Глава 4: Уроки и выводы
а) Уроки
1. При планировании и проведении операции был допущен ряд грубых
просчетов, основными из которых были чрезмерно сжатые сроки подготовки
и проведения операции, неучитывавшие реального состояния и укомплектованности
частей федеральных войск (в т.ч. и разведки СВ), привлекаемых к
ее проведению, состояния противостоящих НВФ, уровня их подготовленности,
состояния обороны, фактора ведения боевых действий в условиях ограничения
применения вооружений (на собственной территории, среди мирного
населения) и партизанской войны.
2. Недостаточное идеологическо-правовое обеспечение применения войск
во внутреннем вооруженном конфликте в Чечне, в условиях отсутствия
необходимой информационно-пропагандистской поддержки, не способствовало
укреплению боевого духа военнослужащих, принимавших участие в боевых
действиях на территории Чечни, а постоянное политическое вмешательство
в ход войсковых операций путем налаживания переговорного процесса,
одностороннего моратория для ФВ или вхождения в связь боевого управления
всевозможных "миротворцев-демократов", с призывами к прекращению
огня, способствовало окончательной деморализации военнослужащих.
В связи с этим боевые действия велись недостаточно решительно, без
должной настойчивости.
3. В ходе операции не была осуществлена полная внешняя блокада Чечни
(особенно с юга) или хотя бы известных маршрутов доставки вооружения,
боеприпасов, МТС и наемников для пополнения НВФ. В результате, вооруженные
чеченские формирования на протяжении всего срока вооруженного конфликта
беспрепятственно получали военную помощь. Игнорирование достоверной
разведывательной информации со стороны командования ФВ, неоднократно
приводило не только к многочисленным потерям, но и к постановке
на грань срыва всей операции в целом.
4. Уровень подготовки специалистов-разведчиков, в т.ч. руководящего
состава разведки оставлял желать лучшего, а опыт применения в специфических
условиях вооруженного конфликта отсутствовал вообще. Не нашел должного
применения опыт боевых действий в Афганистане, зачастую в организации
и ведении разведки, особенно со стороны общевойсковых командиров,
игнорировались основополагающие нормы существующих боевых уставов,
наставлений и руководств. Ими зачастую просто пренебрегали. Вместо
накопления боевого опыта в ходе операции в Чечне происходило повторение
одинаковых ошибок, приводящих к бессмысленным потерям (68 орб 20
мсд, рр 245 мсп). Вместе с тем, там, где командование и руководство
разведки целенаправленно и твердо подходило к подготовке личного
состава, значительно меньше было потерь среди разведчиков и весомее
успех.
5. Создание оперативных группировок войск, оторванных от штатных
органов управления, приводило к трудностям в организации связи,
и, как следствие, к отсутствию надежного управления. В составе ОГВ
в ЧР только управление 8 АК было штатным. Все остальные органы управления
переформировывались для решения частных задач поспешно, зачастую
в структуре и составе, не обеспечивающем выполнение задач управления
в полном объеме. Игнорирование организации надежной подсистемы управления
разведкой, приводило к увеличению сроков прохождения разведывательной
информации и команд по управлению разведывательными органами, сказывалось
на степени закрытости информации и ее достоверности.
6. Отсутствие (на начальном этапе) единого информационного центра,
объединяющего результаты разведывательной деятельности всех взаимодействующих
разнородных сил и средств федеральных войск, участвовавших в операции,
не способствовало выработке качественной и всесторонней информации
о противнике для принятия командующим эффективного решения на применение
войск. Различные ведомства действовали разобщенно, выполняя поручения
своих центральных органов, каждый решал свою задачу, совпадающую
зачастую с общей задачей. Из-за этого силы и средства распылялись.
Разведка каждого из ведомств выполняла в основном информационные
функции с задачей доложить полученную информацию своему
руководству. Недостатки в организации взаимодействия сложной структуры
ФВ приводили к низкой эффективности использования имеющихся разведывательных
возможностей комплекта сил и средств разведки ОГВ в ЧР, а иногда
и к воздействию "по своим".
7. Не были со всей полнотой использованы возможности проведения
психологических операций совместно с разведывательной деятельностью,
что в условиях вооруженного конфликта представляется крайне важным,
особенно в периоды "перемирия", когда проведение крупномасштабных
войсковых операций невозможно и в условиях недопущения потерь среди
мирного населения. Непростительно пренебрегалось применением мер
обмана и скрытия истинных намерений, в комплексе с другими мероприятиями
оперативной маскировки.
8. Использование частей и подразделений войсковой и специальной
разведки в качестве боевых (в составе штурмовых отрядов, в передовых
отрядах, для захвата и удержания важного рубежа или объекта, выставления
блок-постов), как наиболее подготовленных и боеспособных сил в ходе
всей операции в Чечне приводило к неоправданно высоким потерям среди
разведчиков (68 орб за время операции в ЧР сменил три состава военнослужащих)
и затрудняло их использование по прямому предназначению для выполнения
собственно разведывательных функций.
Применение небольших разведывательно-боевых формирований с использованием
специальной и войсковой разведки при поддержке авиации и артиллерии,
особенно в условиях ограничения войсковой деятельности, давало значительные
результаты в борьбе с мелкими группами НВФ, передислоцирующихся
в зоне конфликта, по уничтожению колонн подвоза вооружения и боеприпасов,
или для ликвидации обнаруженных баз боевиков, объектов системы обороны
НВФ.
9. Значительный вклад в разведывательное обеспечение операции в
ЧР внесла радиоразведка. В короткие сроки и удачно была разработана
структура 1656 орадб ОсН 58 А. Фактически без остановки боевой работы
был осуществлен ремонт и восстановление технической базы. По самым
скромным оценкам, радиоразведка давала до 70% всей разведывательной
информации, ее данные позволяли вскрывать мероприятия командования
НВФ по организации и ведению боевых действий против федеральных
войск, районы особого внимания и маршруты передвижения диверсионно-разведывательных
групп НВФ, элементы системы тылового обеспечения боевиков или подтверждать
подобные разведывательные данные, полученные другими видами разведки.
Проблемным вопросам в радиоразведке были слабая надежность техники,
особенно электронной, выходящей из строя при перемещении с одной
позиции на другую. Из-за чего разведка велась только из одного пункта.
Также проблематично было подобрать переводчиков чеченского языка,
без которых радиоперехват на постах РР терял всякий смысл. Острый
дефицит в выпускниках ВВУЗов радиоразведки отразился и на составе
командования частей РР.
Так в роте РЭР 2 мсд МВО первым командиром был выпускник общевойскового
училища (капитан Г), второй - выпускник военно-политического училища
(ст.лейтенант Д), а командирами взводов у него были "двугодичники"
- выпускники гражданских ВУЗов.
Несмотря на высокую эффективность радиоразведки, начальники разведки
всех уровней недооценивали ее вклад в общую систему разведки. Боевым
дежурством средств радиоразведки они не руководили, оценку результатов
выполнения задач подчиненными частями и подразделениями не проводили.
Высокие возможности тактической радиоразведки фактически не использовались
в интересах общевойскового боя, для которых она действительно предназначена,
т.к. находилась под непосредственным контролем ГРУ ГШ и работала
только в интересах стратегического звена. Не использовалась и такая
возможность средств радиоразведки, как дезинформация противника,
вхождением в обнаруженные сети его боевого управления (боевики широко
и с успехом применяли это, не имея таких высокоэффективных автоматизированных
комплексов).
Из более 300 радиоразведчиков, участвовавших в боевых действиях
в Чечне, только один был награжден правительственной наградой.
10. Технические средства разведки не получили широкого применения
в боевых действиях в Чечне из-за их низкой эффективности, особенно
в условиях городского боя, высокой уязвимости ввиду демаскирующих
факторов, сравнительной сложности использования в условиях отсутствия
достаточного количества подготовленных специалистов. Так, применяемая
разведчиками морально устаревшая техника БРМ-1к и БРДМ-2, ввиду
слабой броневой защиты как экипажа так и аппаратуры, не обеспечивала
необходимой надежности. Демаскирующие признаки разведывательной
техники ставили ее в ряд первоочередных объектов для поражения противником.
Комплектующие БРМ приборы разведки ненадежны, отсутствие элементарной
защиты оптики, позволяло противнику легко выводить из строя приборы
наблюдения снайперским огнем и осколками. Из-за этого разведывательная
техника применялась в основном как транспортная, особенно БРДМ-2.
Оптико-электронные средства разведки (ННП-22,23) слишком грамоздки
и ненадежны, т.к. снабжены элементами питания низкой энергоемкости,
особенно в
холодное время. Лазерные приборы разведки (ЛПР-1,2) не приспособлены
для работы в ночных условиях, приборы ночного видения (ПНВ) подвержены
необратимой засветке в условиях ярких вспышек и городских пожаров.
Малогабаритные тепловизионные ТСР отсутствуют.
Кроме ПСНР, все технические средства разведки лишены "перископичности",
выносных или подъемно-мачтовых устройств, что делает особенно уязвимыми
для огня противника обслуживающих их разведчиков.
Источники автономного питания пступали без герметичной упаковки,
что снижало их энергоемкость. Многие из них были одноразового типа,
а снабжение ими было мизерное. Другие не имели необходимых средств
подзарядки. Из-за отсутствия подготовленных специалистов и необходимой
доработки, не получили широкого применения в Чечне такие новейшие
ТСР, как комплекс РСА "Реалия-У", разведывательные ДПЛА
"Пчела" и другие.
11. Дополнительной трудностью в организации разведки было отсутствие
новых штатных средств связи, позволяющих выйти на уровень организации
связи пртивника. Имеющиеся у разведчиков устаревшие средства связи
не всегда соответствовали требованиям надежности, дальности и скрытности
передачи информации, а также по массо-габаритным характеристикам.
К тому же их было явно недостаточно. Для связи начальника разведки
объединенной группировки со своими подчиненными не было выделено
самостоятельного канала ЗАС, из-за чего он вынужден был становиться
в очередь на связь с другими должностными лицами управления, что
лишало его оперативности.
б) Выводы
1. В связи с тем, что Сухопутные войска должны обладать способностью
участвовать в решении внезапно возникающих задач локализации вооруженных
конфликтов штатными соединениями и частями, представляется целесообразным
иметь армейский (корпусной) комплект частей разведки постоянной
готовности в зоне вероятного вооруженного конфликта или создание
соответствующего комплекта частей разведки постоянной готовности
в подчинении начальника разведки Сухопутных войск в целях быстрого
реагирования на конфликтные ситуации. Целесообразно в этом случае
разработать и создать при КРЦ разведывательного управления военного
округа автоматизированную базу единого информационно-аналитического
центра, обеспечивающего быструю организацию информационного взаимодействия
со всеми структурами, участвующими в вооруженном конфликте.
Части и подразделения разведки в составе соединений и частей Сухопутных
войск содержать в численности, обеспечивающей выполнение разведывательных
задач в условиях быстрого реагирования на возможные конфликтные
ситуации (не менее 70% от штатов военного времени).
2. В разведывательной подготовке штабов и войск делать упор на отработку
методов ведения боевых действий в условиях вооруженного конфликта,
особенно при ведении боя в городе, делая при этом упор на индивидуальную
подготовку разведчика и действия в составе мелких подразделений
(группа, отделение, взвод, рота). В этих целях необходимо в частях,
особенно в учебных центрах создавать учебные городки, имитирующие
городские кварталы с соответствующей инфраструктурой. Важно разработать
и издать новые руководящие документы и учебно-методические пособия
по боевому применению сил и средств разведки СВ в вооруженных конфликтах,
локальных войнах и при проведении миротворческих операций, объединяющие
существующую на сегодня теоретическую базу:
Сборник материалов по оперативной и тактической разведке № 7,
1987 года;
Локальные войны и вооруженные конфликты начала 80-х годов (Краткий
обзор событий и выводы), изд.1983 года;
Некоторые особенности организации ведения разведки в Афганистане,
изд.ГРУ ГШ 1982 года;
Обобщенный опыт боевых действий в горно-пустынной местности, изд.ГУ
БП СВ, 1987 года;
Опыт организации и ведения радиоразведки в республике Афганистан,
изд.ГРУ ГШ 1989 года;
Наставление СВ Великобритании по ведению противопартизанской борьбы,
изд.ГРУ ГШ 1986 года;
Опыт вооруженных конфликтов и локальных войн 80-90-х годов, изд.ВА
БТВ 1996 года и другие документы.
Необходима научная проработка целесообразности создания разведывательно-боевых
частей (по типу броне-кавалерийских полков США), предназначенных
для решения как разведывательных, так и боевых задач в условиях
вооруженного конфликта (штурмовых, рейдовых действий, в составе
передовых отрядов, для сопровождения войсковых колонн, выставления
коридоров из блок-постов, блокирования маршрутов снабжения боевиков
и т.д.).
На основе имеющегося опыта взаимодействия между органами управления
разведкой различных видов, министерств и ведомств разработать и
утвердить руководящие документы, определяющие порядок и способы
информационного взаимодействия всех структур, привлекаемых для участия
в локализации вооруженного конфликта. Отрабатывать эти вопросы на
командно-штабных учениях.
В наглядные учебно-методические пособия по разведке включать правовую
основу применения войск в вооруженном конфликте. Повсеместно бороться
за целенаправленную информационно-пропагандистскую поддержку боевых
действий войск в вооруженном конфликте, особенно накануне и в начальном
периоде войсковой операции.
Необходимо усовершенствовать структуру и направленность подготовки
кадров разведки СВ, а также численность набора, в соответствии с
возросшей потребностью войск, особенно в подготовке кадров радиоразведки.
3. Боевой опыт организации и ведения радиоразведки в вооруженном
конфликте показал на необходимость формирования маневренных подразделений
(групп) для действий в интересах обеспечения различных видов боевых
действий. Комплекс средств разведки таких подразделений должен быть
на базе автомобиля типа "Джип" с одним постом перехвата
на РПУ типа AR-3000, с магнитофоном типа "Олимпус", переносным
радиопеленгатором, средствами связи типа Р-159М с аппаратурой засекречивания
("Историк"). Такие средства можно перебрасывать на вертолете
для оперативности организации радиоразведки.
Применение специальной техники радиоразведки в операции на территории
Чеченской республики, опыт ее эксплуатации, указал на необходимость
дальнейшего ее совершенствования, которое должно идти в направлении
повышения ее надежности и живучести, точности пеленгования и чувствительности
приемных устройств, уменьшения габаритов и массы, создания энергоемких
малогабаритных источников питания.
4. В разработке и совершенствовании технических средств разведки
необходимо руководствоваться принципом сбалансированности возможностей
сил и средств разведки с возможностями современных средств поражения.
Внедрение в разрабатываемые ТСР для ведения наблюдения оптико-волоконных
устройств позволило бы значительно повысить их эффективность особенно
в условиях боя в населенном пункте. Желательно в оптико-электронных
ТСР иметь встроенные средства подзарядки источников питания, действующие
как от бортовой сети (26 в), так и от бытовой (220 в), а также унифицировать
одноразовые источники питания с повышением их энергоемкости. Наличие
малогабаритных тепловизионных приборов, а также средств визуальной
разведки, позволяющих засекать оптику снайперов, существенно повысило
бы возможности разведки. Приоритет в разработке новейших ТСР должен
отдаваться
показателям надежности, точности определения координат, снижению
демаскирующих признаков и массо-габаритных характеристик, сравнительной
простоте в эксплуатации и эргономичности.
Необходимо продолжать работу по совершенствованию новейших высокоэффективных
ТСР (ДПЛА, РСА, автоматизированные комплексы РРТР) в направлении
повышения их надежности и упрощения эксплуатации.
5. Организационно-штатную структуру частей разведки, входящих в
состав Объединенной группировки федеральных войск для действий в
зоне конфликта иметь по опыту вооруженного конфликта в Чечне, аналогично
с комплектом сил и средств разведки 58 А. При этом необходима проработка
проблемы создания в соединении информационно-аналитического органа
при разведывательном отделении штаба. Опыт чеченского вооруженного
конфликта настоятельно требует обязательного введения в штаты мсб
(тб) разведывательных взводов. Необходимо совершенствование также
штата КРЦ начальника разведки армии (АК) в направлении повышения
его самостоятельности как войсковой части.
|