Весь XX век для русского народа потерян
Красноармейцы
За это время, практически за пять лет, население России убавилось примерно на 14-15 млн. человек. Из них военные потери составляют одну третью часть. В боях погибло около 3 млн. человек с той и с другой стороны, может быть, даже больше, потому что эти данные – 2,5 млн. - учитывают потери на фронтах, которые понесла Красная Армия, добровольческая армия и армия Колчака. Но, ведь ещё было партизанское движение, всякие «синие», «зелёные», махновцы. Их невозможно подсчитать. Минимум 2 млн. ушло за рубеж. Только Врангель, покидая Крым, увёз с собой 150 тыс. человек. Это была его армия и беженцы. Точных данных о военных и гражданских эмигрантах нет. Эти люди ехали за рубеж, основывали там колонии, русские общины, храмы. Русские общины были во всех городах Европы, Северной Африки, потом Латинской Америки и Северной Америки, возникли в Соединённых Штатах. Они группировались вокруг православных храмов. Мы называли их в советское время белоэмигрантами. Они считались предателями, врагами. Фактически, это была часть России – русское зарубежье. Они продолжали там свою деятельность. Там была сильно развита русская культура, искусство, наука, были свои университеты. Были и светские учебные заведения, и духовные академии и семинарии. Об этом нельзя забывать. И, без овладения этим духовным наследством русского зарубежья, сегодня мы задачи возрождения русской православной цивилизации не решим. Об этом мы поговорим ниже, а сейчас займёмся продолжением исчисления потерь гражданской войны.
Итак, 5 млн. человек погибло в боях, или ушло за рубеж. Это безвозвратные, невосполнимые потери. Примерно 5 млн. погибло от голода. Хорошо организован был голод. И приблизительно 5 млн. погибло от эпидемий. От недоедания, тревог, волнений люди не могли справляться с эпидемиями. Тиф, различные формы гриппа, «испанка» буквально косили людей. Конечно, это огромные потери. Дмитрий Иванович Менделеев, наш знаменитый учёный, был не только химиком, но и великолепным экономистом, много занимался исследованием положения России, её экономики, истории, культуры, написал перед смертью труд «Заветные мысли», где изложил свои думы о России. В этих «Заветных мыслях» он привёл расчёты, что Россия в начале ХХ века была по численности населения примерно третьей страной в мире после Китая и Индии. Указывал, что если такими же темпами будет увеличиваться народонаселение, а оно после великих реформ 1861 г. за 50 лет удвоилось, то Россия к концу ХХ века должна сравняться по численности с Индией, т.е. подойти где-то к 1 млрд., русских будет 800-900 млн. человек как минимум. Этот прогноз был научно обоснован, но он не состоялся, потому что гражданская война и большевистская диктатура в корне изменили ситуацию. Сейчас по численности населения даже с учётом украинцев и белорусов мы остаёмся на том уровне, который был перед Первой Мировой войной. Т.е. весь ХХ век для русского народа потерян, грубо говоря. Вот это – первый вывод. Поэтому, когда сегодня некоторые политики говорят, что лимит на революции и восстания, кровавые разборки, на болячки исчерпан, с ними можно согласиться. Куда уж больше? Есть другие методы лечения болезней социальных и духовных.
Можно ли просто осудить все эти революции: февральскую, октябрьскую, эти кровавые разборки, которые пять лет терзали Россию – предать это всё анафеме, проклятию и как бы вычеркнуть из истории, из памяти народной? Во-первых, это невозможно сделать, а во-вторых – это бессмысленно. Потому что эти кровавые потрясения имели свои причины. Из истории известно, что когда бедствия, страдания народные, нищета, терзания, поругание имени человека достигают предела, терпение народа лопается, и масса простого люда поднимается на восстание, на борьбу с режимом, который его гнетёт, гнёт к земле, издевается над ним. И тогда появляются Разины, Пугачевы, тамбовские мужики. Вот таким праведным протестом был и взрыв народного негодования в годы гражданской войны. Народ стремился к социальной справедливости. Но, как в случае с Пугачёвым, с Разиным, с казацко-крестьянскими войнами и восстаниями прошлых веков, здесь мы наблюдаем то же самое. В борьбе против порабощения, против гнёта, за социальную справедливость они начинают применять кровавые методы, т.е. продолжают издевательство над человеком. Попирается мораль, нравственность, Божьи Заповеди. И, конечно, таким путём не завоюешь социальную справедливость, правду Божью не отстоишь, если ты в борьбе с неправым делом сам действуешь неправыми методами. Выход только один – укрепление народной нравственности, укрепление благонравия народа. Вот путь, который может действительно исцелить русскую землю и восстановить попранную справедливость. Вот какой должно сделать вывод из многовековой борьбы русского православного люда за социальную правду, за справедливость. Нужно покаяние. Емелька Пугачёв на Лобном месте, перед тем, как ему отрубили голову, поклонился до земли и воскликнул: «Прости меня, люд русский!». Он почувствовал свою вину, потому что он нарушил Божью Правду, почувствовал, что не тем методом действовал, глубоко раскаялся.
Когда мы сегодня говорим, что пора кое-кому покаяться, а они не каются, то получается, что совести у них ещё меньше, чем у Емельяна. У того проснулась перед смертью, а у этих – крепко спит. Часто мы ограничиваемся описанием народных восстаний, волнений, так называемых революций, смут, а выводов не делаем. А выводы, которые необходимо сделать из этих социальных страданий, трагедий, прямо касаются всех нас, обрисовывают наш долг, напоминают нам о наших святых обязанностях. Сейчас необходимо говорить о возрождении благонравия практически. Хоть число посещающих храм и растёт, но число воцерковлённых людей, которые по-настоящему восприняли Правду Христову, растёт медленно. Пока это всё на уровне моды, а мода – дама капризная, ветреная.
Здесь мы видим отличие Февраля и Октября, потому что это – два этапа. Нельзя говорить: «Вот – Февральская Революция, а вот – Октябрьская Революция». Фактически, это – два этапа единого процесса развала русской православной цивилизации. Вывод такой, что в отличие от Разина и Пугачёва разложение началось сверху. Если там восставали низы, доведённые до отчаяния, то здесь потребовались долгие месяцы, несколько лет настойчивого разложения народной нравственности. Призывы к борьбе исходили от различных политических деятелей, от партий. Говорят, рыба гниёт с головы. Смута 1917 г., которая фактически продолжается до наших дней, началась сверху. В этом смысле смута эта напоминает смутное время начала XVII века. Но, тогда народ остался верен Церкви, откликнулся на призыв Гермогена. Снизу возникла земская рать, были изгнаны иностранные оккупанты и восстановлена государственность. Всё пошло снизу. Разложение шло сверху, а порядок наводили снизу. В Октябре получилось, конечно, иначе. Разложение, действительно, началось, как после смерти последнего Рюриковича, сверху, но народ не смог разрушенную по инициативе верхов государственность построить, воссоздать, реставрировать, возродить в соответствии со своим пониманием справедливости. Народовластие не было установлено, власть осталась в руках самой кровавой, беспощадной, нахальной, целеустремлённой, беззастенчивой, попирающей все нормы морали партии. Как правило, в смуту побеждает всегда самая организованная, самая беспринципная, самая целеустремлённая сила. Это было в 1917 г., это продолжается и до наших дней.
|