Генерал-майор артиллерии М. РОСТОВЦЕВ
БОЕВОЙ ОПЫТ-В ОСНОВУ ПОДГОТОВКИ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ
РАЗВЕДЧИКОВ
За годы Отечественной войны в Красной Армии сложилась мощная разведывательная
служба артиллерии, располагающая разносторонними органами добывания
сведений о противнике, вооружённая прекрасной аппаратурой, артиллерийскими
самолётами и аэростатами наблюдения. Полностью сложилась и система
разведывательной деятельности артиллерийских штабов. По словам пленных,
"немецкие офицеры считают русскую артиллерийскую разведку,
особенно инструментальную, отличной". Так, например, заявил
на допросе начальник оперативного отделения штаба артиллерии 10-го
армейского корпуса СС майор Фриц Келлер.
Теперь, после войны, задача состоит в том, чтобы укрепить разведывательную
службу артиллерии, внести некоторые организационные изменения, готовить
кадры разведчиков. Кроме того, слег г заняться пересмотром положений,
руководств и наставлений приведения их в соответствие с боевым опытом,
а также и изобретательством новой аппаратуры.
Для того чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обобщить
богатый опыт, накопившийся в ходе Отечественной войны, собрать его
от низовых разведчиков, в частности, изучив их приёмы выслеживания
противника и методы разведки в подвижных формах боя. Разведывательным
подразделениям надлежит подытожить свой опыт и весь отчётный материал
отправить в вышестоящие инстанции для дальнейшей отработки и изучения.
Особую ценность составят фактические материалы по фотографированию
и исследованию обороны противника, эффективности нашего огня и т.
п. Объекты обороны противника, формы его борьбы и трофейную технику,
которые изучались в процессе боев недостаточно глубоко, надо вновь
изучить с большей детализацией.
Рекомендуется широко практиковать слеты и сборы разведчиков, а также
конференции офицеров разведки артиллерийских штабов, посвящённые
обобщению личного опыта и обсуждению недочётов в работе.
В основу планов боевой учебы разведчиков войсковой артиллерийской
разведки должны быть положены следующие моменты: рядовой и сержантский
состав надо учить умело выбирать и занимать наблюдательные пункты,
хорошо оборудовать их с искусным применением маскировки. Разведывательную
работу на наблюдательном пункте нужно нести так, как несётся караульная
служба. Особое внимание - выработке приёмов выслеживания целей,
твердому усвоению характерных демаскирующих признаков объектов современного
поля боя.
От артиллерийских разведчиков требуется пунктуально и аккуратно
вести разведывательную документацию, безупречно знать материальную
часть разведывательной аппаратуры, быть хорошо натренированными
в обслуживании артиллерийской стрельбы. Исходя из этого и следует
строить учёбу в порядке последовательного наращивания знаний и навыков,
переходя от простых к более сложным формам работы. При этом, конечно,
нельзя забывать такие формы, какие практиковались в период Отечественной
войны, а именно: разведка с подвижных наблюдательных пунктов, из
секретов (подслушивание), участие разведчиков в общевойсковых разведывательных
группах, разведка в подвижных формах боя, при действиях в горах,
в лесах и крупных населённых пунктах. В подготовке разведчиков не
может выпасть и такой важный раздел, как наблюдение за деятельностью
артиллерии противника, организация службы осколочников.
Всю учёбу надо проводить в условиях, близких к реальной боевой
действительности, в основном в поле на двухсторонних учениях.
При проведении учений стрелковых подразделений артиллерийскую разведку
рекомендуется выводить на обратные направления для практики в наблюдении
за действиями пехоты. Подобные учения, например, образцово организованные
и проведённые подполковником Пастуховым на Закавказском фронте,
отличались особой наглядностью. Противник был обозначен реальными
частями, которые оборудовали оборону траншеями полного профиля,
с имитацией его огневой деятельности взрывпакетами. Наблюдение за
деятельностью артиллерии противника проводилось на заранее подготовленных
участках. Здесь были воронки различных размеров, разбросанные осколки
снарядов и т. п.
При организации учёбы, разумеется, надо исходить из особенностей
каждого вида артиллерии. Скажем, в полковой артиллерии упор
делается на разведку при орудиях сопровождения и прямой наводки.
Для противотанковой артиллерии главным будет разведка сосредоточений
танков, работа дальней и ближней противотанковой разведки и т.д.
В специальной учёбе офицеров разведки батарей, дивизионов, полков
основное внимание обращается на организацию системы наблюдения.
Последнее вызывается современными условиями боя при большом сосредоточении
артиллерии, при наличии 30-40 наблюдательных пунктов, расположенных
на протяжении одного километра фронта.
Без четкой организации системы наблюдения и взаимодействия между
пунктами ничего не выйдет. Кроме того, офицеры разведки должны быть
приучены к организации сбора разведывательных данных и анализу их,
к организации активных форм разведки и приёмов её осуществления
в подвижных видах боя. Информация о противнике вышестоящих штабов,
соседей, а также и нижестоящих подразделений должна войти в привычку
офицеров разведки.
Обучение специальным видам артиллерийской инструментальной разведки
организуется строго дифференцированно по отдельным её видам.
При обучении топографов следует исходить из положения о новой
организации артиллерийской топографической службы. Внимание их должно
быть обращено на рационализацию вычислительных работ, на техническое
и тактическое планирование работ при наличии большого количества
топографических средств, а также на проведение ускоренных видов
топографической подготовки при подготовке атаки и при бое в глубине
расположения противника. Топографам необходимо приучиться как к
централизованному, так и к децентрализованному использованию топографических
средств и переходу к объединению единых топографических сетей крупных
артиллерийских соединений.
Учеба звукометрической разведки должна предусмотреть выучку
отдельных специалистов и слаживание подразделений, умение анализировать
разведывательные данные, организовать выбор систематической ошибки,
взаимодействовать с огневыми подразделениями при проведении пристрелки
и поражении целей. Особое внимание следует обращать на разведку
многоствольных и реактивных миномётов противника. Каждую боевую
стрельбу надо использовать для засечек звукоподразделениями с обратных
направлений, при отсутствии боевых стрельб - применять имитационные
средства.
Основной задачей оптической разведки является накопление
и совершенствование навыков в обеспечении артиллерии точными координатами
целей, требующих подавления массированным огнём. При этом особое
внимание надо уделять целеуказанию, спариванию отсчётов, точности
графических работ и организации взаимодействия с огневыми подразделениями
по пристрелке. Взводы оптической разведки, кроме того, обязаны вырабатывать
навыки по обслуживанию крупных артиллерийских штабов в подвижных
формах боя в качестве подвижных наблюдательных пунктов.
Оптическая разведка не может обойтись без тесного взаимодействия
с наземной фоторазведкой, так как артиллерийская фотопанорама служит
канвой для нанесения на неё целей противника и документом для передачи
разведывательных данных при смене частей, а также для ориентирования
артиллерийских начальников и их штабов. Для выполнения этих задач
нужно окончательно освоить аппаратуру наземной фоторазведки и качество
производства фотодокументов.
Задача артиллерийской метеорологической службы - совершенствовать
качество разведки атмосферы и научиться быстро доставлять бюллетени
в артиллерийские части.
Воздушная разведка заняла почетное место в боевой практике
артиллерии. Такое же место она должна занять и в мирной учёбе, органически
войдя в повседневную жизнь артиллерийских частей. На совместных
учениях артиллерийской авиации и огневых подразделений следует отрабатывать
вопросы организации связи, разведки, целеуказания и корректировки
огня различными методами в разных условиях. Кроме того, на учениях
с войсками надо заниматься предварительной фоторазведкой оборонительных
полос "противника", визуальной доразведкой и вскрытием
действительности боевых объектов к началу наступления, работой дежурных
самолётов по сопровождению атаки, действиями артиллерийской авиации
в глубине расположения "противника", в частности, по сопровождению
подвижных групп и другими приёмами, выработанными опытом Отечественной
войны. При этом большое внимание должно быть обращено на технику
ведения воздушной разведки и корректировки огня.
Мирная учёба немыслима без сочетания с творческой научно-исследовательской
мыслью. В области использования воздушной артиллерийской разведки
это значит: шире изучить такие вопросы, как разведка ближайшей оперативной
глубины расположения противника, воздушная разведка при оперативном
преследовании, использование данных аэрофотосъёмки для стрельбы
по ненаблюдаемым целям, при массировании артиллерийского огня и
т. п.
Совместная учёба артиллеристов с личным составом воздухоплавательных
отрядов должна охватывать разведку целей, целеуказание, корректировку
огня по знакам наблюдения и методом одностороннего графика, использование
аэростата в подвижных формах боя и взаимодействие его с огневыми
подразделениями. В специальных занятиях дивизионов и отрядов аэростатов
наблюдения, помимо воздухоплавательной подготовки, следует обращать
внимание на перспективное фотографирование и использование перспективных
дальномерных сеток.
Офицеров артиллерийской разведки необходимо привлекать к стажировке
в частях воздушной разведки.
Во время Отечественной войны разведывательная деятельность артиллерийских
штабов получила широкий размах. В мирное время разведывательные
отделы артиллерийских штабов являются организаторами обобщения боевого
опыта и плановой боевой учёбы разведывательных подразделений на
основе тесного взаимодействия их между собой. В последующем перед
разведывательными отделами встанет вопрос о контроле за учёбой и
о практической помощи частям.
Не меньшего внимания требует и самостоятельная учёба разведывательных
отделов артиллерийских штабов. В плане её найдут место планирование
артиллерийской разведки, вопросы сбора и анализа данных, работа
с пленными, взаимодействие с разведывательными органами других родов
войск, организация информационной работы и изучение специальных
видов артиллерийской разведки.
Во всей учебной работе разведывательных подразделений обязательна
последовательность обучения - от одиночного к групповому, к тактическим
учениям с использованием воздушной и инструментальной разведки,
с привлечением средств разведки крупных артиллерийских соединений,
артиллерии стрелковых корпусов, а в некоторых случаях и артиллерии
армии. На этих учениях должен отрабатываться полный комплекс разведывательной
работы в различных видах боя с обязательным учётом вероятного противника.
Закрепление успехов разведки, достигнутых в Отечественной войне,
н дальнейшее ее развитие следует обеспечить сохранением боевых кадров
разведчиков всех степенен, их совершенствованием и правильным продвижением
по службе. В этом направлении должна быть соответственно построена
учёба военно-учебных заведений.
Газета "Красная звезда" №127 от 1 июня 1945 г.
|