на главную страницу   Видео и книги снаряжение ссылки форум карта сайта e-mail Ручные и ружейные гранаты Презентация и продажа книг
основные идеи
аналитический раздел
актуальный материал
технологии обучения
история
личности
художественный раздел
Учебные заведения и ВПК

 

Анализ опыта боевого применения сил и средств разведки СВ во внутреннем вооруженном конфликте в Чечне

Москва - 1997 г.


Глава 4: Уроки и выводы

а) Уроки

1. При планировании и проведении операции был допущен ряд грубых просчетов, основными из которых были чрезмерно сжатые сроки подготовки и проведения операции, неучитывавшие реального состояния и укомплектованности частей федеральных войск (в т.ч. и разведки СВ), привлекаемых к ее проведению, состояния противостоящих НВФ, уровня их подготовленности, состояния обороны, фактора ведения боевых действий в условиях ограничения применения вооружений (на собственной территории, среди мирного населения) и партизанской войны.
2. Недостаточное идеологическо-правовое обеспечение применения войск во внутреннем вооруженном конфликте в Чечне, в условиях отсутствия необходимой информационно-пропагандистской поддержки, не способствовало укреплению боевого духа военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на территории Чечни, а постоянное политическое вмешательство в ход войсковых операций путем налаживания переговорного процесса, одностороннего моратория для ФВ или вхождения в связь боевого управления всевозможных "миротворцев-демократов", с призывами к прекращению огня, способствовало окончательной деморализации военнослужащих. В связи с этим боевые действия велись недостаточно решительно, без должной настойчивости.
3. В ходе операции не была осуществлена полная внешняя блокада Чечни (особенно с юга) или хотя бы известных маршрутов доставки вооружения, боеприпасов, МТС и наемников для пополнения НВФ. В результате, вооруженные чеченские формирования на протяжении всего срока вооруженного конфликта беспрепятственно получали военную помощь. Игнорирование достоверной разведывательной информации со стороны командования ФВ, неоднократно приводило не только к многочисленным потерям, но и к постановке на грань срыва всей операции в целом.
4. Уровень подготовки специалистов-разведчиков, в т.ч. руководящего состава разведки оставлял желать лучшего, а опыт применения в специфических условиях вооруженного конфликта отсутствовал вообще. Не нашел должного применения опыт боевых действий в Афганистане, зачастую в организации и ведении разведки, особенно со стороны общевойсковых командиров, игнорировались основополагающие нормы существующих боевых уставов, наставлений и руководств. Ими зачастую просто пренебрегали. Вместо накопления боевого опыта в ходе операции в Чечне происходило повторение одинаковых ошибок, приводящих к бессмысленным потерям (68 орб 20 мсд, рр 245 мсп). Вместе с тем, там, где командование и руководство разведки целенаправленно и твердо подходило к подготовке личного состава, значительно меньше было потерь среди разведчиков и весомее успех.
5. Создание оперативных группировок войск, оторванных от штатных органов управления, приводило к трудностям в организации связи, и, как следствие, к отсутствию надежного управления. В составе ОГВ в ЧР только управление 8 АК было штатным. Все остальные органы управления переформировывались для решения частных задач поспешно, зачастую в структуре и составе, не обеспечивающем выполнение задач управления в полном объеме. Игнорирование организации надежной подсистемы управления разведкой, приводило к увеличению сроков прохождения разведывательной информации и команд по управлению разведывательными органами, сказывалось на степени закрытости информации и ее достоверности.
6. Отсутствие (на начальном этапе) единого информационного центра, объединяющего результаты разведывательной деятельности всех взаимодействующих разнородных сил и средств федеральных войск, участвовавших в операции, не способствовало выработке качественной и всесторонней информации о противнике для принятия командующим эффективного решения на применение войск. Различные ведомства действовали разобщенно, выполняя поручения своих центральных органов, каждый решал свою задачу, совпадающую зачастую с общей задачей. Из-за этого силы и средства распылялись. Разведка каждого из ведомств выполняла в основном информационные функции с задачей доложить полученную информацию своему
руководству. Недостатки в организации взаимодействия сложной структуры ФВ приводили к низкой эффективности использования имеющихся разведывательных возможностей комплекта сил и средств разведки ОГВ в ЧР, а иногда и к воздействию "по своим".
7. Не были со всей полнотой использованы возможности проведения психологических операций совместно с разведывательной деятельностью, что в условиях вооруженного конфликта представляется крайне важным, особенно в периоды "перемирия", когда проведение крупномасштабных войсковых операций невозможно и в условиях недопущения потерь среди мирного населения. Непростительно пренебрегалось применением мер обмана и скрытия истинных намерений, в комплексе с другими мероприятиями оперативной маскировки.
8. Использование частей и подразделений войсковой и специальной разведки в качестве боевых (в составе штурмовых отрядов, в передовых отрядах, для захвата и удержания важного рубежа или объекта, выставления блок-постов), как наиболее подготовленных и боеспособных сил в ходе всей операции в Чечне приводило к неоправданно высоким потерям среди разведчиков (68 орб за время операции в ЧР сменил три состава военнослужащих) и затрудняло их использование по прямому предназначению для выполнения собственно разведывательных функций.
Применение небольших разведывательно-боевых формирований с использованием специальной и войсковой разведки при поддержке авиации и артиллерии, особенно в условиях ограничения войсковой деятельности, давало значительные результаты в борьбе с мелкими группами НВФ, передислоцирующихся в зоне конфликта, по уничтожению колонн подвоза вооружения и боеприпасов, или для ликвидации обнаруженных баз боевиков, объектов системы обороны НВФ.
9. Значительный вклад в разведывательное обеспечение операции в ЧР внесла радиоразведка. В короткие сроки и удачно была разработана структура 1656 орадб ОсН 58 А. Фактически без остановки боевой работы был осуществлен ремонт и восстановление технической базы. По самым скромным оценкам, радиоразведка давала до 70% всей разведывательной информации, ее данные позволяли вскрывать мероприятия командования НВФ по организации и ведению боевых действий против федеральных войск, районы особого внимания и маршруты передвижения диверсионно-разведывательных групп НВФ, элементы системы тылового обеспечения боевиков или подтверждать подобные разведывательные данные, полученные другими видами разведки. Проблемным вопросам в радиоразведке были слабая надежность техники, особенно электронной, выходящей из строя при перемещении с одной позиции на другую. Из-за чего разведка велась только из одного пункта. Также проблематично было подобрать переводчиков чеченского языка, без которых радиоперехват на постах РР терял всякий смысл. Острый дефицит в выпускниках ВВУЗов радиоразведки отразился и на составе командования частей РР.
Так в роте РЭР 2 мсд МВО первым командиром был выпускник общевойскового училища (капитан Г), второй - выпускник военно-политического училища (ст.лейтенант Д), а командирами взводов у него были "двугодичники" - выпускники гражданских ВУЗов.
Несмотря на высокую эффективность радиоразведки, начальники разведки всех уровней недооценивали ее вклад в общую систему разведки. Боевым дежурством средств радиоразведки они не руководили, оценку результатов выполнения задач подчиненными частями и подразделениями не проводили. Высокие возможности тактической радиоразведки фактически не использовались в интересах общевойскового боя, для которых она действительно предназначена, т.к. находилась под непосредственным контролем ГРУ ГШ и работала только в интересах стратегического звена. Не использовалась и такая возможность средств радиоразведки, как дезинформация противника, вхождением в обнаруженные сети его боевого управления (боевики широко и с успехом применяли это, не имея таких высокоэффективных автоматизированных комплексов).
Из более 300 радиоразведчиков, участвовавших в боевых действиях в Чечне, только один был награжден правительственной наградой.
10. Технические средства разведки не получили широкого применения в боевых действиях в Чечне из-за их низкой эффективности, особенно в условиях городского боя, высокой уязвимости ввиду демаскирующих факторов, сравнительной сложности использования в условиях отсутствия достаточного количества подготовленных специалистов. Так, применяемая разведчиками морально устаревшая техника БРМ-1к и БРДМ-2, ввиду слабой броневой защиты как экипажа так и аппаратуры, не обеспечивала необходимой надежности. Демаскирующие признаки разведывательной техники ставили ее в ряд первоочередных объектов для поражения противником. Комплектующие БРМ приборы разведки ненадежны, отсутствие элементарной защиты оптики, позволяло противнику легко выводить из строя приборы наблюдения снайперским огнем и осколками. Из-за этого разведывательная техника применялась в основном как транспортная, особенно БРДМ-2.
Оптико-электронные средства разведки (ННП-22,23) слишком грамоздки и ненадежны, т.к. снабжены элементами питания низкой энергоемкости, особенно в
холодное время. Лазерные приборы разведки (ЛПР-1,2) не приспособлены для работы в ночных условиях, приборы ночного видения (ПНВ) подвержены необратимой засветке в условиях ярких вспышек и городских пожаров. Малогабаритные тепловизионные ТСР отсутствуют.
Кроме ПСНР, все технические средства разведки лишены "перископичности", выносных или подъемно-мачтовых устройств, что делает особенно уязвимыми для огня противника обслуживающих их разведчиков.
Источники автономного питания пступали без герметичной упаковки, что снижало их энергоемкость. Многие из них были одноразового типа, а снабжение ими было мизерное. Другие не имели необходимых средств подзарядки. Из-за отсутствия подготовленных специалистов и необходимой доработки, не получили широкого применения в Чечне такие новейшие ТСР, как комплекс РСА "Реалия-У", разведывательные ДПЛА "Пчела" и другие.
11. Дополнительной трудностью в организации разведки было отсутствие новых штатных средств связи, позволяющих выйти на уровень организации связи пртивника. Имеющиеся у разведчиков устаревшие средства связи не всегда соответствовали требованиям надежности, дальности и скрытности передачи информации, а также по массо-габаритным характеристикам. К тому же их было явно недостаточно. Для связи начальника разведки объединенной группировки со своими подчиненными не было выделено самостоятельного канала ЗАС, из-за чего он вынужден был становиться в очередь на связь с другими должностными лицами управления, что лишало его оперативности.

б) Выводы

1. В связи с тем, что Сухопутные войска должны обладать способностью участвовать в решении внезапно возникающих задач локализации вооруженных конфликтов штатными соединениями и частями, представляется целесообразным иметь армейский (корпусной) комплект частей разведки постоянной готовности в зоне вероятного вооруженного конфликта или создание соответствующего комплекта частей разведки постоянной готовности в подчинении начальника разведки Сухопутных войск в целях быстрого реагирования на конфликтные ситуации. Целесообразно в этом случае разработать и создать при КРЦ разведывательного управления военного округа автоматизированную базу единого информационно-аналитического центра, обеспечивающего быструю организацию информационного взаимодействия со всеми структурами, участвующими в вооруженном конфликте.
Части и подразделения разведки в составе соединений и частей Сухопутных войск содержать в численности, обеспечивающей выполнение разведывательных задач в условиях быстрого реагирования на возможные конфликтные ситуации (не менее 70% от штатов военного времени).
2. В разведывательной подготовке штабов и войск делать упор на отработку методов ведения боевых действий в условиях вооруженного конфликта, особенно при ведении боя в городе, делая при этом упор на индивидуальную подготовку разведчика и действия в составе мелких подразделений (группа, отделение, взвод, рота). В этих целях необходимо в частях, особенно в учебных центрах создавать учебные городки, имитирующие городские кварталы с соответствующей инфраструктурой. Важно разработать и издать новые руководящие документы и учебно-методические пособия по боевому применению сил и средств разведки СВ в вооруженных конфликтах, локальных войнах и при проведении миротворческих операций, объединяющие существующую на сегодня теоретическую базу:

Сборник материалов по оперативной и тактической разведке № 7, 1987 года;
Локальные войны и вооруженные конфликты начала 80-х годов (Краткий обзор событий и выводы), изд.1983 года;
Некоторые особенности организации ведения разведки в Афганистане, изд.ГРУ ГШ 1982 года;
Обобщенный опыт боевых действий в горно-пустынной местности, изд.ГУ БП СВ, 1987 года;
Опыт организации и ведения радиоразведки в республике Афганистан, изд.ГРУ ГШ 1989 года;
Наставление СВ Великобритании по ведению противопартизанской борьбы, изд.ГРУ ГШ 1986 года;
Опыт вооруженных конфликтов и локальных войн 80-90-х годов, изд.ВА БТВ 1996 года и другие документы.

Необходима научная проработка целесообразности создания разведывательно-боевых частей (по типу броне-кавалерийских полков США), предназначенных для решения как разведывательных, так и боевых задач в условиях вооруженного конфликта (штурмовых, рейдовых действий, в составе передовых отрядов, для сопровождения войсковых колонн, выставления коридоров из блок-постов, блокирования маршрутов снабжения боевиков и т.д.).
На основе имеющегося опыта взаимодействия между органами управления разведкой различных видов, министерств и ведомств разработать и утвердить руководящие документы, определяющие порядок и способы информационного взаимодействия всех структур, привлекаемых для участия в локализации вооруженного конфликта. Отрабатывать эти вопросы на командно-штабных учениях.
В наглядные учебно-методические пособия по разведке включать правовую основу применения войск в вооруженном конфликте. Повсеместно бороться за целенаправленную информационно-пропагандистскую поддержку боевых действий войск в вооруженном конфликте, особенно накануне и в начальном периоде войсковой операции.
Необходимо усовершенствовать структуру и направленность подготовки кадров разведки СВ, а также численность набора, в соответствии с возросшей потребностью войск, особенно в подготовке кадров радиоразведки.
3. Боевой опыт организации и ведения радиоразведки в вооруженном конфликте показал на необходимость формирования маневренных подразделений (групп) для действий в интересах обеспечения различных видов боевых действий. Комплекс средств разведки таких подразделений должен быть на базе автомобиля типа "Джип" с одним постом перехвата на РПУ типа AR-3000, с магнитофоном типа "Олимпус", переносным радиопеленгатором, средствами связи типа Р-159М с аппаратурой засекречивания ("Историк"). Такие средства можно перебрасывать на вертолете для оперативности организации радиоразведки.
Применение специальной техники радиоразведки в операции на территории Чеченской республики, опыт ее эксплуатации, указал на необходимость дальнейшего ее совершенствования, которое должно идти в направлении повышения ее надежности и живучести, точности пеленгования и чувствительности приемных устройств, уменьшения габаритов и массы, создания энергоемких малогабаритных источников питания.
4. В разработке и совершенствовании технических средств разведки необходимо руководствоваться принципом сбалансированности возможностей сил и средств разведки с возможностями современных средств поражения. Внедрение в разрабатываемые ТСР для ведения наблюдения оптико-волоконных устройств позволило бы значительно повысить их эффективность особенно в условиях боя в населенном пункте. Желательно в оптико-электронных ТСР иметь встроенные средства подзарядки источников питания, действующие как от бортовой сети (26 в), так и от бытовой (220 в), а также унифицировать одноразовые источники питания с повышением их энергоемкости. Наличие малогабаритных тепловизионных приборов, а также средств визуальной разведки, позволяющих засекать оптику снайперов, существенно повысило бы возможности разведки. Приоритет в разработке новейших ТСР должен отдаваться
показателям надежности, точности определения координат, снижению демаскирующих признаков и массо-габаритных характеристик, сравнительной простоте в эксплуатации и эргономичности.
Необходимо продолжать работу по совершенствованию новейших высокоэффективных ТСР (ДПЛА, РСА, автоматизированные комплексы РРТР) в направлении повышения их надежности и упрощения эксплуатации.
5. Организационно-штатную структуру частей разведки, входящих в состав Объединенной группировки федеральных войск для действий в зоне конфликта иметь по опыту вооруженного конфликта в Чечне, аналогично с комплектом сил и средств разведки 58 А. При этом необходима проработка проблемы создания в соединении информационно-аналитического органа при разведывательном отделении штаба. Опыт чеченского вооруженного конфликта настоятельно требует обязательного введения в штаты мсб (тб) разведывательных взводов. Необходимо совершенствование также штата КРЦ начальника разведки армии (АК) в направлении повышения его самостоятельности как войсковой части.