В современном бою сильно вырос удельный вес автоматического оружия,
увеличилась насыщенность подразделений минометами и артиллерией,
стали широко применяться мощные инженерные сооружения, различного
рода заграждения, "сюрпризы". На поле боя господствует
маневр, вызывающий частую и быструю смену обстановки; действия пехоты
развертываются в тесном контакте с другими родами войск.
Эти условия предъявляют повышенные требования к подготовке бойца-пехотинца.
Помимо отличной боевой выучки и физической выносливости, он должен
обладать развитым восприятием, быть расторопным, смекалистым, инициативным,
уметь быстро отвечать на неожиданные действия противника нужными
приемами и движениями, свободно передвигаться ночью, в дыму, по
любой местности.
Перечисленные качества особенно необходимы при ведении ближнего
боя в лесу, в траншеях и различных сооружения, на улицах больших
и малых городов, в домах, на крышах строений, среди разрушенных
зданий, баррикад и т.д. Чем быстрее боец заметит цель, примет решение
и выполнит соответствующее действие, тем у него будет больше шансов
сохранить свою жизнь и победить противника.
Человеческие восприятия многообразны, но основными из них являются
зрительные, слуховые и осязательно-двигательные, которые играют
весьма важную роль в действиях бойца при пониженной видимости (в
туман, дождь, бурю, метель), в также в лесу, в условиях задымления
и ночью. Боец, обладающий утонченной восприимчивостью, лучше ориентируется,
мгновенно мобилизует внимание и волю, немедленно отвечает нужным
приемом и действием на действия противника. Поэтому развитие у бойца
этих восприятий, особенно в моменты наивысших физических напряжений,
эмоциональных возбуждений, опасных и неожиданных действий - одна
из составных задач обучения.
Опыт некоторых учебных частей показывает, что быстроту восприятий
и ответных действий лучше всего прививать наряду с развитием физической
силы, ловкости и боевой выносливости, в процессе учебы - на строевой,
физической, огневой и тактической подготовке, во время следования
на занятия в поле и возвращения с них, а также на малоподвижных
занятиях (в классе) и в перерывах между ними. Добиться этого можно
путем:
- систематического повторения элементарных движений и приемов
в быстром темпе по неожиданным командам, сигналам и знакам;
- внезапной постановки простейших задач и требования быстрого
их исполнения;
- воздействия на эмоциональную сторону бойца тоном голоса, неожиданностью
команды, интересом задания и введением в него элементов опасности
и состязания;
- повторения заданных приемов и упражнений в самом непредвиденном
и сочетании и в разнообразных условиях.
Специальную тренировку на быстроту восприятия неожиданных команд
и ответных действий следует проводить в короткие отрезки времени
(от 5 до 15 минут) и преимущественно в первый период боевой подготовки.
Это позволит бойцу быстрее и лучше овладеть сложными движениями
и действиями в дальнейшей учебе и с большим успехом освоить весь
курс боевой подготовки.
Цель данной статьи - наметить возможные пути развития перечисленных
качеств и указать некоторые оправдавшие себя приемы и способы. В
дальнейшем офицеры должны применительно к местности и контингенту
бойцов, проявить максимум инициативы в подборе нужного материала
и в создании наиболее подходящих условий для достижения желательных
результатов.
Тренировка в исполнении неожиданных команд
и простейших заданий
Тренировку в исполнении неожиданных команд и простейших заданий
можно проводить с подразделением (отделение, взвод), с небольшой
группой и с отдельными бойцами как при построениях, перестроениях,
передвижениях, так и во время выполнения определенных упражнений,
действий и работ. Рекомендуются следующие команды и задания для
группы бойцов или подразделения, находящихся в строю в одной или
двух шеренгах:
- "Отделение (взвод), бегом - разойдись!". Если команда
исполняется медленно, офицер командует: "Разойдись!".
В момент исполнения ее командир подает новую команду: "Ложись!",
затем, отбежав на 8-10 шагов и изменив направления фронта вытягиванием
левой руки в сторону, дает задание построиться в 10 секунд. На
десятой секунде он поворачивается лицом к фронту отделения (взвода)
и оценивает исполнение задания.
- Подразделение построено в две шеренги или в колонну по два.
Подается подряд (через 2-3 секунды) несколько разнообразных команд:
"Разойдись!", "Садись!", "Встать!",
"На левый бок - ложись!", "В укрытие (в траншею)
- бегом!". По исполнении последней команды дается задание
построиться в 8 секунд. Следует команда "Становись!"
- и отсчет секунд.
Командир, дающий задание, должен учитывать расстояние, на котором
он находится от бойцов, чтобы указанное им время исполнения было
реальным. Одно и то же задание не рекомендуется повторять более
трех раз.
- Подразделение в движении (построение любое). Даются задания
и команды: "В 15 секунд, на деревья - залезай!", "В
10 секунд - ко мне!". Затем подразделение выстраивается и
продолжает движение. Следуют новые задания и команды: "В
12 секунд замаскироваться в копне сена - отделение, вперед - бегом!",
"В 15 секунд перелезь через стену - отделение, вперед - бегом!",
"Первому отделению замаскироваться в кустах справа, второму
отделению перелезть через забор, третьему влезть на сарай, четвертому
укрыться в траншее слева. Время 15 секунд. Взвод, вперед - бегом!".
Для одиночных или парных действий бойцов можно рекомендовать следующие
задания и команды:
"Бойцам Петрову и Сидорову залезть на чердак и осмотреть
его. Время 2 минуты - вперед - бегом!"
"Бойцам Волкову и Захарову осмотреть сарай. Время 2 минуты
- вперед - бегом!"
"Бойцам Иванову и Никонорову осмотреть дом со стороны огорода.
Время 2 минуты - вперед - бегом!"
В зависимости от характера местности и окружающих предметов, а
также от степени подготовки бойцов, время на выполнение задания
и команды нужно уменьшать или увеличивать. После выполнения задания
необходимо всегда давать оценку или указывать, кто выполнил задание
первым и кто последним, кто лучше и кто хуже. Рекомендуется также
опрашивать бойцов, что они видели или слышали во время действий.
Тренировка в исполнении приемов и действий
по условным знакам и сигналам
Большое значение имеет тренировка в исполнении приемов и действий
по условным знакам, подаваемым одной или двумя руками, посредством
головного убора, лопаты или каких-либо других предметов.
Прежде чем приступить к тренировке, нужно объяснить бойцам значение
каждого сигнала или знака. Тренировка проводится накоротке следующим
методом: командир показывает действие жестами (предметами) и спрашивает
бойца, правильно ли он понял условный знак.
Бесшумные команды на построение подразделения (отделения, взвода,
группы) могут подаваться хотя бы такими жестами руки (рук):
"Отделение, в одну шеренгу становись!" - командир становится
в положение "смирно", вытягивает левую руку ладонью
вниз в сторону фронта построения и сейчас же опускает ее.
"Отделение, в две шеренги становись!" - командир вытягивает
левую руку ладонью вверх в сторону фланга и сейчас же опускает
ее.
"Отделение, в колонну по одному становись!" - командир
становится в положение "смирно" лицом в сторону предстоящего
движения и поднимает левую руку вверх.
"Отделение, в цепь развернись!" - командир несколько
раз разводит обе руки в стороны.
В таком же духе, но заранее установленными жестами, сигналами и
пр. подаются команды:
"Ложись!", "Внимание!", "Ко мне!",
"Вперед!", "Назад!", "Вижу противника!",
"Вижу!", "Слышу!" (отзывы), "Бесшумно
подползти к противнику (к траншее, к доту)!", "Подготовиться
к броску в атаку!", "В атаку!", "Окружить
дом!", "Пропустить противника!", "Залезть
на дерево!", "Бросить гранату!" и т.д.
Следующий этап - тренировка бойца в быстроте противодействия на
неожиданные действия "противника" - проводится на учебной
дорожке, в учебном помещении, в учебной траншее. Остановимся на
каждом из видов тренировки отдельно.
Тренировка на учебной дорожке
Учебная дорожка устраивается в кустах, в лесу, в горах, в населенном
пункте и т.д. По обеим сторонам ее укрывается "противник"
(4-6 бойцов), создавая неожиданные препятствия и совершая "нападения"
на бойцов, тренирующихся на дорожке. Перед бойцами ставятся задачи:
двигаться шагом или бегом до определенного рубежа или предмета;
преодолеть все препятствия и избежать неожиданного нападения "противника".
Боец должен:
а) не зацепиться за провод, протянутый в траве на высоте 10-20
см, и не наступить на расставленные учебные мины;
б) остановиться или пробежать мимо падающего предмета - доски,
ствола небольшого дерева, легкого бревна, вязанки хвороста, скатки
шинели, - т.е. уклониться от поражения;
в) не попасть в руки или вырваться из рук двух бойцов, получивших
задачу внезапно, из укрытия, набросить плащ-палатку на голову
тренирующегося и удержать его в течение 5-10 секунд;
г) уклониться от укола (палкой с мягким наконечником) "противника",
замаскированного в кустах, траве, в канаве, или отбить его укол
рукой (на всем протяжении тренировочной дорожки можно расположить
2-3 бойцов, вооруженных палками с мягкими наконечниками).
По сторонам дорожки замаскированный противник периодически производит
различного рода шум: копает землю, ударяет топором по дереву, забивает
гвозди, открывает и закрывает затвор винтовки и т.д. Лучший результат
тренировки - пройти все препятствия, не задев их, избежать нападения
"противника", услышать больше различных звуков и определить,
откуда они исходят.
Для тренировки отделение разбивается на две группы: одна из них
создает препятствия и нападает, т.е. действует за противника; другая
поочередно (по одному бойцу) передвигается по дорожке. Затем группы
меняются ролями. Месторасположение препятствий и нападающих необходимо
при этом изменить.
Тренировка в учебном помещении
Под учебно-тренировочное помещение могут быть использованы землянка,
любой сарай, разрушенное строение или жилая квартира. Над полом
на различной высоте натягивают проволоку, или веревку, привязав
к обоим концам ее легкие гремящие предметы, разбрасывают доски,
пустые консервные банки, гильзы и т.п., у стен устанавливают скамейки,
столы, ведра и другие предметы. Специально выделенные бойцы (2-4
человека) создают препятствия, затемняют помещение, совершают неожиданные
нападения.
Первый вид действий. В слабо освещенном помещении, а затем
в полной темноте пройти через помещение ощупью, не создавая шума,
и выйти в противоположную дверь.
Второй вид действий (в полной темноте). Боец, вооруженный
палкой с мягким наконечником, проходит через помещение, стараясь
не создавать шума и не получить укола от бойца, находящегося там.
Третий вид действий. Войти в затемненное помещение, пройти
через него возможно быстрее и выйти в противоположную полуоткрытую
дверь. В помещении находятся 3-4 бойца "противника", которые
затрудняют выполнение задачи. При входе, когда за бойцом закрылась
дверь, его на секунду ослепляют светом электрофонаря, через мгновение
ему наносят сзади легкий удар мешком с соломой по голове, затем
валят под ноги скамейку, наносят легкий укол палкой с мягким наконечником
в грудь, натягивают веревку на уровне колен, набрасывают на голову
шинель и стремятся удержать его в течение 3-5 секунд, после чего
отпускают.
Тренирующиеся бойцы не должны иметь оружия. Командир обязан следить
за тем, чтобы на тренировке в увлечении и азарте подчиненные не
переступали определенных рамок.
Тренировка в учебной траншее
Для тренировки может быть использована любая траншея полного профиля,
нужно лишь произвести в ней некоторые дополнительные работы и установить
различные препятствия. В учебной траншее длиной 25-50 м рекомендуется
установить 6-8 неподвижных чучел (вязанок хвороста) и 1-2 "ежа"
на веревке, устроить 1-2 лисьих норы и подбрустверный блиндаж. За
противника играют 4-5 бойцов, снабженных подвижными чучелами и указками.
Задача "противника" - создавать неожиданные препятствия
и нападать на тренирующихся бойцов.
Первый вид действий. Боец, вооруженный винтовкой (со штыком,
без штыка) или автоматом, передвигается по траншее, стремясь поразить
все цели и преодолеть все препятствия на своем пути. Во время движения
из-за поворотов траншеи, с бруствера, из блиндажа "противник"
неожиданно подставляет чучела (вязанки хвороста на палке) спереди,
сбоку, сзади. Задача бойца - нанести укол, сделать тычок, ударить
прикладом, ножом, ногой и т.п. Затем перед бойцом появляются "ежи"
(от них нужно побыстрее освободить проход) или указки, требующие
обозначить огонь из автомата или бросить гранату. Действия бойца
оцениваются по быстроте передвижения и количеству пораженных целей.
Второй вид действий. Боец вооружен винтовкой или палкой
с мягким наконечником. Задача - передвигаться по траншее, преодолеть
препятствия и избежать нападения "противника". Во время
движения в двух местах на бойца неожиданно (из-за поворота) нападает
один, а затем другой "противник". Нужно, вступив с ними
в "бой", нанести по одному уколу и продолжить движение.
Потом из блиндажа на бойца нападают два "вражеских" солдата
с плащ-палаткой и стараются удержать его 5-10 секунд. Нападать на
бойца, двигающегося по траншее, разрешается сзади, сбоку, сверху
из-за препятствия и т.д. Оценка - по наименьшему количеству полученных
бойцом уколов.
Тренировка в исполнении приемов и действий
с громкими возгласами и бесшумно
Тренировка в исполнении приемов и действий с громкими возгласами
имеет целью воспитать стремительность и сплоченность, привычку усилием
воли и возгласом мобилизовать себя, побеждать чувство усталости,
совершать большие физические и волевые напряжения. Но такие действия
не всегда возможны, нередко выполнение боевой задачи требует абсолютной
скрытности, осторожности, поэтому одновременно надо тренировать
бойцов бесшумно исполнять различные приемы и действия.
Тренировку в исполнении тех и других действий (бесшумных и с возгласами)
лучше всего чередовать между собой и комплексировать с различными
приемами боевой подготовки. Очень полезно тренировку этих действий
органически включать в быт и режим учебно-боевого дня бойца от подъема
до отбоя. Рассмотрим некоторые приемы тренировок.
Действия с возгласами:
- По сигналу "подъем" бойцы, проснувшись, дважды кричат:
"Подымайсь!", потом, одевшись, каждый докладывает: "Готов!".
По команде "Становись!" все кричат: "Становись!"
- и бегом направляются к месту построения.
- Зарядка проводится в быстром темпе. При выполнении упражнений
каждый боец громко командует самому себе: "Раз!", "Два!",
"Вниз!", "Вверх!" и т.д.
- На полевые занятия подразделение двигается быстрым шагом. В
пути командир дает вводные:
- "Справа обрыв, 4-е отделение, прыжком вниз - вперед!".
Бойцы с криком "Вперед!" бегут к обрыву и прыгают, а
весь взвод, продолжая движение по дороге, кричит "вперед",
"быстрее". После этого командир командует: "Ко
мне - бегом!". Бойцов отделения все бойцы взвода подбадривают
возгласами: "бегом", "давай" и т.п.
- "Прямо группа чучел, 2-е отделение, каждому бойцу уколоть
3 чучела - вперед!". С криком "Ура!", который подхватывает
весь взвод, бойцы отделения бросаются в штыки и, нанося уколы,
кричат: "Бей!", "Раз!", "Два!" и
т.д.
- "Слева холм, 1-е отделение, кто первым влезет на вершину
- вперед!". С возгласом "вперед", "ура"
бойцы бегут вперед. Победителя весь взвод приветствует криком
"ура".
В зависимости от местности и условий, в которых проводится тренировка,
задания могут носить самый различный характер. Основной принцип
тренировки - короткие, быстрые, сильные физические напряжения,
сопровождающиеся бодрящими возгласами.
- На различных занятиях и при выполнении различной работы можно
вводить бег на скорость, переползание, переноску груза, преодоление
полосы препятствий и т.п. Действуют 1-3 бойца от подразделения,
а остальные поддерживают их бодрящими возгласами. То же самое
рекомендуется делать при влезании на деревья, на забор, строения.
При поднимании груза (бревно, лоток со снарядами), при передвижении
орудия и т.п. возгласы могут быть: "Взяли!", "Раз,
два - дружно!" и др.
Действия с возгласами следует широко практиковать и на различных
состязаниях по спортивно-боевой подготовке, особенно в командных
состязаниях.
Бесшумные действия:
- Подъем, построение и выход на зарядку - выполняются бесшумно.
- Зарядка проводится без команд - все делают то, что делает руководитель.
- При движении на полевые занятия подразделение строго соблюдает
маскировочную дисциплину. Например, командир двигается по дороге,
а подразделение - по обочинам дороги, канавам, кустам и т.д.,
стараясь применяться к местности. Изредка командир делает замечания:
"Вижу 1-е отделение", "Слышу 3-е отделение"
и т.п.
Другой пример. Командир вышел к месту занятий раньше взвода и
укрылся в траншее, расположенной в 50-100 м от места сбора подразделения.
Задача бойцов - скрытно и бесшумно подойти (подползти) к траншее.
- На различных занятиях и при выполнении различной работы бойцы
тренируются переползать бесшумно (в траве, по канавам, в кустах,
в насаждениях, по болотам, траншее), бесшумно влезать в окна строения,
на деревья и т.п., бесшумно поднимать и переносить грузы, скрытно
и бесшумно подлезать под проволочное заграждение, преодолевать
противотанковый ров и другие препятствия.
Упражнения для развития зрительных восприятий
Известно, что один и тот же предмет воспринимается по-разному,
если наблюдать его с различных расстояний, направлений и в различных
положениях (впереди, сзади, сбоку и сверху), в яркий солнечный день,
в пасмурную погоду и в сумерки. Все это нужно учитывать при проведении
специальных упражнений.
В процессе тренировки нужно давать разнообразные задания: на быстрое
определение и запоминание предметов и действий, на продолжительное
напряжение внимания.
Тренировка должна проводиться на мелких и крупных предметах, на
их деталях, на предметах неподвижных, двигающихся и внезапно появляющихся,
на предметах различной формы и цвета. Тренировка должна проводиться
и тогда, когда боец неподвижен и когда он движется, после небольшой
физической работы и после сильных физических напряжений.
Задания на запоминание окружающих предметов и действий бойцов, обозначающих
противника, проводятся с расстояний до 200, 800 и 2000 м. На занятиях
большое значение имеет периодическое упоминание командиром о виднеющихся
вдали, но плохо различаемых предметах - это облегчает их восприятие
бойцами.
Первый вид действий. Построить отделение и дать задание
по знаку или сигналу повернуться кругом, внимательно посмотреть
на группу домов или отдельный участок местности в течение 3-5 секунд
и запомнить, возможно, больше деталей. По истечении указанного времени
командир снова поворачивает отделение лицом к себе и поочередно
опрашивает бойцов, что они успели заметить. Правильность ответов
проверяется путем сравнения их с действительностью. Упражнение рекомендуется
повторять не более двух-трех раз, после чего давать другое.
Второй вид действий. Эти же задания давать вслед за физическими
упражнениями: после передвижения пригнувшись, длительного бега,
перелезания через отдельные препятствия, прыжка, влезания на дерево,
переноски груза, стрельбы и т.п.
Третий вид действий. Без предварительного задания по наблюдению
спрашивать бойцов, что они заметили во время передвижения по дороге
или любой местности, после броска гранаты или в процессе беседы
с командиром. Например: сколько за время беседы проехало машин,
повозок, сколько встретили по дороге офицеров, сколько раз командир
подсчитывал ногу и т.д.
Четвертый вид действий. Запоминание предметов. Тренировка
проводится на любой местности. Командир раскладывает 8-10 различных
предметов (противогазы, кирпичи, гильзы, оружие, карманные вещи)
и, построив перед ними подразделение, дает задание: посмотреть расположение
предметов и запомнить его. Затем командир поворачивает подразделение
кругом, изменяет расположение предметов или убирает один-два из
них и, снова повернув подразделение, показывает предметы в течение
4-5 секунд и опрашивает 4-5 бойцов, какие произошли изменения. Бойцов,
допустивших ошибку, следует сразу поправлять.
Пятый вид действий. Дается задание на быстроту и длительность
наблюдения за движущимися и появляющимися целями. Для обеспечения
тренировки выделяется группа бойцов (2-3 человека), которые, выдвинувшись
в сектор наблюдения, по сигналу командира, шевелят отдельные кусты,
приподнимают головы или указки (мишени) из-за укрытий, переползают,
перебегают, выходят из здания и входят в него, выглядывают в окна
и т.п. Движения и действия группы бойцов, находящихся в секторе
наблюдения, могут быть медленные, средней скорости и быстрые, могут
выполняться один раз или многократно повторяться, в зависимости
от указаний командира.
Тренировку в быстроте и точности восприятий, в распознавании предметов
и действий следует начинать на малых скоростях цели, а затем постепенно
сокращать время пребывания цели в поле зрения. В дальнейшем полезно
увеличивать расстояние или уменьшать цели.
Упражнение для развития слуховых восприятий
В тех случаях, когда наблюдение затруднено или ограничено, на помощь
зрению приходит слух. Подслушивание особенно необходимо в период
непосредственного соприкосновения с противником, при действиях ночью
и в глубоком тылу врага.
Специальные упражнения для развития слуховых восприятий, проводимые
на занятиях по физической подготовке, имеют целью тренировать бойцов
точно распознавать различные шумы и звуки (шорох шагов, разговор,
звуки инструментов, шум мотора и пр.), маскировать шумы и звуки,
производимые самим бойцом при выполнении различных приемов и действий,
а также уметь определять местонахождение цели по звуку и шуму.
Тренировочные упражнения в подслушивании, распознавании звуков и
определении их местонахождения проводятся на местности с различным
грунтом и растительностью, в населенных пунктах, в помещении и в
земляных сооружениях, в различную погоду и в любое время суток.
Бойцы, которым поручено имитировать различные шумы и звуки, должны
создавать их возможно естественнее, как бы производил их противник
при действиях в различной обстановке и при выполнении разного рода
работ. В свою очередь для тренирующихся в подслушивании бойцов нужно
создавать условия, максимально приближенные к боевой действительности.
Тренировку в распознавании звуков рекомендуется проводить, когда
подразделение (группа бойцов) находится на месте, приближается к
месту, откуда слышатся звуки, или удаляется от него, а также в момент
выполнения различных работ (самоокапывание, переноска груза и т.п.).
Недалеко от места проведения занятий располагаются 2-3 бойца с различными
предметами. Через определенные промежутки времени или по сигналу
(знаку) командира они имитируют различные шумы и звуки, а командир
поочередно опрашивает тренирующихся бойцов, какой звук или шум они
слышат (слышали), количество звуков, характер шума.
На тренировках во время сильных физических напряжений следует приучать
бойцов систематически задерживать дыхание на 1-3 секунды для того,
чтобы отчетливо слышать шумы и звуки.
Очень полезны и такие упражнения в определении местонахождения цели
по звуку.
- Бойцы находятся в окопе. К ним подползает заранее выделенный боец.
Командир поочередно опрашивает тренирующихся, с какой стороны подползает
"противник", и требует указать направление рукой.
- Бойцы расположены в окопе или траншее. Каждый имеет по 2-3 учебные
гранаты (болванки). На расстоянии 20-30 м от траншеи передвигается
ящик. Находящийся под ним боец постукивает по стенкам каким-либо
предметом или издает звук голосом. По этим звукам тренирующиеся
поочередно определяют направление и расстояние до цели и бросают
гранаты-болванки.
Упражнения для развития
осязательно-двигательных восприятий
В условиях ограниченной видимости и в полной темноте осязательно-двигательные
восприятия имеют исключительно важное значение. При помощи этих
восприятий боец может бесшумно продвигаться, оценивать размеры,
силу и скорость своих движений, определять гладкость, шероховатость,
форму, величину и температуру окружающих предметов. "...зрячий
не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые
показания; а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука
является действительным заместителем видящего глаза. У зрячего контрольный
аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого в ней самой"
(И.М. Сеченов).
Способность пользоваться осязательно-двигательными восприятиями
надо всемерно развивать у всех бойцов, а особенно у саперов и разведчиков,
так как им часто приходится двигаться и действовать в полной темноте.
Для развития у бойца осязательно-двигательных восприятий проводится
специальная тренировка в выполнении вслепую тех приемов, способов
и действий, которые впоследствии придется выполнять в боевой обстановке
в темноте. К этим приемам, способам и действиям относятся, прежде
всего, ходьба, переползание, подлезание, перелезание, влезание в
щели и другие отверстия, заряжание оружия, действия ножом, прикладом,
подручными предметами, метание гранаты и т.д.
При тренировке следует учитывать, что все движения, приемы и действия
должны вначале выполняться при участии зрения в нормальном освещении,
затем в условиях пониженной освещенности и, наконец, вслепую. Обстановку,
в которой проводится тренировка, рекомендуется постепенно усложнять
и путем многократного повторения упражнений добиваться, чтобы действия
бойца становились уверенными, точными и быстрыми.
Тренировку в разборке и сборке личного оружия, заряжании винтовки,
автомата обоймой или диском следует проводить вначале в незначительно
затемненной комнате, затем при пониженном освещении в темноте.
Для тренировки в определении предмета на ощупь в плащ-палатку завертывают
патроны от пистолета и винтовки, гильзу, карандаш, книгу, гранату,
штык, диск или обойму и предлагают бойцу на ощупь определить их.
При дальнейшей тренировке предметы надо завертывать более плотным
и толстым материалом (шинель, ватник и т.п.).
Тренировки в передвижении и преодолении препятствий на ощупь проводятся
в затемненном помещении, а также ночью (или днем с завязанными глазами).
Бойцы передвигаются по траншее, в кустах, в лесу, вокруг строения,
преодолевают заборы, влезают на дерево или в окно, спускаются в
овраг и т.п.
Точно так же бойцов тренируют в действии холодным оружием. В учебном
затемненном помещении, в землянке или в блиндаже бойцу предлагается
наносить удары ножом, прикладом по чучелу (вязанка хвороста), находящемуся
на постели, на полу и т.д.
В данной статье разбирается основное направление развития у бойца
быстроты восприятий и ответных действий, обусловленных требованиями
войны. Практика показала, что рекомендуемый метод дает хорошие результаты
и в дальнейшем может принести большую пользу делу боевой подготовки
войск.
|