на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 
Наставление сухопутных войск Великобритании по ведению противопартизанской борьбы

Оглавление

Глава 1. Введение
Глава 2. Общий замысел операций
Глава 3. Установление контроля
Глава 4. Патрулирование и организация засад
Глава 5. Наступательные операции в глубине территории
Глава 6. Обеспечение безопасности на коммуникациях

Глава 6

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА КОММУНИКАЦИЯХ

ЗАЩИТА КОЛОНН

В зависимости от степени угрозы со стороны партизан районы и дороги подразделяются на "чернее" и "белые". К "черные" относятся дороги, проходящие через районы, в которых действия партизан носят активный характер. Движение воинских колонн по дорогам в таких районах должно строго контролироваться и осуществляться с соблюдением мер безопасности. К "белым" относятся дороги, проходящие через районы, в которых интенсивность действия партизан относительно низкая. Тем не менее передвижение по ним также требует принятия соответствующих мер безопасности.
Большие колонны автомашин, даже при наличии в их составе боевых подразделений охранения с танками и бронетранспортерами являются уязвимыми и представляют собой выгодную цель для партизанских засад. Кроме того, войска несут тяжелые потери от мин, установленных на дорогах. Единственным эффективным средством противодействия партизанам, нападающим из засад, является убеждение их в том, что в ответ на действие из засады неизбежно последует решительный и сокрушающий контрудар. Это достигается путем выполнения следующих мероприятий:

  • введение в состав транспортных колонн боевых подразделении, усиленных саперами;
  • построение колонн из нескольких групп машин, включающих танки и бронетранспортеры;
  • обеспечение колонн авиационным прикрытием;
  • совершение марша поэтапно от одной опорной базы к другой;
  • быстрый ввод в бой мобильного резерва, оснащенного наиболее эффективным вооружением, при нападении партизан из засады;
  • применение резерва, размещенного на вертолетах сопровождения;
  • ограничение передвижений по дорогам в темное время суток.

Меры безопасности общего порядка включают сохранение в тайне графика, и маршрутов движения колонн, введение партизан в заблуждение. В контролируемых районах на участках вероятного проведения засад следует производить расчистку кустарника вдоль дорог на расстоянии до 100 м. Работы по расчистке могут производиться местным населением, а также войсками с применением химических реагентов или огнеметов.
Одним из наиболее эффективных способов предотвращения организации засад является непрерывное ведение разведки и осуществление патрулирования в наиболее вероятных местах их проведения, особенно вблизи мостов и плотин. Для обеспечения охраны дорог могут применяться местные полувоенные формирования.
Необходимо вести воздушную разведку всех маршрутов движения колонн. В отдельных случаях начальник колонны осуществляет управление движением с борта вертолета. На вертолетах сопровождения должны находиться передовой авианаводчик и артиллерист, которые при необходимости могут вызвать авиацию или огонь артиллерии для нанесения ударов по партизанам.
Личный состав мобильного резерва должен находиться в определенном пункте в готовности к переброске и действиям в районе засады. В зависимости от степени вероятности проведения засады резерв может быть размещен на вертолетах сопровождения колонны. Следует также предусмотреть и другие способы переброски мобильного резерва к месту засады.
При совершении марша необходимо организовать четкое взаимодействие и поддерживать устойчивую связь внутри колонны, между колонной, мобильным резервом, авиационными и артиллерийскими подразделениями. Для сигнализации могут использоваться световые огни и дымовые шашки.
Для защиты личного состава на транспортных средствах необходимо установить бронированные плиты или мешки с песком. Перевозимый личный состав должен быть вооружен. В составе колонны должны находиться ремонтно-эвакуационные машины с буксирные тросами, цепями и шанцевым инструментом.
Боевой и численный состав походного охранения зависит от размеров колонны, а также от имеющихся сил и средств. Лучшим вариантом является смешанный состав походного охранения, включающий пехоту, танки, БТР, САУ и вертолеты сопровождения. Разведывательные взводы и роты по своему составу являются наиболее подходящими подразделениями для действий в качестве эскорта (походного охранения). Например, для сопровождения колонны, включающей до шести машин, может выделяться походное охранение в составе разведывательного взвода, Для .сопровождения крупных колонн в походное охранение могут быть выделены одна разведывательная и две мотопехотные роты. В состав передовых дозоров необходимо включать танки.
Для восстановления мостов и отдельных участков дорог, не требующих выполнения большого объема работ, а также для их разминирования в составе колонны должны находиться саперные команды.
Общее построение колонны (конвоя) включает следующие элементы:

  1. Передовой дозор в составе взвода, усиленного танками и саперами.
  2. Группу непосредственного охранения в составе взвода или роты с артиллерией (САУ).
  3. Группу транспортных машин, включающую танки и бронетранспортеры.
  4. Ударную группу в составе взвода-роты с артиллерией, предназначенную для оказания поддержки группе непосредственного охранения.
  5. Вертолеты сопровождения.

Танк или БТР должен быть введен в каждую группу, состоящую из пяти-десяти автомашин. Дистанция между этими группами должна быть достаточно большой, с тем чтобы сократить до минимума количество машин, которое может попасть в зону поражения одной засады. Временной интервал между группами может составлять до пяти минут. Дистанция между машинами определяется в зависимости от скорости движения колонны и видимости на дорогах. При движении на большой скорости она может составлять до 20 метров.
Возможный порядок действий при совершении марша в "черной" зоне (рис. 8):

  1. Создание первой опорной базы, с которой колонна начинает марш, и развертывание на ней артиллерийской позиции. Подготовка мобильного резерва, вертолетов сопровождения с авианаводчиком и артиллерийским корректировщиком.
  2. Создание второй опорной базы и переброска на нее сил охранения в составе пехотного подразделения, усиленного артиллерией.
  3. Колонна начинает движение по возможности под прикрытием вертолетов сопровождения после завершения развертывания артиллерии на обеих опорных базах.
  4. По прибытии колонны на вторую опорную базу артиллерийское подразделение, развернутое на первой базе, должно быть переброшено по воздуху или по дороге с соответствующим охранением на вторую базу. Мобильный резерв также перемещается на вторую опорную базу. Такой порядок действий должен повторяться через кавдые 10-15 км.

Рис. 8.
Обеспечение безопасности колонны на маршруте между опорными базами

Действия при отражении нападения из засады

Партизаны могут пропустить передовой дозор, а затем блокировать дорогу и нанести удар по основной части колонны. Независимо от сложившейся обстановки основные принципы действий личного состава, имеющего соответствующую подготовку, заключаются в следующем:

  1. Водители должны стремиться не останавливаясь вывести машины из зоны поражения. Выезжать на обочину не следует, так как она может быть заминирована.
  2. Специально выделенная группа ведет огонь по противнику, ставит дымовую завесу, обеспечивая тем самым спешивание личного состава и занятие им укрытий.
  3. Бронетранспортеры занимают позиции и обеспечивают пулеметным огнем атаку спешенной пехоты из состава походного охранения.
  4. Одновременно по радио вызываются вертолеты сопровождения и огонь артиллерии.
  5. Ударная группа выдвигается к месту засады для проведения атаки или обхода партизан с фланга.
  6. Мобильный резерв во взаимодействии с ударной группой атакует партизан в засаде или отрезает им пути к отходу.
  7. Четкое управление боем, высокая ответственность и инициатива командиров всех степеней, а также заблаговременная подготовка личного состава являются важнейшими условиями успешных действий в борьбе с партизанскими засадами.

Посты охранения

Создание постов охранения требует много времени и большого количества личного состава. Поэтому посты охранения на дорогах выставляются только при наличии серьезной угрозы со стороны партизан в районах, где затруднено применение боевых вертолетов. По возможности личный состав постов охранения на назначенные участки дорог должен перебрасываться на вертолетах. Если применение вертолетов невозможно, то для выставления постов создается специальное подразделение. Оно включает передовой дозор, основную группу, из состава которой выставляются посты, и тыловой дозор, снимающий посты по мере выполнения ими задачи, т.е. после прохождения охраняемой колонны.
Дистанция между постами охранения и удаление от дороги определяются характером местности, возможностями по ведению огня, а также наличием времени. Численность личного состава поста, как правило, отделение или полувзвод. Позиции постов охранения должны прикрываться огнем артиллерии и минометов. С постами необходимо поддерживать радиосвязь, а также световую сигнализацию. Временные посты для охраны дорог могут выставляться от частей, ведущих боевые действия в данном районе.

Обеспечение безопасности перевозок по железным дорогам

Для каждого ТВД должна издаваться постоянно действующая инструкция по обеспечению безопасности железнодорожных сообщений. Контроль за однопутной железной дорогой осуществляется путем разделения ее на несколько участков. Состав не должен входить на определенный участок до тех пор, пока находящийся на этом участке поезд не уйдет с него. В случае проведения партизанами засады такой метод позволяет оказать помощь с любого направления.
Обеспечение безопасности поезда и пассажиров возлагается на командира подразделения сопровождения или на другого старшего по званию офицера, если поезд следует без охраны. Командира и его заместителей должен знать весь личный состав поезда. Часть личного состава подразделения сопровождения размещается в передних и задних вагонах поезда. Связь как внутри поезда, так и с войсками и полицией, обеспечивающими охрану железной дороги, осуществляется по радио. Кроме этого, может использоваться световая сигнализация.
Ддя патрулирования железной дороги применяются бронепоезда. Локомотивные бригады комплектуются из специально отобранных железнодорожников и военных специалистов. Бронепоезда выходят на линию с учетом движения обычных поездов, а также в зависимости от изменений боевой обстановки. Кроме того, для обеспечения защиты поездов применяются специальные локомотивы, впереди которых ставятся платформы с противоминным оборудованием, мешками с песком и щебнем.
Непосредственная защита железнодорожного состава осуществляется путем размещения подразделений охранения в бронированных вагонах, оснащенных пулеметами, гранатометами и минометами. Стенки обычных вагонов усиливаются мешками с песком. Рядом с такими вагонами нельзя ставить цистерны с огнеопасными веществами, вагоны с боеприпасами и другими легковоспламеняющимися материалами. В связи с тем, что партизаны могут попытаться проникнуть в поезд, по всей длине состава выставляются наблюдатели. При прохождении поезда по дефиле и участкам местности с густой растительностью, на которых наиболее вероятно устройство засад, по приказу командира подразделение охранения открывает огонь. При обстреле состава партизанами с использованием снайперских винтовок особенно в темное время суток необходимо отметить мукой или белой краской место обстрела, а через некоторое расстояние от него сделать короткую остановку и направить поисковую группу с собаками для преследования партизан.