Содержание материала

ГЛАВА ШЕСТАЯ

ИЗ ОПЫТА СОЮЗНЫХ АРМИЙ

 

Капитан армии США ДЖЕЙМЗ БЕЛЛАХ

ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО МОТОЭСКАДРОНА

Подготовка разведывательного мотоэскадрона вследствие своей сложности не может быть возложена только на командира эскадрона. Она должна проводиться по плану и под руководством начальника разведывательного отдела штаба. Для того чтобы планомерно руководить подготовкой войсковых разведчиков, начальник разведки дивизии должен знать не только личные качества командира разведывательного эскадрона, но и всего состава эскадрона; с другой стороны, весь состав эскадрона должен знать начальника разведки своей дивизии. Последний должен неоднократно выезжать с ним на полевые учения, ибо только при таком личном общении можно достигнуть полного взаимодействия, понимания и доверия.
В этой статье мы хотим осветить вопросы, которые не должен упустить начальник разведки дивизии в процессе подготовки и воспитания личного состава эскадрона.
Подготовка войсковых разведчиков должна начинаться с изучения организации и тактики своей армии. Изучив организацию и тактику своих частей, можно будет путём сравнения ясно и быстро дать каждому рядовому понятие об организации и тактике частей противника.
Знакомить состав эскадрона с тактикой пехоты надо не путём лекций или рассказов, а путём наблюдения за действиями пехоты или, ещё лучше, путём непосредственного участия (спешившись) в этих действиях. Позднее, на более высокой ступени подготовки, личный состав эскадроне может быть временно придан роте, батальону, полку пехоты, с тем чтобы он на опыте познал, как нуждается пехота в глубокой рекогносцировке силами моторизованной разведки, и стремился как можно лучше выполнить эту боевую задачу.
Весь состав эскадрона должен поочерёдно, мелкими группами, побывать на стрельбище и ознакомиться с действиями артиллерии, чтобы воспитать в себе привычку к звуку летящего и разрывающегося снаряда и получить представление о возможностях неприятельской артиллерии.
Эскадрон должен быть осведомлен о работе службы военно-хозяйственного снабжения, о сооружении пунктов боепитания и полевых складов, ибо только при этом условии он будет понимать и распознавать соответствующие объекты противника. В силу тех же причин эскадрон должен знать организацию системы связи в пределах дивизии, а также функции инженерных войск. И, наконец, самое важное - личный состав эскадрона должен много поработать с самолётами наблюдения. Все офицеры и унтер-офицеры должны в достаточном объёме пройти практику наблюдения с самолёта, чтобы иметь понятие о трудностях наблюдения с воздуха. Радисты эскадрона должны также знать работу радиста на самолёте. Пошлите автомобиль с радиоустановкой на авиабазу, и пусть радист разведывательного эскадрона практикуется в приёме и передаче вместе с радистом самолёта, сначала на земле, а затем поочерёдно в воздухе. Проделав это, вы можете быть уверены, что в будущем отпадёт половина трудностей их взаимодействия, являющихся часто следствием взаимного незнания условий работы.
Таким образом, мы назвали шесть довольно широких основных тем подготовки мотоэскадрона разведчиков. Отработав их возможно быстрее, войсковой разведчик получит твёрдую, непоколебимую основу для дальнейших действий. Но надо сказать, что для осуществления такой подготовки, для координации её командир эскадрона обычно не имеет достаточно опыта и времени и даже, может быть (учитывая его возраст), должного кругозора. Координировать время и место учений, неустанно наблюдать, чтобы эскадрон проходил ученья вне дивизии в условиях, наиболее приближённых к боевой обстановке, должен начальник разведывательного отдела штаба. Однако это является лишь началом его работы по подготовке эскадрона, продолжением же будет служить краткосрочная специальная разведывательная школа для всего личного состава эскадрона, занятия в которой должны проходить под личным руководством начальника разведки дивизии.
В зависимости от условий курс этой школы может быть проработан за 5 дней (на ежедневных занятиях) или же по частям (по полдня) в течение неопределенного периода времени.
Последний вариант является более приемлемым, потому что общение эскадрона с начальником разведывательного отделения будет, таким образом, продлено, и если последний проводит свои занятия достаточно живо и наглядно, тщательно подготавливая их, то эти занятия ещё более укрепят личные отношения, что в свою очередь будет способствовать лучшим результатам.
Задача этой школы - сделать из личного состава эскадрона отличных разведчиков-наблюдателей. Эти специальные занятия логичнее и проще всего начать с беседы о том, что отличный разведчик должен отвечать следующим трём основным требованиям:

  1. Всё видеть и слышать; истолковывать всё, что видит и слышит, в свете полученного им военного и тактического опыта.
  2. Наблюдать и слушать осторожно, с тем чтобы невредимым вернуться обратно с данными о противнике.
  3. В должной мере разбираться в картах и ориентироваться на местности, чтобы уметь быстро и точно передать с помощью имеющихся в распоряжении разведчика средств связи всё, что видел и слышал.

Развивая первое положение, начальник разведки должен показать каждому рядовому, что ему свойственна привычка не видеть, не слышать, не замечать множества происходящих вокруг нас явлений и что это обстоятельство, не говоря уже о возможных роковых последствиях для самого бойца, не обеспечит безопасности части, в интересах которой производится разведка.
Ничто так не обостряет органы чувств и не заставляет их реагировать с наибольшей быстротой и точностью, как огонь противника. Но имеются также учебные приёмы, в некоторой степени приближающие те же самые результаты, помогающие проложить путь нужной сознательной реакции на восприятие выстрела противника. Основа этих приёмов - наблюдение и описание того, что видел. Начать можно с простого упражнения: занимающимся показывают разложенные на столе различные предметы походного снаряжения (можно показать и набор других предметов, по вашему усмотрению), затем быстро закрывают их и предлагают устно или на бумаге описать всё, что видел. Такой простой приём убедит будущих разведчиков, что точное наблюдение легко, без специальной тренировки, не даётся. Это даёт толчок стремлению преодолеть свойственный нам недостаток - смотреть и не видеть, обязывает учиться пользоваться своими глазами и развивать способность мозга реагировать. Можно провести подобное же простое упражнение и для слуха. Воспроизводится ряд непохожих звуков, источник которых не виден. Требуется установить, в какой последовательности они были даны (свист был слышен до или после выстрела? Крик раздался доили после взрыва? и т. п.).
От этих простых упражнений в неподвижном положении надо перейти к наблюдению с быстро движущейся автомашины. В машине должен находиться заместитель инструктора, который держит практикующихся в наблюдении под беглым огнём вопросов (примерно: сколько коммерческих грузовиков видели вы в селении, которое мы проехали? Характер большей части зданий - камень ищи кирпич? Число автомашин в миновавшем нас обозе? Какой груз видели вы на машинах? и т. д.).
Следует провести ряд практических занятий с целью научить будущих наблюдателей определять с различной дальности численность и характер автомашин, находящихся в движении или стоящих на биваке, а также определять дистанцию (особенно ночью) по звукам или световым вспышкам - со 100, 500 и до 3000 ярдов. Необходимо внедрить в разведчиков привычку определять дистанцию выстрела по интервалу между огнём и звуком. Начальнику разведки следует проявить в этих практических занятиях по наблюдению всю свою изобретательность. Совместно с начальником химической службы он должен провести ученье по химической подготовке, особенно по применению дыма. Такое же совместное ученье необходимо провести с инженерными войсками в тот период, когда последние практикуются в подрывном деле. Надо ввязывать эскадрон во все ученья, проводимые дивизией, - всё это может пригодиться ему в бою.
Развивая второе требование к разведчику - скрытно наблюдать и слушать, с тем чтобы вернуться живым и невредимым с данными о противнике, - следует многое использовать из опыта индийской техники боя, как это и делают немцы и японцы. Научите личный состав эскадрона бесшумно и в течение продолжительного времени ходить по любой местности. Проведите особый курс ходьбы. Обучите разведчиков долго и бесшумно ползти. Научите их беззвучно открывать двери и окна и остерегаться ловушек. Добейтесь, чтобы весь состав эскадрона умел плавать. Эскадрон должен провести ряд упражнений, чтобы научиться бесшумно переплывать реку, переходить её вброд. Внушите каждому солдату необходимость личной маскировки и строжайшего соблюдения тайны. Научите его не терпеть, чтобы выдавался его собственный силуэт, не допускать малейшего бряцанья его снаряжения. Чаще заставляйте его практиковаться в том, чтобы как можно дольше стоять, сидеть, лежать ничком и т. п. абсолютно неподвижно. Учите держать связь с помощью сигналов рукой и условных знаков. Учите воздерживаться от чихания и кашля. Не забывайте ни одной мелочи, когда речь идёт о самосохранении ("Потеряв гвоздь, потеряешь подкову, потеряешь подкову - лишишься коня").
Перейдя затем к тренировке разведчиков на мотоциклах, следует с первого же дня контролировать их действия с помощью самолёта. С целью приучить их к дисциплине маскировки машин, выработать навык, укрывая мотоцикл, быстро приноравливаться к местности, надо чаще проверять результаты аэрофотоснимком. С самого начала надо неустанно твердить, что укрыть мотоцикл от воздушного наблюдения в канаве, идущей вдоль шоссе, означает для личного состава эскадрона совершить самоубийство, ибо прямая линия канавы - превосходная мишень для низколетящего самолёта. Однако там, где дорога делает резкий изгиб, укрыться в канаве можно, так как самолёт, летящий по прямой, вряд ли подвергнет поворот обстрелу. Тренируйте эскадрон в уменье быстро рассеиваться и укрываться при появлении самолёта. Пусть авиаэскадрилья, сбрасывая мешки с мелом, отметит разведчиков, не умеющих укрываться. Обучайте мотоциклистов-разведчиков (группами по 3-5 человек), как обгонять, разъезжаться, менять скорость, и проверяйте все их действия с самолёта наблюдением офицера и фотоснимками.
Для того чтобы личный состав отвечал третьему требованию к разведчику - уметь в любой момент определить на местности и на карте своё местонахождение и знать, как точно и кратко описать, что он видит, научите его, прежде всего, определять по солнцу и компасу направление, а затем определять дистанцию. Учите ориентироваться на местности так же, как учили наблюдению на движущейся машине. Завяжите глаза, пусть привыкает определять скорость движения по силе дующего в лицо или руку ветра, а направление - по центробежной силе при поворотах или по теплу солнца. Тренировка с завязанными глазами весьма рекомендуется при обучении разведчиков.
Отработав все вышеуказанные практические занятия, рядовой состав разведывательного мотоэскадрона будет смотреть и видеть, слушать и слышать, научится, сличив карту с местностью, передавать быстрые и точные донесения. Далее можно учить личный состав эскадрона элементам военной дедукций, тому, как на основе собранных наблюдений, учитывая время и место, делать вывод о противнике. Например, находясь в Северной Африке и притом в районе, где перед рассветом буйствуют пустынные ветры, вы, увидев на песке следы ушедшего врага, сделаете вывод, что противник ушёл отсюда после восхода солнца, иначе ветер сдул бы его следы. Ищите, что заставило его уйти, и, возможно, найдёте воронки от авиабомб и жертвы воздушной атаки. В таком случае вы сможете заключить, что после рассвета здесь действовала своя авиация. Папиросные окурки, остатки пищи, отхожие места, брошенное снаряжение - всё это скажет тренированному разведчику о многом.

"Cavalry Journal", сентябрь-октябрь 1942 г., США.

Капитан ХАУЭЛ
Британская армия

ПОДГОТОВКА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ДОЗОРОВ К НОЧНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Офицеры, высылающие дневные или ночные разведывательные дозоры, должны знать, что чёткая постановка задач и доскональное уяснение поставленной задачи всем составом дозора - первый залог успеха.
Приказ о высылке ночных дозоров следует отдавать днём, с тем чтобы предоставить как командиру дозора, так и всему составу дозора возможно больше светлого времени для ознакомления с местностью, на которой предстоит действовать. В приказе дозору, кроме задач, указываются сведения о противнике и о своих подразделениях. Задача должна быть дана в форме простого вопроса, например: "Установить, занята ли противником определённая ферма, если да, то какими силами; вооружение и расположение противника". Не следует ставить командиру дозора слишком много задач: этим можно отвлечь его внимание от выполнения основной.
Командир дозора по получении задачи немедленно отбирает себе людей, даёт им возможность отдохнуть перед операцией, отдаёт распоряжение о форме одежды, о том, какое взять оружие, проверяет, накормлены ли люди, и назначает час для проверки готовности выделенных солдат к действиям.
Разведчикам, идущим в дозор, полезны будут следующие советы:

  • Присматривайтесь к местным предметам, пытайтесь представить себе, как они будут выглядеть ночью.
  • Наметьте себе маршрут, по которому ночью будет двигаться дозор, и постарайтесь запомнить все его особенности.
  • Избегайте проходить полями со жнивьём, - идущий по ним дозор производит слишком сильное шуршание, оно будет услышано врагом.
  • Избегайте шоссейных дорог, каменистой или болотистой местности, а также местности, поросшей густым кустарником, - их трудно будет преодолевать ночью.
  • Избегайте дорог, привлекающих внимание противника, - они, наверное, прикрываются его огнём. Дозору лучше всего осторожно двигаться по малопересечённой местности; так противнику будет труднее обнаружить его и накрыть своим огнём.
  • Обратите внимание, какие ориентиры выделяются на горизонте, выберите себе ориентиры в направлении и к фронту и к
    тылу; если при проходе ложбины передний ориентир будет скрыт, вы сможете определить направление по ориентиру, находящемуся у вас в тылу.
  • Установив свою линию горизонта, зарисуйте его, покройте тушью, чтобы можно было представить себе, как будет выглядеть ночью. Постарайтесь запомнить это очертание наизусть.
  • Прежде чем уйти от офицера, отдающего вам приказ, спросите его, не ставит ли своя собственная войсковая часть в туже ночь проволочные заграждения; нередко бывает, что дозор по возвращении находит свой путь закрытым. Справьтесь также, не предполагается ли на вашем пути устройство ловушек, минирование и т. д. Подобную информацию офицеры, отдающие приказ о высылке дозора, часто забывают дать.

Маршрут дозора определяется в приказе, однако обратный путь его указать невозможно; время возвращения и обратный путь устанавливает сам командир дозора.
По нашему мнению, для дозора неприменимы опознавательные сигналы и условные пароли. Они могут быть легко разведаны противником или забыты составом дозора. В конце концов люди вашей части знают вас, знают, что вы ушли в дозор, и по возвращении они узнают ваш голос и имя.
Предупредите весь состав дозора о том, что, действуя ночью, ни в коем случае не следует смотреть на свет, так как после этого глаза на какой-то краткий срок слепнут и должны вновь приспосабливаться к темноте, а тем временем могут быть потеряны решающие минуты. Одежда и вооружение для ночного дозора должны быть возможно более лёгкими. От противогаза и некоторой части другого снаряжения следует отказаться. Карманы должны быть пусты, ружейный ремень нужно снять. Снаряжение и вооружение следует пригнать так, чтобы ничто не бряцало и не гремело. Целесообразно разрешать людям брать с собой оружие по их собственному выбору.
Хочу также предложить несколько видов построений, применяемых дозором во время движения или же в то время, когда он выжидает противника и подсматривает за ним.
Командир дозора должен, как правило, делать по пути частые, сравнительно длительные остановки; при остановке весь состав дозора немедленно залегает, принимая условленное построение. Рис. 18 показывает построение, называемое "апельсином"; последнее (с вариациями) пригодно для дозора в составе 6-12 человек и даже более. При данном построении дозор движется таким образом, что на остановке каждому бойцу остаётся только лечь на землю и смотреть в указанном направлении.
Рис. 19 показывает построение в виде "морской звезды", применяемое для небольших дозоров. Состав дозора располагается так, что нога бойцов касаются одной окружности и сигнал может быть передан вкруговую толчком сапога.

На рис. 20 изображен способ движения перекатами, пригодный также для небольшого, отряда. Передняя шеренга выходит вперёд и залегает, вторая шеренга, минуя первую, проходит неё, а третья движется позади, ведя наблюдение за тылом. Затем передняя шеренга проходит через вторую и т. д.; шеренги движутся перекатами поочерёдно.

На рис. 21 показано построение в виде буквы "Т" для небольшого отряда, которое особенно целесообразно применять при выслеживании, например, лётчика или парашютиста, выбросившегося с самолёта. Отрезки этого построения нумеруются, как показано на схеме; номера их известны составу дозора. Командир дозора движется в центре и по мере надобности подаёт команду сомкнуться с первым, вторым и т. д., смотря по тому, на чьём участке оказался тот, кого ищут.
Наилучшее построение дозора при любой задаче - "змейка", цепочка по одному в затылок. Командир дозора движется впереди, его заместитель замыкает "змейку". Сигнал по "змейке" можно передавать последовательно, касаясь плеча идущего перед вами. Составу дозора предварительно отдается приказ, предупреждающий, что на остановках идущий первым смотрит вперёд, второй смотрит вправо, третий - влево, четвёртый - назад.
Может случиться, что вслед за дозором идёт группа противника. Останавливается дозор - останавливается и противник, продолжает двигаться дозор - движется и противник. Замыкающий змейку" передаёт командиру, идущему впереди, условный сигнал (скажем, один толчок) - "за нами идут". Дозор ложится, командир ползёт в конец "змейки" узнать, в чём дело, и приказывает двум бойцам, идущим сзади, оставаться лежать, в то время как остальная часть дозора идёт вперёд. Вряд ли противник, следующий за дозором, заметит, что два человека остались лежать на земле, - он пойдёт за "змейкой" и попадёт в ловушку.
Уместно напомнить также, что командир дозора может, например, подать сигнал "подойти ко мне" с помощью компаса, слабый блеск которого будет виден участнику дозора и не виден противнику. Для этой же цели могут быть использованы лезвие ножа, браслет от часов и другие предметы, дающие слабый, чуть заметный отблеск, или даже луч от фонарика, затемняющая покрышка которого проколота булавкой.

"Defence", октябрь 1942 г.