Содержание материала

 

Гвардии полковник ПИВОВАРОВ И. М.

ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСКОВЫХ РАЗВЕДЧИКОВ

Разведывательные подразделения не являются отдельным родом войск, как артиллерийские или танковые, но в их боевых действиях есть свои особенности. Для разведчиков составляется специальная программа по тактике. Их подготовка по другим дисциплинам усложнена по сравнению с подготовкой неразведывательных подразделений. Всё это требует, чтобы штабы планировали боевую подготовку войсковых разведчиков особо, сообразуясь со спецификой их действий.
Однако не везде правильно подходят к решению этого вопроса. В учебных приказах и планах некоторых частей и соединений боевой подготовке войсковых разведчиков или совершенно не отводится место, или о ней говорят вскользь, общими фразами, вроде: "обратить особое внимание на подготовку разведчиков". Командиру же разведывательного подразделения вручают общую программу как исчерпывающий документ для планирования боевой подготовки. При этом порой вовсе не учитывают, каков уровень знаний командира подразделения, обладает ли он достаточным опытом в организации учёбы. Встречаются и другие факты. В некоторых штабах разрабатывают подробные указания, составляют хорошие планы, но всё это "хранится" в делах штаба и не доходит до основных исполнителей - командиров разведывательных подразделений.
Нельзя мириться с таким положением, когда указания вышестоящих штабов доходят до командиров разведывательных подразделений без каких-либо изменений, т. е. войсковые штабы не дополняют полученные указания соответственно местным условиям.
Как же должна планироваться боевая подготовка войсковых разведчиков? Какие документы планирования и в каких звеньях должны отрабатываться?
На наш взгляд, планирование следует разделить на две составные части:

  • планирование боевой подготовки;
  • планирование мероприятий, связанных с контролем учёбы и помощью в её организации.

Вышестоящие штабы должны разрабатывать специальные указания по боевой подготовке разведчиков, в развитие указаний или учебных приказов вышестоящих инстанций и исходя из программы боевой подготовки. Необходимо чётко определить принципы подготовки офицеров-разведчиков штабов, офицеров разведывательных подразделений, сержантов и рядовых разведчиков. Важно определить, в каком организационном составе проводится боевая подготовка разведчиков, каким методом и каковы основные задачи каждого периода обучения.
Там, где командующий предоставляет право вносить в программы изменения и дополнения, последние должны быть отряжены в указаниях для разведчиков. К ним нужно приложить дополнительно разработанную программу.
Этими документами, по нашему мнению, и ограничивается работа офицеров-разведчиков вышестоящих штабов в планировании боевой подготовки. Центр тяжести детального планирования ложится на штабы дивизий. Где ещё могут наиболее правильно спланировать решение таких вопросов, как последовательность в отработке тем по каждой дисциплине, постепенность перехода от простого к сложному, увязка между темами различных разделов и периодов обучения, распределение очередности нарядов и времени для пользования учебными полями и городками, а также расчет материальных средств и пр. Этого не может решить командир разведывательного подразделения. Это не входит и в функции вышестоящих штабов. Данные вопросы решать может только штаб дивизия. Он кладёт в основу планирования программу подготовки и исходит из указаний вышестоящего штаба и командира дивизии.
Опыт показывает, что для командира разведывательного подразделения недостаточно одной программы и расчёта часов по темам. Самое сложное для него - понедельные расписания занятий. В них должны быть соблюдены: последовательность в отработке тем по каждой дисциплине, постепенный переход от простого к сложному и увязка между темами различных дисциплин.
Чтобы правильно увязать все вопросы и облегчить работу командира разведывательного подразделения, в дивизии должен разрабатываться календарный тематический план по периодам обучения, в который включаются все дисциплины, распределённые по дням и занятиям, с указанием количества отводимого для них времени. При составлении плана учитываются требования последовательности обучения, перехода от простого к сложному, увязки между дисциплинами, причём за основу берётся тактическая подготовка. Необходимо учесть время, отводимое разведподразделению для использования стрельбищ, учебных городков (если они не созданы специально для разведподразделений), время несения наряда, период обучения разведчиков методом подвижных лагерей, а также дни, в которые разведывательное подразделение привлекается к отрядным учениям. В принципе чале ядерно-тематический план будет представлять собою следующее (см. приложение).

При разработке календарно-тематического плана нужно учитывать состав и подготовленность разведчиков. Если разведывательное подразделение имеет в какой-то степени подготовленный состав, то отдельные темы могут быть опущены или сокращаются сроки для их изучения, за счет чего на другие темы или разделы подготовки можно время увеличить.
Увязка всех дисциплин с тактической подготовкой заключается в их отработке до изучения тех или иных тем тактической подготовки. Например, отработка приёмов и способов передвижения по строевой подготовке должна предшествовать изучению тем № 3, 4 по тактике. Прежде нужно преподать по топографии ориентирование, работу с картой, материальную часть приборов наблюдения, и уже после этого изучать по тактике тему: "наблюдение" и т. д.
При наличии календарно-тематического плана и указаний, разработанных штабом дивизии, командиру разведподразделения значительно легче составить расписание занятий на неделю. Наряду с этим штаб и командиры подразделений будут уверены в правильности и чёткости подготовки разведчиков. Это, конечно, не освобождает офицеров штабов, особенно офицеров-разведчиков, от постоянной помощи командиру подразделения в организации учёбы.
Командир разведывательного подразделения составляет расписание занятий в следующем порядке: для рядового состава - на неделю для сержантов - на месяц. Тематику занятий с сержантами определяет штаб дивизии.
Мы не ставим в этой статье целью разбор вопросов, связанных с составлением расписания занятий; укажем лишь, что командир подразделения должен определить на каждое занятие объём учебных вопросов, продумать материальное обеспечение. Механически переносить учебные вопросы из программы в расписание нельзя.
Иногда, по местным условиям, не все учебные вопросы могут быть практически отработаны с бойцами.
Командир должен чётко определить учебные вопросы и продумать, как их наглядно и поучительно преподать бойцам. Материальные средства нужно заблаговременно получить или изготовить их своими силами. Если этого сделать не представляется возможным, то отработку учебных вопросов надо перенести на другое время.
Перейдём ко второй части планирования - контролю и помощи командиру подразделения (чем должны заниматься разведывательные отделы (отделения) штабов всех звеньев).
Предусматривается следующий круг вопросов:

  • когда, с кем и по каким вопросам вышестоящий штаб проводит учебно-методические сборы или совещания;
  • когда, с кем, в каких частях и по каким вопросам проводятся показные или инструкторско-методические занятия с офицерам вышестоящего штаба;
  • когда, в каких частях проводится проверка боевой подготовки разведывательных подразделений и офицеров-разведчиков штабов;
  • как и по каким темам составляются методические разработки, примерные планы-конспекты в помощь командирам разведывательных подразделений;
  • когда и какая работа будет проводиться в стрелковых и других (неразведывательных) подразделениях по разведывательной подготовке;
  • когда и какая работа намечается в учебных подразделениях, на курсах и в военных училищах, с офицерами-разведчиками штаба;
  • как, когда и где будет проводиться командирская учёба офицеров-разведчиков штаба.

Могут быть учтены и другие мероприятия, провидимые разведывательным отделом (отделением), например: обобщение боевого опыта войсковой разведки, обобщение опыта боевой подготовки, выпуск учебных материалов, рекогносцировки и т. д.
Все это должно быть тщательно продумано и спланировано с учётом того, чтобы больше времени отводилось работе в войсках.
Вышестоящей штаб сообщает эти мероприятия подчинённым штабам выпиской или посылкой всего плана вместе с указаниями по боевой подготовке.
Не будет ли рекомендованная нами система нарушением единства планирования вопросов боевой подготовки в части или соединении? Конечно, нет, ибо эта система планирования идёт в развитие указаний и приказов командиров соединений, не противоречит им, а только конкретизирует с учетом специфики обучения разведчиков. При такой системе планирования боевая подготовка войсковых разведчиков будет поднята на более высокую ступень совершенствования.