SVS77 писал(а):
Доброй ночи.
А не могли бы Вы выложить чуток, из главы 2.2, премного обяжете.
Всегда пожалуйста.
2.2. Понятие и характеристика психологической устойчивости специалиста в экстремальных условиях
Переносимость человеком экстремальных условий зависит от множества переменных. Например:
1) от характера экстремального воздействия, его продолжительности и интенсивности,
2) от специфической адаптации — предыдущего опыта человека,
3) от характера осуществляемой деятельности,
4) от индивидуальных особенностей человека [31].
Влияние экстремального воздействия и сложности деятельности на ее качество в общем плане описывается законом Йеркса-Додсона. Основной смысл данного закона заключается в том, что каждой задаче, отличающейся определенной степенью трудности, субъективно или субъективно соответствует определенный оптимум активации. Под влиянием стресса поначалу простые или хорошо знакомые действия выполняются легко, без изменений, а новые или сложные затрудняются прежде всего. Из-за этого хорошей профилактической мерой против деструктивного влияния стресса является тренированность, особенно в тех случаях, когда речь идет о сложных действиях.
Специфика деятельности оказывает большое влияние на переносимость человеком экстремальных условий. Общая тенденция этого следующая: в состоянии стресса люди в целом реагируют быстрее, но допускают больше ошибок [31].
Тем не менее, как бы ни влияли на эффективность деятельности внешние условия, решающая роль отводится личностным особенностям человека, в первую очередь — психологической устойчивости (эмоциональной устойчивости, устойчивости к стрессу). Психологическая устойчивость определяется способностью сохранять работоспособность даже в состоянии сильного эмоционального напряжения.
Проблема формирования и развития психологической устойчивости является одной из центральных проблем исследований личности в экстремальных ситуациях. Психологическая устойчивость определяет соматическое и психическое здоровье человека, защищает его от личностных расстройств и дезинтеграции, создает основу для его внутренней гармонии [64].
Психологическая устойчивость — это социально-психологическая характеристика личности, которая заключается в способности личности переносить экстраординарные (в том числе экстремальные) ситуации без какого-либо ущерба для себя, преодолевать их последствия с помощью способов, повышающих уровень адаптивности и социальную зрелость личности. Фактически психологическая устойчивость указывает на наличие адаптивного потенциала личности, который и обуславливает ее способность к преодолению трудных ситуаций.
В современной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, отвечающих за совладание с трудными жизненными ситуациями и за успешную адаптацию. Тем не менее, у исследователей нет единого мнения насчет ведущего компонента психологической устойчивости. По мнению одних авторов, ведущим является когнитивный компонент, по мнению других — волевой и эмоциональный либо мотивационный компоненты. Третьи авторы предлагают рассматривать совокупность качеств, которые обеспечивают устойчивость личности к воздействию экстремальных факторов. Как отмечают А. О. Нидзий и С. В. Дашкова, именно интегративный подход к рассмотрению психологической устойчивости можно считать наиболее перспективным [64].
Разделяющий этот подход А. Г. Маклаков [63] вводит понятие «личностного адаптационного потенциала» — показателя, определяющего устойчивость личности к воздействию экстремальных факторов. Личностный адаптационный потенциал включает в себя нервно-психическую устойчивость, самооценку личности, ощущение социальной поддержки, уровень конфликтности и опыт социального общения. Все эти характеристики, по мнению А. Г. Маклакова, значимы при оценке и прогнозировании успешности адаптации человека к трудным и экстремальным ситуациям и при оценке возможной скорости восстановления его психического равновесия.
Г. С. Никифоров определяет психологическую устойчивость как сложное личностное качество, уровень которого отражается в профессиональной деятельности и надежности работников. Психологическая устойчивость — это синтез отдельных способностей и качеств, в котором объединяются стойкость, уравновешенность, стабильность и сопротивляемость [42].
По мере возрастания трудности ситуации, в которую попадает специалист экстремального профиля, эффективность его профессиональной деятельности всё сильнее начинает зависеть от его психологической устойчивости, которая определяет эффективность и надежность деятельности наряду с профессиональным мастерством человека, его знаниями, умениями и навыками поведения в экстремальных ситуациях [64].
А. А. Сысоева выделяет следующие виды устойчивости, позволяющие личности противостоять воздействию экстремальных факторов:
1) физиологическая устойчивость (конституционные особенности, тип нервной системы),
2) психическая устойчивость (наличие мотивации и специальных навыков поведения в экстремальной и чрезвычайной ситуации),
3) психологическая устойчивость (психологические характеристики и потенциальная активность личности) [71].
Д. Р. Мерзлякова отмечает, что одни и те же стрессоры могут в одних ситуациях оказать мобилизующее, положительное воздействие на личность, а в других — дезорганизующее, отрицательное. Это зависит от ряда причин [41]:
1) от интенсивности, силы воздействующего фактора. До определенного порогового значения напряжение может сказываться на деятельности положительно, улучшая основные параметры деятельности. Но если сила и интенсивность раздражителя начинают превышать этот предел, происходит резкое ухудшение и состояния личности, и эффективности осуществляемой деятельности,
2) от некоторых устойчивых индивидуальных особенностей специалистов экстремального профиля, которые называют качествами «психологической надежности». Это такие качества, как устойчивость к неудаче и опасности, помехоустойчивость, здравый риск, устойчивость к перенапряжению, оптимальное состояние тревожности и т.д. Во многом эти качества определяют величину предела полезности напряжения для каждого конкретного сотрудника,
3) от психологической подготовленности — специальной натренированности сотрудника к действиям в экстремальных условиях,
4) от психического функционального состояния человека. Если сотрудник ослаблен усталостью, болезнью, предшествующей неудачей или конфликтом, если он имеет временно пониженный предел полезности деятельности, привычное воздействие может оказаться для него чрезмерным. Именно из-за этих психологических причин одни и те же экстремальные ситуации для одних сотрудников (или даже для одного сотрудника) могут быть экстремальными, для других — нет [62].
Подготовленность специалистов, а также населения к правильным действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации позволяет существенно снизить людские, а иногда и материальные потери. Даже простое информирование населения и работников опасных профессий о психогенности воздействия чрезвычайной ситуации, об особенностях поведения человека при катастрофе и т.д., способствует существенному снижению силы травмирующего воздействия со стороны различных катастрофических явлений.
Помимо информирования важнейшим фактором повышения психической устойчивости специалистов является учет их индивидуально-психологических особенностей [41].
Для того, чтобы осуществлять эффективную безаварийную работу в экстремальных условиях деятельности, специалисту необходимо обладать определенными свойствами, отличающими его от «обычных» людей. Эти свойства, по определению И. А. Семеновой, также можно рассматривать как психологическую устойчивость — устоявшуюся систему психологических качеств, позволяющую сохранить способность к эффективной и надежной деятельности в экстремальных условиях. Психологическую устойчивость, по И. А. Семеновой, составляют следующие показатели:
— психофизиологический статус,
— знание особенностей поведения людей в экстремальной (чрезвычайной) ситуации,
— профессиональные навыки,
— навыки самодиагностики своего состояния, навыки саморегуляции,
— зона стабильности, включающая индивидуальные особенности и личную историю специалиста [30].
О. Б. Дарвиш рассматривает в своем исследовании психологические особенности проявления психологической устойчивости личности в экстремальных условиях. Автор отмечает, что в современных условиях возрастает необходимость изучения психологической устойчивости профессионала как способности к управлению собственным эмоциональным состоянием, как избирательного отношения к внешним влияниям, сопоставления мнений и поступков других людей, своих поступков и устоявшихся норм, как способности к оптимальной организации своего поведения в трудных ситуациях профессиональной деятельности [51, 52]. Автор также приводит два важных определения психологической устойчивости. По Л. В. Куликову, психологическая устойчивость — это качество личности, отдельные аспекты которого — уравновешенность, стойкость, сопротивляемость. Именно психологическая устойчивость позволяет человеку противостоять неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять работоспособность и здоровье в различных испытаниях [20]. По С. В. Волобуеву, психологическую устойчивость можно понимать как динамику устойчивых состояний личности как системы, при которых личность может с определенной вероятностью определять и блокировать внутренние и внешние негативные воздействия. В случае отсутствия такой способности личность следует рассматривать как психологически неустойчивую [7].
В современной психологии представлены различные исследования психологической устойчивости специалистов экстремального профиля. Так, А. П. Самонов рассматривает подготовку пожарных к их профессиональной деятельности. Работа пожарного соединяет в себе аспекты обучения, труда, спорта и боевых действий в экстремальных условиях, с целью спасения людей, тушения пожара, ликвидации аварий на промышленных предприятиях или других чрезвычайных ситуациях [29]. Д. Б. Табеева подчеркивает социальную значимость и экологическую ценность деятельности пожарных, а также отмечает важный фактор, влияющий на их психологическое благополучие и способный привести к неблагополучие: глубокие переживания социального порядка, характерные для пожарных, если на их глазах кто-либо или что-либо погибает [33].
Деятельность пожарных как представителей профессии особого риска характеризуется постоянной опасностью, дефицитом времени и информации, нужных для принятия ответственных решений, коварством огня и внезапностью. Кроме того, в работе пожарных чередуются длительные монотонные дежурства без событий и экстренные выезды на места пожаров, где проявляются особенности их деятельности: угроза жизни и здоровью, нервно-психическое напряжение, значительные физические нагрузки и т.д. Пожарные сталкиваются с трудностями, вызванными тем, что работы необходимо проводить в ограниченном пространстве. На каждом пожарном лежит высокая ответственность, связанная с относительной самостоятельностью каждого и необходимостью быстро и отдельно от остальных принимать решения, касающиеся спасения жизней людей [51].
Психологические требования к пожарным можно представить в виде перечня профессионально важных качеств, необходимых сотруднику пожарной службы. К ним относятся зрелость мышления, уравновешенный характер, чувство ответственности, несклонность к панике, отсутствие чрезмерной агрессивности, лени, небрежности, бдительность и сообразительность, обучаемость и многие другие качества. Под влиянием повышенных требований и сильного эмоционального напряжения, вызванного воздействием экстремальных факторов, у пожарных может развиться сначала временное, а затем и постоянное снижение устойчивости психомоторных и психических процессов.
О. Б. Дарвиш отмечает: психологическая устойчивость пожарных зависит от множества факторов. Исследования показывают, что пожарные с опытом работы более четырех лет склонны к высокой тревожности, низкой стрессоустойчивости, риску нервно-психических срывов, сформированному синдрому эмоционального выгорания, преобладанием вербальной формы агрессии и обиды, преувеличенной потребности в деятельности, напряжению физических и душевных сил в борьбе за успех, нежеланию выполнять однообразную каждодневную работу и другим особенностям. Всё это способно не только оказывать деструктивное влияние на жизнь и психику пожарного, но и привести к непоправимым последствиям в результате снижения качества его профессиональной деятельности. Таким образом, невозможно переоценить значимость всесторонней психологической устойчивости специалистов, работающих в экстремальных условиях [52].
Психологическая устойчивость, отмечает Ю. И. Егошин, — это показатель надежной «внутренней» защиты, позволяющей специалисту оставаться уверенным в себе и не затрачивать ценные психофизические ресурсы на необходимую адаптацию к воздействию различных неблагоприятных факторов. На сформированную психологическую устойчивость указывают зоны стабильности, профессиональные навыки, психофизиологический статус, знание особенностей поведения людей в чрезвычайных ситуациях и т.д. [54]
А. Г. Караяни рассматривает подход к изучению психологической устойчивости, в рамках которого психологическая устойчивость солдата проявляется в наличии [558]:
— когнитивных ресурсов, способствующих эффективному разрешению проблем,
— эмоционального умения противостоять стрессовым воздействиям,
— социальных и семейных ресурсов, которые можно привлекать в нужное время,
— способности находить смысл и цель своей службы,
— физической стойкости по отношению к продолжительным трудностям.
Важное место в структуре психологической готовности специалистов экстремального профиля занимает волевой компонент, поскольку воля способствует концентрации внимания, целеустремленности, планомерности и систематичности мышления, способности исключать то, что может ослабить прикладываемые усилия и т.д. Волевую устойчивость у специалистов (на примере спасателей) развивают в следующих направлениях:
1) формирование индивидуальной психологической и физиологической выносливости, чтобы специалист был готов к преодолению трудностей, к деятельности в напряженном ритме в экстремальных условиях,
2) повышение уровня устойчивости профессиональных навыков с целью быстрого, своевременного выполнения обязанностей,
3) формирование психологической готовности к неожиданным действиям,
4) выработка и закрепление таких качеств, как неприхотливость, непритязательность, умеренность в потребностях и желаниях. Эти качества должны сменить склонность к комфорту, к неумению вести аварийно-спасательные работы в неблагоприятных условиях,
5) формирование групповой сплоченности внутри коллектива спасателей, которая достигается в ходе выполнения совместных служебных обязанностей.
Основные направления психологической подготовки, направленной на формирование устойчивости, у сотрудников МЧС России — это:
— формирование научно обоснованных знаний о действиях, направленных на спасение пострадавших, а также убеждений, готовности к совершению самоотверженных поступков ради спасения пострадавших,
— повышение уровня профессиональных умений и навыков, выносливости,
— привитие доверия к командирам, начальникам, руководителям, выработка установки на беспрекословное послушание и повиновение, воспитание лояльности и благонадежности по отношению к политике государства,
— снижение психических травм.
Д. А. Чуйков в качестве особого направления формирования психологической устойчивости, интересного для нашей работы, рассматривает совершенствование защиты личного состава подразделения от деструктивного информационного воздействия.
В рамках военной науки, отмечает автор, защита от негативного информационного воздействия предполагает реализацию ряда задач, направленных на снижение восприимчивости военнослужащих и их подверженности влиянию противника. При этом основными задачами являются [73]:
— разъяснение решений военно-политического руководства страны и задач, стоящих перед частями и подразделениями,
— анализ и прогнозирование информационной обстановки в местах боевых действий,
— сбор, обобщение и анализ информации относительно источников деструктивного информационного воздействия, выработка мер по его устранению,
— нейтрализация информационного воздействия противника, недопущение дезинформации, деморализации и морально-психологического подавления,
— проведение информационно-психологических мероприятий, нацеленных на свои войска и местное население,
— организация профилактических мер, направленных на предупреждение распространения ложных слухов среди личного состава, а также на пресечение слухов, тревожных высказываний, противоправных действий и т.д. — всего, что может быть направлено на снижение морально-психологического состояния войск и др.
Защита от информационного воздействия осуществляется с помощью таких методов, как инструктаж, приказ, разоблачение, маскировка, пропаганда и контрпропаганда, дезинформация, агитация, личный пример, методы индивидуально-воспитательной работы и психологической помощи и другое.
К средствам и силам защиты от информационного воздействия Д. А. Чуйков относит [73]:
1) органы по работе с личным составом,
2) части и подразделения психологической борьбы,
3) военные СМИ,
4) государственные и добровольные организации содействия армии и флоту,
5) силы и средства военной контрразведки, радиоэлектронной борьбы,
6) формирования ФСБ, МВД и пограничных войск [73].
Д. А. Чуйков предлагает рекомендации по защите личного состава подразделения от информационного воздействия:
1) прогнозирование характера, динамики и уровня изменений внешних и внутренних угроз информационно-психологической безопасности на основе постоянного анализа социально-экономической, военно-политической и информационно-психологической обстановки,
2) организация повседневной жизнедеятельности личного состава, по возможности максимальное подавление источников негативной информации, опасных с точки зрения деструктивного влияния на поведение, сознание и психологическое благополучие военнослужащих,
3) энергичные меры контрпропагандистского характера, нацеленные на активное противодействие деструктивному информационному влиянию,
4) организация тесного взаимодействия со СМИ и различными объединениями в качестве важного инструмента защиты личного состава от деструктивного информационного воздействия, повышение престижа и защита интересов армии и пр.
При проведении мероприятий, направленных на защиту личного состава от деструктивного информационного воздействия, следует проводить групповые и индивидуальные беседы, коллективную читку газет, прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм. Важно обсуждать сообщения прессы, использовать различные формы неформального общения по вопросам выполнения ученых и боевых задач, соблюдения правопорядка и т.д. Важная составляющая формирования устойчивости к деструктивному информационному воздействию — это формирование исторического самосознания, в основу которого положены идеи патриотизма, верности, любви к Родине и гордости за свою профессию [73].
Таким образом, даже проведение базовых мероприятий, не требующих специальной подготовки, позволяет значительно повысить уровень резистивности к негативным внешним информационным воздействиям, а также уменьшить уровень тревожности за счет повышения уровня информированности сотрудников.