропинок отходит от крайней избы и т. п.
При наблюдении за отдельным участком местности, между двумя ориентирами: каковы окружающие предметы, сколько имеется отдельных строений, дорог, мостов, движется ли кто-нибудь по дороге, сколько у моста растёт деревьев, какие деревья, есть ли на ближайшем склоне окопы, траншеи или дзоты и т. п.
При наблюдении за действиями отдельных бойцов (групп бойцов), обозначающих "противника": что делал противник, какое у него оружие, имеется ли противогаз, лопата, поясной ремень, был ли замечен блеск какого-либо металлического предмета, сколько раз и т. п.
Эти же упражнения проводить вслед за физическими упражнениями, после передвижения пригнувшись, и крадучись, после прыжка, после длительного бега, перелезания через отдельные препятствия, взлезания на дерево, после переноски груза, после стрельбы и т. п.

Упражнения на наблюдательность во время действий

Упражнения проводить, не давая бойцам специальных заданий по наблюдению. После передвижения вдоль дороги или по любой местности, после тренировки в гранатометании, после беседы поставить перед бойцами ряд вопросов, как, например, сколько проехало во время их передвижения встречных машин, повозок, сколько встретили офицеров, сколько раз подсчитывали ногу и т. п.; бойцы должны помнить, сколько раз во время метания гранат давался сигнал свистком, подавалась команда "ложись" и т. п.

Упражнения на запоминание

Упражнения на запоминание предметов проводить на любой площадке, подстилке или на земле. Командир раскладывает 8-10 различных предметов, в числе которых лопаты, противогазы, кирпичи, гильзы, оружие, палки и т. п. Построив перед этими предметами подразделение бойцов, командир дает им задание: посмотреть расположение предметов и запомнить его. Затем командир поворачивает подразделение кругом, изменяет расположение предметов или убирает 1-2 предмета и, повернув подразделение снова кругом, показывает бойцам в течение 4-6 секунд те же предметы, но уже в новом положения (рис. 160); после этого он опрашивает 4-5 бойцов, какие произошли изменения. Бойцов, допускающих ошибку, следует сразу же поправлять.

Упражнения в длительном наблюдении

Задание на длительное наблюдение (1-5 минут) за группой домов, отдельным строением или участком местности, с запоминанием всех деталей указанных объектов, проводится, когда бойцы находятся в положении стоя, сидя или лёжа в то время, когда они действуют открыто или замаскированы, а также после быстрых, неподвижных длительных или сильных физических напряжений,
После того как бойцы в течение одной-пяти минут понаблюдают за указанным объектом, командир собирает их к себе и опрашивает каждого бойца, какие количество целей, какой формы, цвета и т. п. видел он за указанное время. Затем командир оценивает ответы бойцов и, исправляет ошибки.
Упражнение в длительном наблюдении чередовать с упражнениями на быстроту действий, на быстроту восприятий и с различными внезапностями. Эти упражнения успешно проводятся во время выполнения физических упражнений (переползание, бег, перебежки, переноски одним бойцом другого и т. п.).

Упражнения в наблюдении за движущимися и появляющимися целями

Задания на быстроту и длительность наблюдения за движущимися и появляющимися целями проводить так же, как указано в предыдущих упражнениях, но группа бойцов в 2-3 человека заранее или во время занятий получает задание действовать в секторе наблюдения бойцов. Эти бойцы, находясь в секторе наблюдения, маскируются и действуют примерно следующим образом: шевелят отдельные кусты, приподнимают голову из-за укрытия, поднимают указки (мишени), переползают, перебегают, при действиях в строении выходят из него или входят, выглядывают в окна, выставляют мелкие предметы на окно и т. п. Движения и действия группы бойцов, находящихся в секторе наблюдения, могут быть медленные, средней скорости и быстрые, могут выполняться один раз или повторяться несколько раз в зависимости от указаний командира.
Тренировать разведчика в быстроте и точности восприятии, в распознавании предметов и движений следует вначале на малых скоростях, когда цель находится в ноле зрения длительно, а затем на возрастающих скоростях, когда время пребывания цели в поле зрения уменьшается.
В дальнейшем нужно увеличивать расстояние, уменьшать цели для наблюдения и, наконец, требовать выполнения заданий в движения и во время различных действий бойца-наблюдателя.

Б. Упражнения для развития слуховых восприятий

В тех случаях, когда наблюдение затруднено или ограничено, на помощь зрению приходит слух. Подслушивание является особенно эффективным в период непосредственного соприкосновения с противником, при действиях ночью и при действиях в глубоком вражеском тылу.
Специальные упражнения для развития слуховых восприятии, проводимые на занятиях по физической подготовке, имеют целью тренировать бойца в распознавании шумов и различных звуков, имеющих место при действиях в разведке (шорох шагов, разговор, звуки инструментов, шум мотора и т. п.); привить бойцу умение маскировать производимые им шумы при выполнении различных приемов и действия, а также умение определять местонахождение цели по звуку или шуму.
Эти упражнения, проводимые во время выполнения различных физических напряжений и после них, развивают у разведчика способность быстрее и точнее распознавать различные звуки и шумы, лучше ориентироваться в определения их направления и местонахождения.
Тренировочные упражнения в подслушивании, распознавании звуков и определении их местонахождения проводить на местности с различным грунтом и растительностью, в населенных пунктах в помещении и земляных сооружениях, в различную погоду и в любое время суток.
Бойцы, которым поручено имитировать различные шумы и звуки, должны создавать такие шумы, какие мог бы производить противник при действиях в различней обстановке и при выполнении разного рода работ. Для бойцов, которые подслушивают, создавать условия, с какими они могут столкнуться при действиях в разведке.

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков

Подслушивание и распознавание звуков проводить в следующих случаях:

когда подразделение, группа бойцов или отдельные бойцы находятся на определенном месте (у группы кустов, деревьев, в овраге, на склоне, в окопах, у строения и т. д.);
когда подразделение или бойцы приближаются к месту, откуда слышатся звуки, или удаляются то него (крадучись, переползаннем, бегом без остановки и с остановками);
при выполнении работ по самоокапыванию, при переноске груза и т. п.

Недалеко от места занятий располагается группа бойцов из 3-5 человек с различными предметами.
Эта группа по сигналу или знаку командира через, определенные промежутки времени имитирует различные шумы и звуки, а командир поочередно опрашивает слушающих бойцов: какой звук или шум они слышат (если он прекратился - что слышали), количество звуков, характер шума.
Иногда бойцы должны определить по шуму или звуку, что делает противник, и т. п.
Чтобы не вводить в заблуждение бойцов, которые подслушивают, командир сам должен знать, какие шумы и звуки имитируются, в каком количестве и в какой последовательности.
Шумы и звуки воспроизводить примерно следующие: из кустов, леса, лощины, оврага - треск веток, голоса людей, шорох кустов, рубку кустов, деревьев, пилку дерева и т. п.
из окопов, траншей - разговор людей, команды, кашель, стук ложкой о котелок, вбивание кольев в землю, копание земли лопатой, бег по окопам и т. п.
из строений в населенном пункте - голоса людей, телефонный разговор, пение, забивание гвоздей, щепка лучины, лай собак, рубка дров и т. п.
Во время таких тренировок при сильных физических напряжениях систематически приучать бойцов задерживать дыхание на 2-3 секунды для того, чтобы ясно и отчетливо слышать шумы или звуки. Умение бойца затаить дыхание на короткий промежуток времени при интенсивных напряжениях очень часто дает возможность уловить тончайшие звуки и шумы.

Упражнения в распознавании звуков у дороги

Распознавание звуков проводить у шоссейной или грунтовой дороги на расстоянии от 200 до 1000 м; при этом поручать бойцам слушать звуки на месте, в положении сидя, лежа, при перебежках, при переползаннях и т. п.
Звуки и шумы могут быть следующие: от движения пехоты - глухой шум, слышимость от 300 до 600 м. от движения конницы - дробный гул, слышимость от 400 до 800 м. от движения артиллерии - прерывистый грохот, слышимость от 1000 до 3000 м. от движения автотранспорта - шум моторов, слышимость от 500 до 1 000 м, от движения танков - грохот гусениц и резкий шум моторов, слышимость от 1000 до 3000 м.

Упражнения в определении местонахождения цели по звуку

Упражнения в определении местонахождения цели или противника по звуку проводить при выполнении отдельных приемов или действий, когда боец находится в укрытии, за укрытием или выбегает из укрытия.
а) Метание гранаты по цели, которую боец не видит, а только слышит. Группа бойцов находится в окопе, траншее, каждый боец имеет по 2 - 3 учебных гранаты. На расстоянии от 10 до 30 м от траншеи находится ящик, внутри которого располагается боец; он управляет ящиком, передвигая его и постукивая по его баковым стенкам любым предметом или производя звук учебной трещеткой. По сигналу командира бойцы поочередно бросают гранаты, определяя расстояние до цели и направление, в котором она находится по звуку.
б) Метание гранаты с выскакиванием бойца из окопа и быстрым прыжком в окоп после броска гранаты производить по ящику, который замаскирован, внутри него находится боец с трещоткой, издающей звук.
По команде командира боец выскакивает из окопа; в этот момент боец с трещеткой производит ею эвук; определяя местонахождение цели по звуку, боец бросает гранату и прыгает в окоп. Так, последовательно один за другим, бойцы бросают гранаты, а боец, управляющий ящиком и трещёткой, периодически меняет свое место.
Звуки следует чередовать, производя их то постукиванием трещёткой, то голосом.
в) Определить по звуку подкрадывание противника. Бойцы находятся за укрытием или в окопе. Один боец подползает к окопу, остальные бойцы прислушиваются. Командир поочерёдно опрашивает бойцов, с какой стороны подползает противник, и требует указать направление рукой; здесь же, на месте, командир сообщает бойцу, правильно ли он определил направление.

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков в помещении

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков в помещении проводить в любом доме, избе, сарае, землянке, выделенных для учебной цели. В этом помещении должно быть две двери или два отверстия для выхода. Помещение должно быть приспособлено для затемнения.
В учебном помещении проводить следующие тренировочные упражнения:
а) Одному или двум бойцам ставится задача - бесшумно пройти через затемнённое или совершенно тёмное помещение. На пути движения бойца расставлены и разбросаны различные предметы, производящие шум. Задача бойцов, которые находятся вне помещения, прислушиваться и определять, какой шум или звук доносится из помещения.
Тренируясь, бойцы действуют поочередно. Одни передвигаются в помещении, другие прислушиваются к шуму и определяют характер его.
б) Тот же характер действий, но в помещении находятся 1-2 бойца, которые затрудняют передвижение действующего бойца, создавая неожиданно возникающие препятствия (они опускают сверху навстречу движению бойца мягкие предметы, подставляют под ноги доски, палки и т. п.).
в) Тот же характер действий, но для того чтобы попасть в помещение. нужно влезть в окно, через пролом в забаррикадированную дверь и т. п.
В учебном затемненном помещении противоположную выходную дверь нужно немного приоткрывать или закрывать плотно, на пути движения бойца расставлять столы, поваленные стулья, скамейки, ведра, гильзы, консервные банки и т. п.

В. Упражения для развития осязательно-двигательных восприятий

В условиях слабого освещения, ограниченной видимости и в полной темноте осязательно-двигательные восприятия имеют для разведчика исключительно важное боевое значение.
Они помогают разведчику бесшумно действовать, продвигаться ночью, в тумане, в дымах, оценивать размеры, силу и скорость своих движений, осязать гладкость, шероховатость, форму и величину, тепло и холод окружающих предметов.
При выполнении разведывательных заданий ночью движения бойца становятся значительно сложнее. Соизмеряя свои ощущения (зрительные, осязательные, мышечные) с окружающей боевой обстановкой, боец должен находить нужные приемы и быстро отвечать целесообразным действием.
Способность пользоваться осязательно-двигательными восприятиями надо всемерно развивать у разведчиков, так как зачастую им приходится двигаться и действовать в полной темноте.
"...зрячий не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания; а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого в ней самой" (И. М. Сеченов).
Для развития у разведчика осязательно-двигательных восприятий необходима специальная тренировка в выполнении им вслепую тех приёмов, способов и действий, которые ему впоследствии придётся выполнять в боевой обстановке в темноте.
К этим приемам, способам и действиям следует отнести ходьбу, переползание, подлезанне, перелеэание; влезание в щели и различные отверстия; заряжание оружия, действия холодным оружием (ножом, прикладом), метание гранаты и т.д.
При тренировке следует учитывать, что все движения, приемы и действия, которые разведчики будут выполнять в темноте, должны вначале выполняться ими при участии зрения при нормальном освещении, затем в условиях пониженной освещённости в. наконец, вслепую. Обстановку и условия, в которых проводится тренировка, нужно постепенно усложнять и путем многократного повторения задания добиваться, чтобы приёмы и действия бойца становились точными и быстрыми.
Нужно помнить, что выработать быстрые и точные движения, производимые в темноте, намного труднее, если они связаны с перемещением бойца; что при выполнении мелких движений в темноте нужно по возможности не изменять положений тела и совершать движения только с помощью рук.
Результаты этой тренировки сохраняются длительно. Зона наибольшей точности движений бойца лежит прямо перед ним на расстоянии 30-60 см.

Разборка, сборка оружия и заряжание в затемненном помещении

Разборку и сборку личного оружия, заряжание винтовки, автомата обоймой или диском производить учебным патроном вначале в незначительно затемненной комнате, затем в сильно затемненной комнате и, наконец, в полной темноте.

Определение предмета руками (ощупью)

Отдельные предметы {патроны от пистолета, от винтовки, гильзы, гранаты, штыки, диски, обоймы, карандаши, книги и т. д.) завернуть в плащ-палатку и предложить бойцу ощупью определить их. При дальнейшей тренировке обвертывать предметы более плотным и толстым материалом - шинелью ватником и т.п.
Эти упражнения нужно проводить при дневном свете, а также в затемненном помещении.

Определение предмета ногами (ощупью)

Для того чтобы сосредоточить внимание на своих внутренних ощущениях (в целях тренировки), можно практиковать ощупывание предметов ногами. Боец может действовать босым, в носках или обуви. Ощупывание предметов ногой производить из различных положений - стоя, лёжа, сидя, прямо перед собой, сверху и сбоку.
Тренировку бойца проводить на местности днем, завязывая бойцу глаза, а также в затемненном помещении, устанавливая ряд предметов и предлагая бойцу последовательно ощупать их ногой.

Действия с закрытыми глазами и в затемненном помещении

В дневное время закрывать бойцу глаза головным убором или повязкой и давать ему различные задания на действия ощупью.
Упражнения в передвижении с закрытыми - глазами производить пригнувшись, крадучись и переползанием. Боец может двигаться вдоль кустов, вокруг строения, подлезая под изгородь, под проволоку, влезая в открытое окно и т. п.
В учебном помещении предлагать бойцу передвигаться ощупью в полной темноте по лестницам, коридорам вдоль стены, нащупывая предметы, перешагивая через них или обходя их (рис. 161).
В учебном помещении натягивать на полу проволоку на различной высоте; натягивать веревку, к обоим концам которой привязывать легкие гремящие предметы; при движении бойца вдоль стены подвешивать на стене на веревках в ниточках легкие предметы (консервные банки, гильзы и т. п.); у стены устанавливать также скамейки, столы, шкафы и т. д.
Упражнения в метании гранаты проводить по цели, которую боец видит; затем и он должен закрыть глаза и бросить гранату по направлению цели; высоту расположения цели можно изменять причем бойцу следует сообщить о том, на какое расстояние цель перемещена.
Упражнения с холодным оружием проводить в учебном затемненном помещении; бойцу предлагается наносить удары ножом в чучела (вязанки хвороста), лежащие на нарах, на полу; наносить удары прикладом сверху по лежащему чучелу и т. д.

3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ И ВЫНОСЛИВОСТИ К СТАТИЧЕСКИМ НАПРЯЖЕНИЯМ

Развитие силы у бойца-разведчика должно иметь целью не только увеличение объема мышц и совершенствование внешней формы тела, но и разностороннее повышение функциональных свойств нервно-мышечной системы проявляющихся в сильных, быстрых и продолжительных сокращениях и напряжениях мышц. Общая тренировка и тренировка отдельных мышечных групп помечет за собой также и необходимое укрепление суставов.
Разведчик должен обладать крепким развитым плечевым поясом, сильными руками, сильными мышцами спины и уметь в короткий срок исполнять работу, требующую значительного напряжения.
Тренировка бойца-разведчика в силовых упражнениях должна проводиться посредством введения кратковременных предельных, часто повторяемых физических напряжений; при этом должны использоваться различные грузы, оружие, вес собственного тела и сопротивление партнера.
При выполнении бойцами силовых упражнений нужно следить, чтобы не было длительной задержки дыхания и чтобы моменты напряжения чередовались с моментами отдыха. В целях улучшения кровоснабжения в работавших мышцах непосредственно после силовых упражнений проделывать упражнения, связанные с расслаблением мышц, встряхиванием и разминанием.
В боевой деятельности разведчика применение силы часто связано с длительным пребыванием в неподвижном положении (статическое напряжение) - стоя, согнувшись, сидя и лежа. Статические напряжения отдельных мышечных групп боец испытывает во время выполнения различных боевых действий (при переноске тяжестей, при переползаниях с грузом, при рукопашной схватке и т. п.).
Боевая деятельность разведчика изобилует резкими переходами от быстрых и сильных действий к неподвижным положениям. Поэтому специальные упражнения в статических напряжениях вводятся с целью развития у бойца терпения и выносливости, воспитания у него способности длительно выдерживать эти напряжения и умения быстро переключаться на другой вид мышечной деятельности.
Экономное мышечное усилие связано с меньшим количеством работающих мышц и с выключением напряжения ненужных для данного движения мышц, т. е. с их расслаблением.
Умение бойца расслаблять участвующие и участвовавшие в работе мышцы имеет большое значение во время и после статических напряжений, так как тем самым создаются благоприятные условия для быстрейшего восстановления сил.
При тренировке бойца в силовых и статических напряжениях тренируется воля, вырабатывается умение целеустремлённо собирать все свои силы на выполнение определённого задания.
В качестве основных упражнений, служащих для развития у разведчика силы и выносливости к статическим напряжениям, практиковать: движения, связанные с подниманием, передачей, переноской тяжестей; упражнения в бросании и ловле тяжёлых предметов; нанесение сильных ударов рукой, ногой, упражнения из борьбы с сопротивлением партнёра; упражнения в подтягивании собственного тела, в неподвижном пребывании в положении виса, сгруппировавшись, стоя, сидя, лёжа, в перетягивании каната, шеста и т. п. и в быстрых переключениях от статических напряжений к динамическим и наоборот.
Упражнения проводить одиночно, по парам и в группах.

Упражнения для развития силы

Упражнения для развития силы можно проводить в любых условиях, на любой местности и на полевом городке.

Поднимание и переноска живого груза
(рис. 162)

Поднимание и переноска одним бойцом другого проводить следующим образом: поднимание из положения стоя, сидя и лёжа, переноску на плече.
При тренировке бойцы поочерёдно переносят один другого.

Передача, переброска и бросание груза

В качестве груза для передачи и переброски может служить мешок, наполненный песком.

Упражнения с мешком (рис. 163) проводить, когда бойцы построены по кругу, в колонну, при этом передавать мешок через голову, под ноги или сбоку; когда бойцы построены в две шеренги, перебрасывать мешок от себя и через голову.
Для бросания груза на дальность и на меткость, использовать камни, брёвна и т.п.

Упражнения в лазании

Упражнения в лазании проводить при помощи рук и ног. Лазание проводить по канату с опорой ногами о стену (рис. 164). Лазание по наклонным или подвешенным лестницам проводить снизу вверх и сверху вниз.

Упражнения в подтягивании

Подтягивание на сучьях деревьев желательно проводить одновременно всем подразделением или группой на предельное количество раз. Проводить также подтягивание на турнике.

Упражнения в ударах руками по мешку с песком

Тренировку в ударах руками проводить на мешке с песком, который держит боец, и на мешке с песком, который подвешен к дереву (рис. 165). Удары кулаком наносить прямо, сбоку и снизу; удары мякотью ладони наносить снизу.
Тренироваться в ударах поочерёдно, небольшими группами, по заданию командира от 1 до 3 минут по 2-3 раза в занятии.

Перетягивание каната, шеста

Перетягивание каната или другого предмета является групповым силовым упражнением. Разделить подразделение или группу на две равные партии, расставить бойцов по обеим сторонам центральной линии и по сигналу командира начинать перетягивание (рис. 166); победителем считать ту партию, которая два раза из трёх перетянет противника за центральную линию на свою сторону.

Упражнения для развития выносливости к статическим напряжениям

Упражнения проводить главным образом на местности, в условиях, приближенных к боевым.

Сохранение неподвижных положений на местности

Упражнения этого рода проводить в кустах, в лесу, болоте, канаве, в строении и т. п.; выполнять их стоя, пригнувшись, лёжа, свернувшись комочком на левом или правом боку (рис. 167). Неподвижные положения принимать быстро по неожиданным командам-сигналам. При сохранении неподвижных положений маскироваться. Тренировку проводить одновременно с обучением разведчиков способам передвижений. Неподвижные положения сохранять на время от 1 до 10 минут.

Сохранение неподвижных положений на высоте

Сохранение бойцом неподвижных положений на высоте проводить в положении стоя, сидя и лёжа на дереве, на крыше строения (рис. 168). Тренировку проводить вместе с обучением способам лазания.

Упражнения в висах

Упражнения в висах проводить на суку дерева, на лестнице, турнике и т. п. в виде задания, кто из бойцов дольше удержится в положении: виса, на одной руке (рис. 169), на двух руках и т. д.
Упражнения проводить одновременно группой; включать соревновательные моменты, например, победитель тот, кто остался в положении виса на одной руке последним.

Упражнения в резких переходах от неподвижных положений к быстрым движениям

Производить следующие упражнения в резких переходах от одних действий к другим:
а) после неподвижных положений осуществлять быстрый бег на дистанцию 30-50 м, короткие перебежки, прыжки, выскакивание из окопа и т. п.;
б) во время бега, подкрадывания или переползания, после прыжка или подлезания остановиться, застыть в том положении, в каком застал бойца внезапно поданный командиром сигнал или знак, и прислушаться; оставаться в таком неподвижном положении от 30 секунд до 1 минуты;
в) по внезапному сигналу или знаку командира моментально лечь в выгодное укрытие, принять заранее обусловленное положение и лежать не двигаясь.
Во всех случаях тренировки бойцов оружие держать в "боевой" готовности (заряжать учебными патронами).

Упражнения на расслабление

Бойцам, которые при выполнении движений, приёмов и любой работы излишне напрягают мышцы, не участвующие в работе следует давать указания на этот счёт и научить их экономнее работать.
Обучать всех бойцов активным расслаблениям для обеспечения полноценного отдыха после сильных однообразных напряжений.
Расслабление отдельных мышечных групп проводить после выполнения утомительных упражнений и особенно статических. Практиковать упражнения в виде потряхивания рук, ног, лёгкого разминания утомлённой мышцы, разминания ног (в положении сидя); при неподвижных положениях мышцы не напрягать.
Разведчик должен помнить, что во время отдыха и сна мышцы отдыхают наилучшим образом тогда, когда они расслаблены.

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СМЕЛОСТИ И РЕШИТЕЛЬНОСТИ

Смелыми не рождаются, смелыми становятся. Лучшей школой воспитания смелости и решительности является боевая обстановка.
Смелость и решительность воспитываются в процессе занятий по боевой подготовке. Кроме того, боец дополнительно тренируется в специальных физических упражнениях. Эти упражнения направлены на развитие у бойца веры в свои силы, на выработку привычки преодолевать чувство страха при некоторых физических упражнениях, связанных с трудностями и опасностями.
Прыжки в глубину и длину, падение стоя на месте и с высоты (с поддержкой), передвижение на высоте, упражнения на автомашине и другие физические упражнения, а также многие другие виды спорта являются хорошим средством для развития смелости и решительности.

Прыжки в глубину и длину

Прыжки в глубину и длину совершать одновременно всем подразделением группами по 3-5 человек или поточно (один боец за другим).
Прыжки выполнять по команде, знаку или сигналу командира.
Прыжки с обрывов в глубину и длину производить в песок и другой мягкий грунт из положения приседа и стоя (рис. 170).

Прыжки с крыши строения, из окна производить из положений стоя, приседа и виса (рис. 171).

Прыжки с места в длину и глубину производить через ручей, яму с водой.
Прыжки через коня в длину ноги врозь производить с расстояния 10, 6, 4 и 2 шагов.
Прыжки с дерева из положений виса и сидя производить вначале по двум знакам или сигналам. По первому знаку или сигналу бойцы приготавливаются, по второму прыгают, а затем прыгают по одному знаку или сигналу.
Прыжки с обрыва в воду производить после исследования дна ручья или речки. При этом необходимо обеспечить наблюдение 1-2 лучших пловцов подразделения за прыжками.

Передвижения на высоте, падения и прыжки

Падение на месте

Падение спиной назад, на руки товарища, производить, не сгибая тела, напрягая мышцы ног, спины и шеи.
Бойцы, которые ловят падающего, подставляют руки под лопатки, под руки, а затем, после хорошей подготовки, держат руки сложенными "в замок" и ловят падающего ниже за шею (рис. 172).

Падения с высоты

Падение разведчика с различной высоты в брезент, который держат 6-8 бойцов, производится из различных положений: сидя, стоя, лёжа, лицом в сторону падения и спиной в сторону падения (рис. 173). Падения можно производить с доски, которую 4 бойца поднимают на высоту пояса, груди и вытянутых рук с крыши сарая, дерева и т. д. с высоты до 3 м. Боец, совершающий падение, должен свернуться комочком, то есть убрать голову и согнуть ноги.

Передвижения и прыжки на высоте

Передвижение на высоте с сохранением равновесия проводить на высоте от 1,5 до 5 м.
Передвижение по бревну, перекинутому через ров, ручей, яму с водой, проводить стоя, двигаясь быстрыми мелкими шагами (рис. 174), или сидя, упираясь руками и делая отмахи ногами вперёд и назад (рис. 175).

Передвижение по карнизу проводить на учебном строении, по планкам, прибитым к стенке на различной высоте. Двигаться короткими приставными шагами (рис. 176).
Передвижение по верёвочной лестнице, перекинутой через овраг, проводить с помощью троса, держась за него обеими руками, передвигаясь боком и переступая шагом, держась за трос одной рукой (рис. 177).

Прыжки на высоте проводить после передвижения по бревну, вначале на боковую площадку высотой 2,5 м, а затем на основную площадку, находящуюся на расстоянии 1 м от бревна. Прыжок совершать "шагом", отталкиваясь одной ногой, с приземлением на другую ногу или на обе ноги. С основной площадки выполнять прыжки на третью площадку и на землю (рис. 178).

Упражнения на автомашине

Соскакивание с автомашины. Подразделение передвигается на автомашине, машина двигается на медленном ходу. По команде командира бойцы соскакивают с машины поочерёдно один за другим.
Соскакивать с движущейся машины, когда борта её открыты, следует по ходу движения машины стоя, подав тело назад и согнув ноги в коленях, или с опорой о машину рукой и ногой, отталкиваясь от неё (рис. 179). Когда борта машины закрыты, соскакивать можно по два и по четыре. Скорость движения машины увеличивать постепенно.

Вскакивание на двигающуюся автомашину производить, ухватившись руками за борт, повиснув на подмышках и зацепом ноги. Во время тренировки расставить бойцов в колонну по одному вдоль дороги на дистанции 10-15 шагов и при прохождении машины поочерёдно вскакивать на неё (рис. 180).

При дальнейшей тренировке вскакивание производить из кустов, травы.
Сталкивание с автомашины. Подразделение передвигается на автомашине, которая идёт медленно; борта машины открыты. По сигналу командира заранее назначенные группы бойцов из 3 человек сталкивают двое одного и затем один другого.