Содержание материала

 

Подполковник САЙКИН А. К.

СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ И МАСКИРОВКА БОЙЦА

(Методическая разработка)

Методика обучения бойца настолько разнообразна, что предусмотреть подробно процесс каждого занятия невозможно. В данной статье освещены лишь узловые вопросы "сего комплекса занятий по затронутой теме.
Многие вопросы неизбежно повторяются в процессе занятий. Поэтому в разделе "Порядок проведения занятий" взяты лишь те из них, которые предусмотрены программой и требуют особого внимания офицеров при обучении бойцов.
Приступая к изучению этой темы, разведчики должны твёрдо усвоить, что маскировка необходима для лучшего выполнения боевой задачи, для того, чтобы не нести излишних потерь. Во время Великой Отечественной Войны те разведчики, которые тщательно соблюдали маскировку, обычно успешно выполняли задачу. Таких примеров умелой работы разведчиков много. Вместе с тем были и такие факты, когда наши подразделения несли излишние потери в разведчиках только потому, что последние не соблюдали маскировку: неправильно передвигались на местности, преждевременно обнаруживали себя и попадали под огонь противника.
Разведчик должен безукоризненно владеть техникой: подкрадывания к противнику, внезапного нападения, бесшумного захвата в плен и маскировки. Чтобы приобрести эти качества, нужно изучить все способы передвижения и маскировки, знать, где, когда, какой способ и как применить.
Маскировка должна быть:

  1. Правдоподобна, т. е. отвечать действительности (маскировка пулемета на дороге под куст неправдоподобна и привлечёт внимание противника).
  2. Разнообразна, т. е. не должна повторяться часто, иначе обман, в точности повторенный несколько раз, будет разгадан противником.
  3. Непрерывна, т. е. должна проводиться от начала до конца действий.

Прежде всего, разведчик должен правильно использовать подручный материал для маскировки как на месте, так и в движении (траву, листья, ветви, кустарник, лес, посевы, копны, строения и т. д.).
При движении по открытой местности следует маскироваться бугорками, канавами, высокой травой, посевами, воронками от снарядов и т. д. Не рекомендуется при движении на открытой местности маскировать себя ветками, ибо разведчик станет похожим на движущийся куст, что неправдоподобно.
Перебежки, к которым обычно прибегают под огнем противника, надо делать стремительно, быстро вставая, падая "камнем", а затем отползая на 2-3 метра в сторону. Наметив себе укрытие, разведчик не сразу за него ложится, а в 2-3 метрах в стороне. После этого он отползает за укрытие.
В кастах и высоком посеве передвигаются пригнувшись (если они не скрывают полный рост), раздвигая ветки и стебли руками. В лесу рекомендуется избегать движения по полянам и дорогам. Нужно укрываться деревьями и кустарником. Особая осторожность необходима при выходе на опушку леса. Разведчик выползает из опушки (если лес редкий) в стороне от дорог и тропинок.
К населённому пункту разведчик подходит со стороны садов и задворков; двигаясь по улице, держится теневой стороны.
Действуя ночью, нельзя шуметь и курить. Фонарем пользуются с большой осторожностью. Если приближается луч прожектора или местность освещена ракетой, надо лечь на землю и не шевелиться зо наступления темноты, когда можно продолжать движение.
Существуют искусственные способы маскировки, например, окрашивание предметов под цвет окружающей местности.
Для искусственной маскировки применяется и специальная одежда. К табельному имуществу индивидуальной маскировки бойца относятся:

  1. Маскировочный костюм летний - мочальный, состоит из широкой рубахи с накидкой на голову (капюшоном) и брюк, надеваемых поверх обмундирования и снаряжения. Костюм изготовляется из зелёной ткани, к которой прикреплены пучки мочалы, окрашенной в зеленый цвет. Костюм предназначается для маскировки разведчиков, наблюдателей и снайперов.
    Боец в маскировочном костюме в положении лёжа на кочковатой местности или на местности с разнообразной растительностью не обнаруживается на расстоянии нескольких шагов. Вес костюма 1 килограмм.
  2. Маскировочный костюм летний - пятнистый, скроен так же, как и мочальный. Костюм имеет пятна различных цветов и применяется на соответствующей местности:
    а) костюм, имеющий зелёные и тёмно-коричневые пятна, хорошо маскирует бойца на фоне леса, кустов и высокой травы (бурьяна) в летнее время;
    б) костюм, имеющий жёлто-зелёные и темно-коричневые пятна, хорошо маскирует на тех же фонах осенью;
    в) костюм, имеющий песочные и землистые пятна, предназначен для маскировки бойца на песчаной местности;
    г) костюм, имеющий землистые и зеленые пятна, предназначен для маскировки на каменистых склонах гор. Вес костюма 600 граммов.
  3. Маскировочная сетка для бойца имеет размер 150х150 см.
    Со всех сторон сетка окантована толстой бечёвкой, концы которой выпущены по углам на длину 50см. Вес сетки около 100 граммов. Сетка постоянно находится при бойце. При необходимости замаскироваться боец вплетает в сетку подручный маскирующий материал и набрасывает её на себя. В зимнее время, когда местность покрыта снегом, используются белые костюмы или халаты.

Для маскировки большое значение имеет правильная подгонка оружия, снаряжения и обмундирования. Идя на выполнение задачи, разведчик должен об этом помнить и в первую очередь подогнать оружие, снаряжение и обмундирование так, чтобы оно не болталось, не гремело и не блестело на солнце.
При ярком солнечном свете разведчика может выдать блеск котелка и металлических частей оружия и снаряжения. Чтобы избежать этого, надо котелок положить в ранец или в вещевой мешок (если нет специального чехла), а блестящие металлические части обернуть или закоптить. Если это невозможно сделать, то следует нести оружие в таком положении, чтобы на него не падали лучи солнца.
Боеприпасы, продукты питания и другие предметы, которые берёт с собой разведчик, укладываются с таким расчётом, чтобы при движении они не производили шума. Твёрдые предметы, которые могут производить шум, завёртываются во что-либо мягкое. Ночью слышимость усиливается. Поэтому при подготовке к ночным действиям на подгонку снаряжения обращается особое внимание.
Маскировка зависит также от избранного способа передвижения. Разведчик, умеющий использовать местность и, в зависимости от сложившейся обстановки, правильно выбирать способ передвижения, создаёт наилучшие предпосылки для выполнения поставленной ему задачи.
Разведчики должны изучать способы передвижения и маскировки не только во время проработки настоящей темы, но и на всех тактических занятиях.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Занятие первое

Использование подручных материалов для маскировки действий бойца-разведчика на различной местности на месте и в движении (трава, листва веток, кустарники, заросли, посевы, лес и т. п.).
Занятие организуется на местности. Желательно подобрать участок, имеющий разнообразные местные предметы, которые можно использовать для маскировки. После короткого рассказа (5-10 минут) о значении маскировки для разведчиков начинается практическое выполнение приёмов. Нужно показать приёмы правильной и неправильной маскировки. Затем каждый обучаемый выбирает место и маскируется с таким расчётом, чтобы можно было хорошо наблюдать обозначенного противника, будучи для него незаметным на расстоянии 50-100 м. Правильность маскировки проверяет помощник руководителя, который находится там, где обозначен противник. Этот приём повторяется несколько раз, причем каждый раз для маскировки используются местные предметы. Отработав приёмы маскировки на месте, можно перейти к маскировке в движении, обращая внимание на правильность использования складок местности, местных предметов, теневой стороны и умелый выбор способа передвижения. Нет, например, надобности двигаться согнувшись, если местность скрывает разведчика во весь рост.
Занятие организуется так, чтобы руководитель мог наблюдать за действиями всех бойцов, своевременно подмечая и устраняя допущенные ошибки и добиваясь правильного выполнения приёмов.

Занятие второе

Использование искусственных средств (масккостюмов, сеток и т. п.) маскировки на различной местности, на месте и в движении.
Занятие начинается показом и изучением всех табельных средств маскировки бойца, состоящих на снабжении разведывательных подразделений Красной Армии.
Каждому бойцу даётся возможность практически использовать искусственные средства маскировки как при расположении на месте, так и в движении. Масккостюмы и масксети подготавливаются заранее, до начала занятий.
Целесообразно за несколько минут до начала занятия выслать в избранный для него район одного бойца или сержанта, одетого в масккостюм. Не обнаруживая себя, он должен наблюдать за приближением группы в район занятий. Это сразу же даст обучаемым представление об эффективности такого средства маскировки.
Руководитель даёт обучаемым задание наблюдать в определённом направлении (имея в виду то направление, где находится замаскированный боец). Если обучаемые, ничего не замечая, приблизятся к замаскированному бойцу на расстояние нескольких шагов, то учебный эффект будет вполне достигнут. То же самое можно проделать и с маскировкой при помощи масксети. Разведчикам даётся задание подготовить после данного занятия масксеть. В дальнейшем ее можно будет использовать на тактических занятиях.

Занятие третье

Подготовка обмундирования, обуви и снаряжения для бесшумного движения на различной местности и на разнообразном грунте днём и ночью.
Надо рассказать, какое значение имеет для маскировки бесшумное передвижение бойца, прежде всего в условиях ночи. Затем следует показать правильную и неправильную подгонку снаряжения, после чего приступить к практическим действиям. Руководитель добивается, чтобы при движении бойца не только шагом, но и бегом ничто не стучало и не гремело. Особое внимание обращается на укладку твёрдых предметов.
Руководитель указывает, что при движении по твёрдому грунту (каменистому) обувь обёртывается тряпками, паклей или травой. Обращается также внимание на то, что при ярком солнечном свете разведчика могут демаскировать блестящие металлические части оружия и снаряжения, которые надо внимательно маскировать.

Занятие четвертое

Способы передвижения на местности в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием.
Занятие начинается с объяснения способов передвижения, в каких случаях и какой способ наиболее выгодно применить.
Затем следует практическое выполнение приёмов, которые руководитель предварительно показывает. Наибольшее внимание уделяется способам переползания (по-пластунски, на боку, ничком, на получетвереньках), поскольку усвоение их требует значительного времени. Для занятия выбирается разнообразная местность, чтобы можно было наглядно показать все способы передвижения.
Нужно добиваться, чтобы разведчик мог самостоятельно оценить местность и избрать наиболее выгодный способ передвижения.

Занятие пятое

Способы передвижения бойца от одного огневого рубежа к другому с использованием для маскировки местности, местных предметов и различных подручных материалов. Выбор места для стрельбы и самоокапывания на огневом рубеже под воздействием противника.
Руководитель рассказывает, какое значение имеет для стрелка огневой рубеж и какие предъявляются требования при выборе его. Объяснить, когда и в каких случаях сменяется огневой рубеж,, какое расстояние должно быть между двумя рубежами, какая разница между огневым и промежуточным рубежами. Огневой рубеж намечается во время наступления для ведения огня по противнику. Расстояние между двумя рубежами для стрелка зависит от местности и колеблется от 150 до 250 м.
Смена рубежа происходит в том случае, если на ранее занятом рубеже невозможно вести огонь по противнику. Сменяя огневой рубеж, бойцы делают перебежки. Длина каждой из них 25-30 м. После каждой перебежки боец делает короткую остановку, чтобы перевести дыхание.
При выдвижении на огневой рубеж обращается внимание на маскировку и поддержание огневой связи между бойцами. Руководитель требует, чтобы каждый боец выбирал на огневом рубеже место, удобное для хорошего обзора, обстрела и маскировки. После выбора места обучаемые приступают к самоокапыванию.
Самоокапывание производится лёжа. За действиями при самоокапывании должен наблюдать помощник руководителя, высланный в сторону обозначенного противника. Каждый обучаемый роет стрелковую ячейку для стрельбы лёжа. Ячейка представляет собою небольшую выемку с насыпью-бруствером, на длину лотка носимой малой лопаты (около 20 см). Длина ячейки - 100-120 см.

Занятие шестое

Способы передвижения бойца от одного укрытия к другому на различной местности и на различных грунтах с использованием для маскировки местных предметов и подручных средств.
Занятие является по существу комплексным, охватывающим все ранее проработанные вопросы. На этом занятии следует разъяснить разведчикам необходимость скрытного передвижения, одновременно позволяющего хорошо просматривать окружающую местность при переходе от одного укрытия к другому. В остальном все вопросы изучаются по методу предыдущих занятий.

Занятие седьмое

Способы передвижения в населённом пункте с мерами маскировки (по улице, через дворы, сады, огороды и в проломах стен зданий).
Занятие начинается с момента подхода к населённому пункту. Руководитель указывает, что, прежде чем войти в населённый пункт, надо удостовериться, нет ли в нём противника. Распознать это можно по различным признакам, например по лаю собак, чующих .присутствие посторонних людей, ржанию лошадей, топке печей в необычное время и т. д.
Подходить к населённому пункту следует со стороны садов и огородов. Движения вдоль улиц надо избегать, так как они всегда находятся под обстрелом противника. Продвигаться нужно осторожно, придерживаясь заборов и стен зданий, внимательно осматриваясь по сторонам.
На этом занятии разведчики также тренируются в преодолении препятствий (изгородь, забор, стена, лазание по крышам и т. д.).

Занятие восьмое

Способы передвижения на различной местности ночью с соблюдением тишины и маскировки. Действия на местности, освещаемой противником.
Это занятие проводится ночью и в условиях искусственного освещения местности.
Даётся объяснение, как разведчик должен двигаться и соблюдать маскировку в условиях темноты и при искусственном освещении местности. Ночью, например, разведчика могут обнаружить по шуму, который он производит по неосторожности, при выходе на гребень высоты, по свету зажжённой спички или папиросы, электрического фонаря и т. д. Подчёркивается необходимость поддерживать связь между бойцами, ибо в условиях темноты она несравненно сложнее, чем в светлое время.
Кроме того, надо научить разведчиков способам передвижения с соблюдением маскировки при искусственном освещении местности противником (ракеты и прожекторы).
Это занятие обеспечивается световыми средствами в зависимости от имеющихся материальных возможностей.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ

Занятие первое

Содержание: использование подручных материалов для маскировки действий бойца-разведчика на различной местности и в движении.
Цель: научить разведчиков маскироваться на месте и в движении с использованием подручного материала.
Время: 3 часа (днем).
Место: учебное поле.
Метод: практическое занятие на местности. Материальное обеспечение: подручный материал.

Ход занятий и расчёт времени

10 мин. Рассказ о значении маскировки для бойца, особенно для разведчика, о способах маскировки и о том, в каких случаях и как следует маскироваться.
Привести два примера из опыта Отечественной войны - положительный и отрицательный.
1 час. Практические действия разведчиков по маскировке на месте. Создав краткую тактическую обстановку, приказать бойцам избрать место и замаскироваться с использованием подручного материала. Добиваться от бойцов выполнения главного условия хорошей маскировки: разведчик всё видит и слышит, его никто не видит и не слышит.
В сторону обозначенного противника выслать помощника, который должен следить за правильностью маскировки бойцов. Допущенные ошибки устранять на месте, требуя повторения слабо усвоенных приёмов.
1 час 30 мин. Практические занятия разведчиков по маскировке в движении.
Урок провести на открытой и пересечённой местности. Особое внимание обратить на использование складок местности и местных предметов в целях маскировки движения. Добиться понимания необходимости правильного использования местности: где требуется ползти - нужно ползти, где можно идти во весь рост - идти во весь рост и т. д.
За действиями бойцов со стороны обозначенного противника наблюдает помощник руководителя.
10 мин. Разбор занятий.
Дать оценку действиям разведчиков, отметить, кто действовал хорошо, кто плохо и почему.
10 мин. Движение в расположение части. Использовать это время на сколачивание взвода (отделения) в строевом отношении.
Для остальных занятий настоящей темы конспекты по форме и методу будут примерно такими же.

Подготовка руководителя

Перед практической отработкой настоящей темы руководитель должен её хорошо изучить, тщательно усвоить указанный в расписании материал и подробно продумать ход занятий.
Каждое занятие надо обеспечить материально, исходя из реальных возможностей. Изучив необходимый материал и избрав участок для занятия, руководитель приступает к составлению конспекта. В последнем важна не форма, а чёткость определения учебной цели, содержания, метода обучения, точность расчёта времени и материального обеспечения. Не надо включать в конспект того, чего на самом деле не будет. Один командир взвода составил конспект на тему "Техника преодоления водной преграды при помощи подручных средств", весьма неплохой по форме и содержанию. Но в нём были указаны такие вопросы, проработать которые в действительной обстановке не удалось.
Например: командир взвода намечал преодоление реки при помощи каната, переброшенного с одного берега на другой, и при помощи мешков, набитых травой. Но у него не имелось ни каната, ни мешков с травой. Спрашивается, зачем он вписал эти вопросы в конспект? Не для показа ли начальнику? Если уж указал в конспекте эти вопросы, то нужно было подготовить и мешки с травой и канат. Иначе получается, как в поговорке: "Хорошо писали на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить".
На занятиях следует приводить примеры действий разведчиков из опыта Отечественной войны. Примеры заранее подбираются. По тому или иному вопросу используются не только положительные примеры, но и отрицательные, особенно в тех случаях, когда на разборе требуется отметить недостатки в действиях разведчиков. Каждый приводимый пример строго согласуется с учебными целями, которые руководитель намечает для занятия.