Рота Особого назначения КБФ

Если просмотреть программу телепередач, в глаза бросается одна особенность: по всем программам идут сериалы об американских спецподразделениях. По одной - "Отряд дельта", по другой - "Профессионалы!, по третьей - "Отряд по борьбе с мафией" и т.д., и т.п. Наши дети растут с мыслью, что американские "котики" и "зеленые береты" - лучшие войска на свете. О нашей армии не то, что сериалов не увидишь, даже в новостях теплого слова не услышишь. А если что покажут, глаза бы не глядели.
Американцы делают всё, чтобы держать на высоте престиж своих вооруженных сил, показать, что их спецподразделения всегда были, есть и будут лучшими, а мы опять проигрываем идеологическую войну и наши дети воспитываются на ИХ пропаганде, а ведь нам и придумывать ничего не надо. Взять рапорты и отчеты некоторых подразделений, особенно Великой Отечественной и использовать как сценарий. Хватит секретить героев войны. Даже я, интересуясь историей спецподразделений, и отслужив в спецназе, впервые узнал о роте особого назначения (РОН) Балтийского флота, укомплектованной водолазами-разведчиками всего два года назад. Расспросив друзей из спецназа ВМФ, выяснил, что даже они очень мало знают о своих предшественниках. Будучи в командировке в Санкт-Петербурге, случайно узнал, что некоторые из ветеранов РОН еще живы и до сих пор собираются в г. Стрельна в день Стрельнинского десанта, когда водолазами-разведчиками были уничтожены катера MAS. Сейчас туда приезжают даже гости из Италии...

Первое учение с применением высадки диверсантов через Т.А. П.Л. были проведены на ТОФе 22 октября 1938 года. Выйдя из ПЛ через ТА, диверсанты перерезали противолодочную сеть, защищавшую вход в бухту Улисс, скрытно вышли на берег, провели показательные диверсионные действия и вернулись на лодку Щ-112, ожидавшую их на грунте.
Идея боевого применения водолазного снаряжения возникла во время создания средств спасения экипажа из ЗПЛ. Если через торпедный аппарат можно спасаться, то почему нельзя выпускать диверсантов? Результаты этих учений рассекретили только в начале девяностых. Широкого применения, не смотря на положительные результаты, этот метод тогда не получил. Главной задачей применения л. водолазного снаряжения командование считало спасение экипажа з.п.л.

участки на новорижском шоссе

 

Начало

В конце июля 1941 года, когда встал вопрос об эвакуации водолазной школы из Выборга в Ленинград, начальник ЭПРОНа контр-адмирал Крылов Ф.И. (Фотий Иванович) докладывая зам. наркома ВМФ адмиралу Исакову И.С. выразил мнение, что в эвакуационной неразберихе можно потерять ценные, хорошо подготовленные водолазные кадры и предложил создать из водолазов школы хорошо подготовленный отряд разведчиков. Во главе этого отряда он предложил поставить толкового и опытного водолазного специалиста, выпускника ВМУ им. М.В. Фрунзе лейтенанта Прохватилова Ивана Васильевича.
11 августа 1941 года нарком ВМФ подписал приказ №72 (походный), в котором говорилось:
1. Сформировать при разведотделе штаба КБФ роту особого назначения в составе 146 штатных единиц, укомплектовав её командирами и краснофлотцами-водолазами, прошедшими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и Управлении ЭПРОНа.
2. Командиром Роты особого назначения назначить лейтенанта Прохватилова Ивана Васильевича, комиссаром роты - политрука Мащенко Анатолия Федоровича.
3. Для руководства и консультаций по водолазному делу выделить военврача 1 ранга Савичева Илью Ильича.
4. Штат ввести в действие с 15.08. 41 г., формирование роты закончить 25.08.41.

Местом базирования роты стал остров Голодай (ныне остров Декабристов). Началось обустройство быта. На близлежащем школьном участке хозяйственный командир приказал разбить огороды, в Неве специально назначенные краснофлотцы на шлюпках собирали оглушенную после обстрелов рыбу. Не заставило себя ждать и выполнение боевых задач. О подвигах РОН написана замечательная книга В.Л. Зарембовского и Ю.Н. Колесникова "Рота особого назначения", но она сразу стала раритетом. К сожалению, мне тоже не удалось её прочитать. И все, что здесь написано, основывается на рукописи самого И.В. Прохватилова, которую мне передал его друг В.И. Тюрин и на рассказах того же Владимира Ивановича Тюрина, которому я приношу искреннюю благодарность за помощь в написании и предоставленные фотографии.

Первое крещение

В сентябре 1941 года финны, форсировав реку Вуокса, заняли плацдарм южнее Выборга. Они захватили небольшой остров, отрезая отход на судах частям 23 армии из порта Выборг. Задание выбить их с острова получила рота Прохватилова. Сначала на остров были высажены два разведчика в легководолазном снаряжении и по проложенному кабелю доложили, что можно начинать операцию. Пятьдесят водолазов, пользуясь этим кабелем как ориентиром, дошли до вражеского берега и, развернувшись для атаки, бросились на вражеские позиции. Позиции ответили молчанием. Финны ушли, сняв замки с пушек и пулеметов. "Наверное, наши суматошные приготовления не остались незамеченными" - вспоминал потом И.В. Прохватилов.

Учение батьки Махно

- На Ивана Васильевича Прохватилова многие смотрели свысока, несмотря на более чем двухметровый рост и комплекцию - рассказывает В.И. Тюрин. - Самоучка, без образования. Даже ЦПШ не закончил - выгнали за драку. Среднее образование получил экстерном, когда ему уже за 30 было. И училище им. Фрунзе не закончил. Лейтенанта получил потому, что война началась. Но зато какой ум, природная смекалка, изобретательность!
В детстве пришлось ему понаблюдать за рейдами батьки Махно. Всю жизнь он этим войском восхищался. Представляешь! Налетели на село или город, сделали свое дело и как в воду канули! Растворились. Попрятали винтовки и пулеметы и превратились в исправных крестьян. Ищи их потом! Легендарный батька заложил в него основы спецназовской науки. Так, буквально по крупицам, в голове Ивана Васильевича рождалась тактика действий морского спецназа.
Когда прохватиловцев спрашивали, не морская ли они пехота, следовало уточнение: не морская, а подводная! Действительно, ласты появились у нашего морского спецназа только в конце пятидесятых. И водолазное снаряжение клеили сами, переделывали из армейских образцов. Шлюпки и резиновые штаны для высадки на берег, рации, даже стрелковое оружие - всё РОНовцы делали из подручных средств.
А главное - идея, что нет безвыходных положений. Не удалось прорваться к своим - будем уходить вражескими тылами. Место действия - голодный блокадный Ленинград? Заведем огород, собираем глушеную рыбу.

"Барта"

23 сентября 1941 года был совершен один из наиболее интенсивных авианалётов на Кронштадт. В налете приняло участие до 270 самолетов. Во время этого налёта затонуло транспортное судно "Барта". Так как затонула она на мелком месте напротив старого Петергофа, Прохватилов решил использовать её как наблюдательный пункт. В первую же ночь водолазы-разведчики заметили на берегу вспышки дальнобойных орудий, обстреливавших Кронштадт, запеленговали координаты и передали на базу. Огнём Кронштадтских фортов батареи были уничтожены. Вскоре водолазами, по заданию командования ходившими разведать статую Самсона, было замечено движение у пристани в Старом Петергофе. Немцы работали в три смены, даже при свете фонарей. Вскоре было установлено, что немцы строят большой пирс, а вокруг лежат горы морских мин.
Последовал приказ уничтожить пирс. Было решено буксировать под водой противокорабельные мины. Несколько дней потренировавшись у Кронштадтской пристани бесшумно уходить в воду со шлюпок в водолазном снаряжении, спускать мины транспортировать их по дну, водолазы доложили о готовности. Погрузив две мины на весельную шлюпку, прицепили её к бронекатеру и в почти абсолютно темную ночь, воспользовавшись волнением на заливе, пошли к затонувшей "Барте". Дальше двигались на веслах. В 300-х метрах от объекта трое разведчиков в водолазном снаряжении высадились со шлюпки и пошли пешком по дну, таща за собой мины, взрыватели с часовым механизмом и растягивая за собой катушку с телефонным проводом, чтобы не плутать при возвращении. Затащив мины под пирс, водолазы привязали их к сваям. Поставив взрыватели на определенное время, по телефонному кабелю вернулись к шлюпке. Через некоторое время наблюдатели с "Барты" доложили о сильном взрыве. Пристань с находившимися на ней минами и фашистами взлетела на воздух. В рапорте о выполненной операции Прохватилов сделал весёлую приписку "обратно никто не падал". Пристань больше не строили, а берег заминировали и опутали колючей проволокой.

Тайна U-250

Корабли Краснознаменного Балтийского флота потопили в Финском заливе подводную лодку противника, из экипажа ПЛ взято в плен 6 немецких матросов и офицеров.
(Из сводки Совинформбюро от 1 августа 1944 года.)

В июле 1944 года при несении боевого дежурства в районе пролива Бьёрке-Зунд морской охотник МО-105 при загадочных обстоятельствах был пущен на дно немецкой субмариной. До него примерно при таких же обстоятельствах погибли МО-304 и МО-107. Ни следа от торпеды, ни перископа ПЛ никто из уцелевших моряков не видел. В условиях белого дня и полного штиля корабли просто взлетали на воздух, а субмарина безнаказанно уходила. На этот раз фокус не удался. Юнга с проходящей шаланды заметил под водой гигантскую тень. К счастью неподалеку оказался МО-103, готовый к бою и вовре6мя получивший сообщение.
- Малую серию глубинных бомб приготовить, глубина 15!
МО-103 стремительно сближался с вражеской субмариной. Справа отмель, слева остров Руонти - деваться ей некуда.
- Так держать!
Главное - не рыскать, тогда приемник акустической станции услышит цель!
- Бомбы товсь!
- Первая!
- Есть первая!
- Вторая!
- Есть вторая!
- Третья!
Взрывы бомб и цепь пузырьков из глубины. Стало ясно, что лодка повреждена. Когда улеглись волны, на поверхности остались качаться несколько человек в спасжилетах.
Шесть немецких подводников во главе с командиром находились в центральном посту и выбросились с воздушным пузырем, открыв рубочный люк.
Субмарина U-250 серии VII-C лежала на глубине 30 метров. Командование Балтийского флота обоснованно предполагало, что на борту может находиться секретное оружие. О его образцах постоянно трубила немецкая пропаганда. К тому же могли оказаться и документы, проливающие свет на то, как немецкие субмарины проникают на самые подступы к Ленинграду. Лодку надо обязательно поднять, а плавориентир (попросту веха), поставленный командой МО-103, снесло ветром и течением. Прояснить ситуацию мог только командир лодки корветтен-капитан Вернер Шмидт, а он упорно отказывался сообщать что-либо о лодке. Удалось узнать только его личные данные. До 1942 года был летчиком-ассом. Бомбил Мадрид, Ливерпуль, Глазго, Лондон, Белград, Суэц, Александрию, Москву. Потом решил круто изменить судьбу и ушел в подводники. Получил новейшую субмарину. С помощью таких лодок Гитлер хотел поставить на колени Британию.
Советскому командованию было известно, что за год-полтора до этих событий конвои, доставлявшие в Британию грузы, стали нести серьёзные потери. Причем при обстоятельствах, схожих с обстоятельствами гибели наших МО. Торпеды рвались только у гребных винтов. И корабли неотвратимо шли на дно, получив торпеду, не успев ни увернуться, ни контратаковать. Лодку жизненно важно было поднять.
Эта задача была поставлена роте Прохватилова. Иван Васильевич начал с допроса корветтен-капитана Шмидта. Тот вел себя с достоинством: вы меня победили и я вас уважаю, но отвечать на вопросы о лодке не буду. И тогда Прохватилов поймал его на "Слабо": а ты, оказывается, абсолютное дерьмо в вопросах навигации. "Только идиот мог идти таким курсом " - с пренебрежительным видом сказал Иван Васильевич и провел по карте маршрут на глаз и наугад. Немец обиделся. "Я шел единственно верным в такой обстановке курсом. А положили нас совершенно случайно здесь!" - и он ткнул в карту.
Теперь предстояло найти и поднять субмарину. Нашли и обследовали довольно быстро. За двое суток обследования U-250 все, кто работал на глубине, получили кислородное отравление. Кислородные аппараты на такой глубине - источники яда, вентилируемого снаряжения у РОН не было, поэтому, сняв с субмарины документы и обследовав её, РОН передала судоподъем водолазам АСС. В штаб КБФ были переданы карты секретных фарватеров, схемы минных полей. А еще водолазы подняли именной кортик Вернера Шмидта и подарили его Ивану Васильевичу. О том, как работали эпроновцы и как минеры вытаскивали и исследовали взрыватели - отдельная тема. Мы же ограничимся участием в этом деле РОН.
Образец взрывателя был передан англичанам, и вскоре корабли союзников стали таскать на буксире плоты с ревущими моторами, которые принимали удар акустической торпеды.

РОН против ФАУ

Из данных разведки стало известно, что под Лугой немцы строят стартовые площадки для обстрела блокадного Ленинграда ракетами ФАУ-1. Для корректировки этих ракет в районе Стрельны противник начал возводить радионавигационную станцию. Ленинград могла постигнуть участь Ковентри и Лондона. Город и так изнемогал от обстрелов и бомбежек. Разведчики РОН, наблюдая за берегом с дамбы Морского канала, обнаружили закрытую масксетями дорогу, на которой просматривалось какое-то движение.

В одну из безлунных ночей водолаз-разведчик Владимир Борисов, пройдя под водой до вражеского берега, спрятал в камышах водолазное снаряжение. После этого, переодевшись в немецкую форму, пробрался к проходной завода "Пишмаш", к которому вела дорога. Наблюдая за противником, разведчик заметил, что к проходной всё время подъезжают машины и повозки. Решив добыть более точную информацию, Борисов, воспользовавшись тем, что к проходной подъехала очередная телега с ящиками, подскочил к ней сзади и подпер плечам, якобы удерживая от падения. Часовой, видя такое положение с ящиками, не стал проверять документы и открыл шлагбаум. Когда повозка остановилась у входа в цех, разведчик взвалил ящик на плечо и стал ходить с ним по всему заводу. Обнаружив, что в одном из цехов монтируют аппаратуру, Борисов вернулся к телеге и помог разгрузить остальные ящики, и на той же подводе выехал с территории, приветливо махнув часовому. Тот улыбнулся незадачливому знакомому и посоветовал лучше грузить аппаратуру, чтобы не попасть под трибунал.
На одном из поворотов он спрыгнул с телеги и скрылся в складках местности. Ночью под водой добрался к поджидавшему его катеру. Полученные данные были немедленно переданы в штаб и станция и стартовые площадки были уничтожены нашей авиацией и артиллерией.

РОН против 10-й MAS

Во всё время блокады Ленинграда немцы старались перекрыть путь Ленинград-Кронштадт - засыпали фарватеры и устье Невы минами. Вскоре наши научились бороться с минами и тогда, в сентябре 1943 года немцы применили новое средство. На транспортные корабли и боевые суда КБФ, несшие боевую службу стали стремительно выходить быстроходные катера. Они огнем пулеметов и артиллерии топили наши корабли и быстро исчезали в неизвестном направлении.
Как выяснилось гораздо позже, это были итальянские катера 10-й флотилии MAS, которые до этого усиленно применялись на Средиземном море против кораблей союзников. Катера были срочно доставлены по железной дороге из Италии. Загруженные торпедами, начиненные взрывчаткой, управляемые фанатиками и имевшие скорость более 70 км/ч, малоуязвимые, эти катера представляли серьезную угрозу для базы КБФ в Кронштадте, Ленинградских мостов, коммуникаций и объектов. Итальянцы применяли катера и как брандеры на акватории Средиземного моря. Направив катер на вражеский корабль, водитель в ста метрах от цели выпрыгивал в воду и его подбирал следующий катер. Люди князя Боргезе не задумываясь рисковали жизнью для выполнения боевой задачи.
РОН была поставлена задача найти и уничтожить нового страшного врага.
Разведчики обползали всё побережье, где могли базироваться эти проклятые катера, прятались даже в мусорных баках. Но и немцы не дремали, поливая огнем всё, что шевелилось. Наконец, благодаря знанию местности одного из служивших в РОН матросов, самым перспективным был признан участок возле дамбы недалеко от Стрельны. Но катера с десантом снесло ветром и течением далеко в сторону. Нужен был световой ориентир. Прохватилов решил сам подойти к берегу на катере и высадить водолаза, который ночью подаст световой сигнал. Выбор пал на Всеволода Ананьева.
Висел дождь и густой туман, и высадку решили проводить днем. Полностью одетый в водолазное снаряжение Ананьев лежал на палубе, Прохватилов возвышался за штурвалом, моторист управлял двигателем в машине, началось все удачно. Прикрываясь туманом, подошли почти вплотную к берегу. И тут выглянуло солнце. Катер оказался прямо перед немецкими позициями. Прохватилов успел столкнуть Ананьева ногой за борт. Немцы на берегу не проявляли враждебности, решив, что русский приплыл сдаваться. А тут еще командира от невероятного напряжения пробил пот. Достав из кармана белый платок, он вытер испарину. Немцы укрепились в мысли о капитуляции и даже зааплодировали. Жестами он объяснял фашистам, что к берегу подойти не может, мешают камни, и стал двигаться вдоль берега, якобы выбирая место для причаливания. Сначала немцы это воспринимали спокойно, потом начали стрелять в воздух.
- Право руля! Полный ход! - крикнул Иван Васильевич мотористу и... вылетел за борт от резкого рывка, в последний момент схватившись рукой за леерное ограждение. С трудом взобравшись на катер, он под градом пуль взял управление.
Катер на огромной скорости проскочил Финский залив и остановился аж у Лисьего Носа, имея несколько десятков пробоин в бортах. Ночью бойцы РОН с гребных шлюпок высадились в районе дамбы, ориентируясь по огоньку Ананьева, сняли охрану. Вот они катера! Стоят на рельсах, чтобы быстро и незаметно уходить и возвращаться. Грохнули взрывы. Бойцы забрасывали катера трофейными гранатами на длинных ручках с привязанными к ним дополнительными тротиловыми шашками. На всю операцию ушло 20 минут, вместо отпущенных 2-х часов. Угроза Ленинграду и Кронштадту ликвидирована. Обратно уходили по немецким тылам, чего немцы никак не ожидали. По пути уничтожили топливный склад, и, описав дугу, вышли точно в срок к прибытию кораблей, которые всех эвакуировали. Кстати, Прохватилов всю жизнь был уверен, что уничтожил немецкие катера. О том, что это были итальянцы, стало известно в конце 80-х годов.

Заключение

Не смотря на то, что военно-морская разведка успешно и активно действовала на всех морях, где велись боевые действия, легководолазное снаряжение применялось практически только водолазами-разведчиками Прохватилова. Связано было это с тем, что ласты нашим водолазам были не знакомы, а передвигаться в снаряжении, которым располагали каши подводные разведчики-диверсанты по дну позволяли только глубины Балтики и в основном Финского залива. На других морях глубина начиналась прямо у берега и исключала применение кислородных аппаратов.
Создание РОН положило начало боевому применению водолазного снаряжения в целях выполнения разведывательных и специальных задач. Но попытки отдельных офицеров применять ПЛ для доставки разведчиков-диверсантов должной оценки командования тогда не получили. И об опыте РОН вспомнили только с началом холодной войны, когда вероятным противником стали широко применяться силы специальных операций. Несмотря на тактическую ошибку - расформирование РОН с окончанием войны и упущенное время, удалось быстро восполнить этот пробел.

Я постарался сосредоточиться на операциях с применением водолазного снаряжения. Отдельного рассказа заслуживают ночные десанты с катеров и шлюпок дерзкие рейды по тылам. Разведпоиски РОНовцев, переодетых в немецкую форму. Однажды такая группа даже помогла загрузить машину с секретными документами возле немецкого штаба в Гатчине. Один из ящиков РОНовцы взяли себе в уплату за проделанный труд. Воинская выучка, боевой дух плюс физическая подготовка - всегда были основой успешных действий первых спецназовцев ВМФ.

ЭПРОН - экспедиция подводных работ особого назначения.
ПЛ - подводная лодка.
ТО - торпедный аппарат.
КБФ - Краснознаменный Балтийский флот.
АСС - аварийно-спасательная служба.
10-я флотилия МАС - подразделение итальянских ВМФ, занимавшееся диверсиями с помощью катеров, человекоуправляемых торпед и боевых пловцов (см. книгу Боргезе "Десятая легкая флотилия MAS)
ЗПЛ - заглубленная подводная лодка.