В МИРНОЕ ВРЕМЯ ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ БОЙЦОВ,
ОФИЦЕРОВ И ГЕНЕРАЛОВ СОСТОИТ В НЕПРЕРЫВНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СВОИХ
ВОЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
СТАЛИН
В СОВЕРШЕНСТВЕ ОВЛАДЕТЬ МАСТЕРСТВОМ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЙСК!
Народный Комиссар Вооружённых Сил и Верховный Главнокомандующий
Вооружёнными Силами Союза ССР Генералиссимус Советского Союза товарищ
И. В. Сталин указал в своём приказе от 23 февраля с. г.: "В
годы войны офицеры и генералы Красной Армии хорошо овладели мастерством
вождения войск на поле боя. Теперь все офицеры и генералы должны
в совершенстве овладеть мастерством обучения и воспитания войск
в мирной обстановке".
Решение этой задачи потребует от наших офицеров и генералов самого
настойчивого, неутомимого труда, полного напряжения всех сил. Дело
но только в том, что мастерство обучения и воспитания войск - высокое
и большое мастерство, требующее немалых знаний, опыта, энергии и
любовного творческого подхода к себе. "Следует помнить,
что военное дело непрерывно и быстро развивается. Красная Армия
обязана не только поспевать за развитием военного дела, но и двигать
его вперед" (Сталин). Это означает, что и методы обучения
войск не могут оставаться на одном уровне, а, наоборот, с каждым
днём должны совершенствоваться в соответствии с новыми возрастающими
требованиями к боевой подготовке кадров.
При этом нужно постоянно учитывать тот факт, что некоторая часть
наших офицеров, успешно выполнявших самые сложные задачи в бою и
выросших в годы войны, не имеет ещё всесторонних знаний и методических
навыков в области обучения и воспитания подчинённых. Опыт первых
месяцев зимней учёбы показывает, что именно поэтому чаще всего допускаются
ошибки в организации и проведении занятий. Но вместе с тем каждый
офицер дорожит своей почётной военной профессией и полностью отдает
свои силы благородному служению Родине. Этим и объясняется повсеместное
стремление офицеров к самообразованию, расширению своих теоретических
знаний и практических навыков. Обязанность старших офицеров, командиров
частей и штабов - делать всё, чтобы полностью удовлетворить растущие
запросы подчинённых в области военных и политических знаний, а также
вопросах методики обучения войск.
В частях и соединениях сделано уже многое, чтобы повысить искусство
обучения наших кадров. В полках и в дивизиях проведены методические
сборы офицеров и сержантов. В системе командирской учёбы значительное
снимание уделяется вопросам организации занятий по различным предметам
военного дела. Но не везде ещё всё предпринято, чтобы занятия с
бойцами действительно проводились самыми доходчивыми способами.
Кое-где тактическая учёба проходит на одних и тех же набивших оскомину
"пятачках", без обозначения реально действующего "противника",
а порой и без средств усиления. Ещё не все части имеют хорошо оборудованные
учебные поля, стрельбища, штурмовые полосы. Ясно, что при таком
положении нельзя говорить об эффективных методах обучения, нельзя
ожидать и высоких результатов в боевой подготовке.
В совершенствовании методических навыков офицерского состава большую
роль играют показные занятия. Эти занятия особенно необходимы теперь,
поскольку каждый командир в соответствии с требованиями программы
лично проводит тактическую подготовку своего подразделения. Старший
офицер обязан перед изучением нового раздела программы собрать своих
командиров и на одном из подразделений показать образцовые методы
проработки предстоящей темы. Это должно стать нерушимым законом
для всех частей. Одновременно старшие офицеры и их штабы должны
систематически контролировать учёбу и практически помогать командирам
подразделений в организации и проведении занятий как по тактике,
так и по огневой подготовке.
Долголетней практикой установлено, что обучение лишь тогда достигает
цели, когда оно наглядно и сочетается с кратким, но понятным словесным
пояснением. Известно, например, что образцовый показ, сопровождаемый
простой и убедительной речью, был характерен для суворовской системы
боевой подготовки. Полководец тщательно подбирал образные слова,
доходчиво объяснял самые отвлеченные понятия и вместе с тем умел
воздействовать на зрительные впечатления подчинённых. Последователь
суворовской системы обучения и воспитания, Драгомиров также постоянно
заботился о наглядных методах боевой подготовки. Он часто напоминал
офицерам, что "в деле практическом действительно понимается
только то, что приходит в сознание через глаз". Овладеть искусством
наглядного обучения - важнейшая задача офицеров.
В текущий период большинство частей Красной Армии заканчивает подготовку
отделений. В марте стрелковые части приступят к подготовке взвода,
к проведению ротных и батальонных учений. Решение этих задач потребует
от офицерского состава ещё более высокого мастерства в области методики
обучения и воспитания бойцов и сержантов.
Главное здесь в том, чтобы приблизить отработку тактических тем
к реальным условиям боя. Это значит, что всему офицерскому составу
предстоит ещё более углублённое изучение богатого опыта войны. "Боевой
опыт, добытый на полях сражений, представляет богатую сокровищницу
для обучения и воспитания войск" (Сталин). Практически
это означает, что каждое учение руководитель должен начинать и вести
до конца в такой обстановке, которая характерна для современного
боя.
Наибольшего внимания заслуживают вопросы воспитания моральных качеств
подчинённых - решительности, смелости, широкого проявления инициативы.
С этой точки зрения не может быть терпима такое поведение руководителя,
как подсказ обучаемому, мелочная опека его, стремление облегчить
учебную нагрузку. Нельзя забывать золотое правило, что только в
борьбе с трудностями растут и воспитываются настоящие закалённые
кадры. Следовательно, руководитель занятий должен идти по пути постоянного
усложнения обстановки, воспитывая и укрепляя волевые качества обучаемых.
Совершенствование мастерства обучения и воспитания войск предполагает
огромную организаторскую работу штабов, политорганов, командиров
соединений, частей и подразделений. Речь идёт о том, чтобы в войсках,
наряду с обобщением и внедрением боевого опыта в учебную практику,
было организовано и обобщение передового опыта в области методики
подготовки подразделений. Здесь большую службу сослужит периодическое
подведение итогов обучения в частях и подразделениях. Командиры
рот, собирая командиров взводов и сержантов в конце каждой недели,
а командиры батальонов - офицерский состав по окончании каждого
этапа обучения, должны всесторонне обсуждать вопросы методики, вскрывать
недочёты, всемерно поощряя самые доходчивые приёмы подготовки бойцов.
Лучшие офицеры-методисты должны быть окружены особым вниманием,
пользоваться заслуженным почётом в частях и соединениях. Всё лучшее,
передовое в приёмах обучения войск нужно быстро делать общим достоянием
части, соединения, глубоко внедрять в боевую подготовку всех подразделений.
Большую роль здесь может сыграть военная печать.
Всемерно заботясь о совершенствовании мастерства обучения и воспитания
войск, командиры частей не могут упускать из поля зрения общую подготовку
офицерского состава. Мнение, что методисты - это офицеры особого
склада ума и характера, что искусством обучения могут владеть только
избранные, - это мнение явно ошибочно. Каждый офицер может и должен
быть хорошим методистом. Главное здесь - твёрдо знать тот приём
или действие, которым обучаешь своего подчинённого. Следовательно,
общая военная подготовка офицерского состава является основой, на
которой зиждется и совершенствуется мастерство обучения войск.
В своём приказе Генералиссимус Советского Союза товарищ, Сталин
указывает, что сейчас, в мирное время, первостепенная задача офицеров
и генералов состоит в непрерывном совершенствовании своих военных
и политических знаний. "От офицерского состава сейчас, как
никогда раньше, требуется умение хорошо обучать и воспитывать подчинённых".
Офицерам и генералам нужно сделать всё для того, чтобы с честью
выполнить приказ товарища Сталина.
Передовая газеты "Красная звезда" № 50 от 27 февраля
1946 г.
|