Сообщение
Одним из подразделений Федерации русского рукопашного боя, возглавляемым
Мирошниченко Е.И., в 2002 году был разработан 50 часовой курс ускоренной
подготовки военнослужащих основам РРБ. В основу курса была положена
идея обучения рукопашному бою на основе созданной ранее информационной
модели двигательной активности человека. Для проверки целесообразности
подобного подхода при решении широкого спектра прикладных задач
РБ, а так же степени доступности материала и его усваиваемости широкой
аудиторией был организован опытный цикл обучения на базе одного
из подразделений ВС РФ. В качестве опытного подразделения выступила
учебная рота 45 отдельного разведывательного полка ВДВ.
Обучаемый контингент представлял разнородную по физиологическим
параметрам и физической подготовке группу из 80 человек.
Занятия проводились два раза в неделю по два часа каждое, в течение
3-х месяцев.
Цель обучения:
Обеспечить адекватное поведение бойца (управляемость, способность
к анализу обстановки, принятию обоснованных решений и активному
воздействию на ситуацию) в ходе решения задач на дистанциях ближнего
боя.
Задача решалась через работу с сознанием. Необходимые воздействия
на сознание, с целью изменения представления о действительно "рабочих"
дистанциях в рукопашном бою, осуществлялись через реализацию методически
выверенных и целенаправленных цепочек из двигательных задач имеющих
статус "доказательств". Доказывалась возможность противодействия
противнику в рукопашной схватке гораздо менее затратным, более эффективным
и не применявшимся ранее способом.
Доказывалась необходимость воздействия на командные звенья системы
как на причину появления видимых глазом движений противника.
Главная задача - выявить и, в ходе занятий, всесторонне изучить
основной закон реализации любого движения в теле человека. Понять
- что биомеханика человека может, а главное чего она не может при
реализации двигательных задач.
В ходе занятий решалась проблема переведения разнообразнейших схем
взаимодействия бойцов в рукопашной схватке в рамки определённой
технологии.
Обучаемых знакомили с понятиями цикла, ритма, такта. Рабочими поверхностями,
воздействовавшими на противника, становились не только поверхности
предметов зажатых в руках, не собственно руки, но и поверхность
туловища (дистанция = 0, прорыв через мощный психологический барьер).
Сознание обучаемых не загружали второстепенной информацией, такой
как "правильное" положение рук или ног. Исповедовался
главный критерий - должно быть удобно.
Применявшиеся способы: вывод обучаемого сразу в зону "правильных"
двигательных решений (максимальное облегчение поиска таких решений,
но не в коем случае не подсказка готового решения - т.е. приёмаѕ)
через "игровую" форму постановки двигательных задач.
Применявшиеся методические установки:
- медленная скорость, позволяющая детально прочувствовать (прорабатывать
- это не тоѕ) все детали поставленной двигательной задачи;
- постоянное поддержание ощущения успеха у обучаемых ("правильные"
решения должны не вызывать трудностей в понимании уже при объяснении
задачи);
- постоянная смена партнёров для исключения наработки "удобных"
форм двигательных решений.
Основной прием: через успешно решаемые двигательные задачи доказать
правомерность предварительных теоретических построений или утверждений.
После детального ознакомления с основными принципами решения двигательных
задач (в рамках вводного курса РБ), в тренировочный процесс были
внесены дополнительные условия (технические элементы), позволяющие
переводить подавляющее большинство, реализуемых в рамках программы,
двигательных схем в ранг автоматизмов. Это делает возможным использовать
их на уровне подсознания и на любых предлагаемых обстоятельствами
скоростях.
Несколько примеров постановки и решения задач (или в чём мы заставляли
убедиться сознание обучаемых):
Утверждение 1.
В основе всякого движения осуществляемого человеком, лежит некая
универсальная двигательная "болванка", сама по себе ничего
не решающая. Её задача - перемещать в пространстве центр масс, используя
для этого внешние (по отношению к человеку) силы. К этой болванке
пристраиваются более тонко организованные движения, которые и приводят
всё движение к обозначенной заранее целиѕ
Способы это доказать: (далее работа над методически выверенными
двигательными задачами, при решении которых обучаемые получают доказательства
в пользу рассматриваемых утверждений).
Утверждение 2.
Рассматриваемая двигательная болванка примитивна ("зашита"
в самых древних отделах центральной нервной системы, т.е. - ЦНС)
и циклична. Цикл - повторение, круг. В основе цикла - древнейший
принцип почленикового возбуждения тела (а значит поочерёдного контроля
этих членов со стороны ЦНС), так называемая "волна". Одна
из основных задач таких движений (у человека) - удержание равновесия.
Разрушение такой последовательности - основная задача технических
схем РБ.
Утверждение 3.
При решении задач равновесия человеческое сознание (подсознание)
использует любую доступную (или попутную) внешнюю для него силу.
Такие силы, с умыслом предоставленные "защитой" своему
противнику - верный способ разрушить любую из его атакѕ
Программа содержала следующие разделы обучения:
- Общие сведения об анатомии и физиологии человека.
- Общие сведения о двигательном феномене и существующих внутри
этого процесса закономерностях.
- Роль задачи сохранения равновесия в общей схеме реализации
движений. Требования к состоянию вестибулярного аппарата человека.
- Освоение возможностей биомеханической двигательной модели.
- Ознакомление с понятием "боевой скорости" при выполнении
приёмов защиты и освоение "рабочих скоростей" пригодных
для всего комплекса задач самообороны (в течение всей подготовки).
- Использование в рукопашном бою опасных (по определению) для
противника предметов. Различные схемы и способы их применения.
- Физиологически обоснованная схема защиты от ударов, безопасное
поведение при парировании атак предметами.
- Блокирование атак по принципу "плоскостей". Работа
с ножом, большой и малой сапёрными лопатами, использование личного
стрелкового оружия.
- Обезоруживание, обыск, связывание и конвоирование противника.
- Освобождение от захватов, работа со связанными руками.
- Работа с двумя и тремя противниками.
После окончания цикла обучения группа 5.11.02г. была представлена
для проведения экзамена высоко квалифицированной (и, необходимо
отметить - критично настроенной) комиссии. Все 80(!) человек обучаемых
успешно сдали итоговый экзамен по вводному курсу РБ.
|
|
|
видео в фомате mp4
упаковано в zip-архив
(72 226 bytes) |
видео в фомате mp4
упаковано в zip-архив
(402 051 bytes) |
видео в фомате mp4
упаковано в zip-архив
(341 325 bytes) |
|