Всем доброго дня!
Навеяно темой НВП, где уважаемый Петрович Пн сен 15 2014 6:15:29 Написал: «…программа для НВП (или что-то типа), которая позволяет юношам сформировать желание и относительно стойкую мотивацию…»
Поэтому, в надежде на то, что уважаемой публике пригодится опыт моей песочницы открываю тему «О песочнице, ботаниках и… прогулках в прохладную погоду».
Руководство одного пионерлагеря попросило подготовить цикл занятий для школьников по теме зимнего выживания, где один из моих ботаников должен был выступить в роли инструктора этот цикл проводящего.
Сделали приведённую ниже программу: Ссылки даны на использованные материалы, либо приведённые на форуме материалы, которые помогают подробнее раскрыть темы занятий.
Было интересно как песочница вспоминала, сочиняла, искала, систематизировала, видеть, как парни, с одной стороны, обобщают свой опыт, а с другой - созидают Знание, которое дорогого стоит. Это очень серьёзный мотив для самореализации – обобщить Знание, дорогого стоящее и желать ответственно передать его другим.
Многодневный групповой зимний поход.
План занятий рассчитан на подготовку руководителя группы.
Возраст обучаемых 13 и старше лет.
Оптимальное количество обучаемых – группы, кратные 4, общее количество до 16 чел.
Время занятий (часы академические):
Теоретическая часть - 4 часа
Практическая часть – 8 часов.
А. Вводная часть.
Знакомство. Рассказ Джека Лондона «Костёр», раздача конспекта повести, составленного на основании выделенных ключевых моментов, относящихся непосредственно к предмету темы.
Рассказ здесь:
https://yadi.sk/d/62bfCVccbbF8FКлючевые моменты выделены восклицательным знаком на полях.
Разбитие по группам методом случайного отбора.
Время вводной части – 1 час.
Б. Знакомство с общим планом занятий.
План занятий:
1. Подготовка к походу.
1.2. Снаряжение + ремнабор.
1.3. Медицина + оценка группы.
1.4. Продукты, режим питания, рацион.
2. Движение
2.1. Режим движения + принципы движения
2.2. Тактика движения
2.3. Действия на открытых пространствах.
2.4. Ориентирование по сторонам света, определение времени суток.
2.4.1. Азимуты
2.4.2. Пеленги,
2.4.3. Астрономические объекты: Солнце, луна, звёзды, определение времени суток, сторон света.
3. Стоянка
3.1. Организация внутренней дисциплины группы на стоянке.
3.2. Принцип шевелятся все. План действия группы на стоянке, распределение обязанностей членов группы (дрова, палатка, костёр)
3.3. Розжиг костра.
3.4. Приготовление еды в палатке.
3.5. Сушка снаряжения.
3.6. Снижение последствий конденсата на границах теплообмена в походе без печки.
4. Ремонт снаряжения
5. Эвакуация.
5.1. Внешние обстоятельства.
5.2. Внутригрупповые обстоятельства.
5.3. Особенности эвакуации при экстренных условиях.
6. Упреждение ошибок .
План практических занятий.
1-й час:
1.Оценка прогноза погоды по данным метеосводок за истекшие 3-5 лет
2.Осмотр снаряжения, одежды (+ и – снаряжения). Слабые места, необходимость ремонта.
2-й час:
3. Сложение рюкзака. В перчатках, рукавицах.
4.Отработка умения одеваться в рукавицах– застегнуться на пуговицы и завязать шнурки на ботинках в рукавицах.
3-й час:
5. Ориентирование по карте (знание топознаков, расчёт азимутов движения по маршруту, определение места нахождения по взятию пеленгов), на местности.
4-й час:
7. Постановка палатки – практическое занятие.
8. Таёжный костёр.
5-й час:
9. Готовка еды в палатке на газовой горелке.
6-й час:
10. Ремонт лыжи, рюкзака, ботинка в перчатках, в варежках.
7-8 час:
11. Комплектация аптечки.
12. Первая медпомощь. Обработать рану и наложить повязку в рукавицах.
13. Изготовление носилок, волокуш из подсобного материала.
Итоговое практическое соревнование групп по пройденному материалу.
1. Подготовка к походу.
1.1. Оценка объективных и субъективных обстоятельств для принятия решения о возможности проведения похода.
Подтемы:
- Поход планируется или он вынужденный (БП).
- Определение срока похода. Расчёт прохождения маршрута с учётом состава и подготовки группы.
- Обеспечение похода картографическим материалом.
- Определение личной готовности к походу.
- Определение готовности группы к походу. Подготовка группы = жизнеспособность группы.
Чем младше возраст группы, тем больше ограничений по температурному режиму похода, весовой нагрузке на участника похода, длительности дневного перехода, режиму питания.
Физиологические особенности детской и подростковой теплофизики (Q=mc dT – расчёт теплоёмкости);
Возрастные ограничения веса груза на участника похода.
Возрастные ограничения длительности дневного перехода.
Возрастные особенности режима питания участников похода.
- Оценка метеоусловий, в которых будет проходить поход:
- базовый: на основании статанализа многолетних метеоданных. Оптимально – за пять последних лет.
- текущий – что ждать в ближайшие сутки:
viewtopic.php?f=22&t=3195- Оценка холодового и ветрового режимов (чем холоднее и чем выше скорость ветра, тем быстрее идут потери тепла) с позиции формирования рациона питания и комплектации стандартизации снаряжения.
Продумать и отработать организацию действий группы в случае внезапной снежной бури.
- Оценка характера местности, по которой пролегает маршрут похода, учёт её специфики при подготовке группы и комплектации снаряжения.
- Оценка физического и психологического здоровья группы.
Вывод по теме: командир принимает на себя полную ответственность по организации и проведению похода, знает маршрут, карту, особенности членов группы, определяет их внутригрупповую специализацию, просчитывает действия группы в разных сценариях прохождения похода.
1.2. Снаряжение + ремнабор.
Нет снаряжения соответствующего сложности похода – нет самого похода
1.2.1. Снаряжение групповое:
- Палатка соответствует количеству людей, лёгкая – парашютный шёлк с тубусом. Растяжка палаток из лыжных палок. Маскировка из того, что есть в руках. Шевелиться всегда. Все в рукавицах (+ссылку на рассказ)
- Печка/горелки
- кухонные котелки,
- инструменты для дров: ножовка, топор, нож. Хорошая пила с ножом заменяют топор,
- средства аварийного розжига, например, сухое горючее,
- ремнабор,
- компактная солнечная батарея из аморфного кремния для зарядки аккумуляторов раций – дать представление.
-
http://www.npgsolaris.ru/vypuskaemaa-pr ... naznacenia-
viewtopic.php?f=22&t=8936&p=222084#p222084 Снаряжение должно быть унифицировано, ремнабор заточен под унификацию снаряжения, условия похода: отремонтировать лыжи, снегоступы, кухонное, рюкзаки, одежду, ботинки, палатку.
Жесть, плоскогубцы, молоток, сапожные гвозди, болтики, эпоксидка для лыж, резинки, тросики, лямки, иглы, в т.ч. для шитья ботинок, нитки, шило, ткань для палатки, стропы, пара карабинов.
- Аптечка.
Должна расширенно предусматривать холодовую специфику похода обморожения, мозоли, травмы, растяжения, обветривание, ожоги 1-2 ст. малой площади.
- Еда. Приоритет высококалорийным продуктам. Расчёт – 1 чел. 0,9 кг./день продуктов.
http://www.orcinus.ru/archive/2013/03-27.asphttp://www.skitalets.ru/food/Режим питания привязывается к длительности светового дня.
Хороший завтрак, ужин, перекус, обед. Перекус = термосы. Если группа слабая – обед нужен обязательно.
- связь (средства оповещения). Определяется тип раций, частоты. Предусматривается их наличие у командира, замыкающего, возможно – у разведчиков.
- оружие. У всех должны быть ножи.
1.5.2. индивидуальное
- ходовое: рюкзак, (не выше головы),шапка ушанка, маска, солнцезащитные очки, глубокий капюшон с мехом, морской вязаный шарф, термокостюм влагопроводящий, флиска (2), шерстяной свитер, мембранная непродуваемая куртка, парашютная накидка, масхалаты, рукавицы (тонкие), трусы (2), ходовые штаны (мембрана), носки, шерстяные, с синтетикой, стельки войлочные и льняные, высокие зимние ботинки с толстой подошвой и выемкой на каблуке для пружинных креплений, бахилы (с усилением на местах нагрузки в виде доп. киперной ленты), мазь/крем от обморожения, обветривания.
Характеристика тканей с точки зрения налипания снега: х/б, синтетика, шёлк. Оптимальная ткань для границы с внешней средой, по которой снег стекает с минимальным подлипом – парашютный шёлк.
- Лыжи. Тип лыж, тип креплений.
Оптимально – Бескиды с пружинными креплениями.
-
viewtopic.php?f=6&t=7607- Стояночное:
Меховая куртка, утеплённые штаны, валенки, рукавицы, катанки (на 2 размера больше)
- Спальное: коврик, сидушка, зимний спальник, гор-тексовский мембранный чехол для спальника,
- Гигиеническое – мыльно-рыльное.
- Нож, спички, компас, часы, запасные шнурки, стропа, оптика, карты (у командира), документы.
2. Движение
2.1. Режим движения + принципы движения
Принцип – ровный ритм движения (не потеть) – рациональный расход сил группы. Режим ход/отдых 50 идёшь, 10 отдыхаешь.
Замерзание/обморожениие члена группы на ходу – остаются вдвоём, группа идёт дальше. Напарник делает растирание тела в участке переохлаждения, затем двое догоняют группу.
Перед выходом- проверка снаряжения. Первый привал – 15 минут на подгонку и регулировку снаряжения.
2.2. Тактика движения
– через сколько меняться,
Чем тяжелее условия, тем чаще меняться. Важно – сохранение ровного ритма движения.
- как не вспотеть,
- тропление,
- движение с больным,
- ремонт.
2.3. Действия на открытых пространствах.
Профилактика обморожений. Ветер – всё в одежде закрыто, завязано, минимум открытых мест тела.
Кто-то замерзает или отморозил что-то. Тактика: Группа – сбавляет темп идут по азимуту. Двое остаются с тем, кто замерз. Растирают, переодевают – догоняют.
Если тундра/степь – разрываться нельзя.
2.4. Ориентирование по сторонам света, времени суток.
Командир должен определить тактический план прохода маршрута по карте.
2.4.1. Азимуты
2.4.2. Пеленги,
2.4.3. Ориентирование по астрономическим объектам: Солнце, луна, звёзды.
-
http://www.outdoors.ru/orient/orient95a.php-
http://zerkalo-zemli.ru/vnedorog/index. ... Itemid=248-
http://timuriego.com/opredelenie-vremen ... mpasu.html3. Стоянка
3.1. Внутренняя дисциплина группы.
- специализация в группе: палаточники, костровые, дровяные, повара.
3.2. Принцип шевелятся все. План действия группы на стоянке, распределение обязанностей членов группы (дрова, палатка, костёр)
3.3. Постановка палатки – практическое занятие.
Принципы построения домов изо льда.
3.4. Розжиг костра, приготовление еды.
Принципы теплообмена: от горячего к холодному, снизу вверх. Оптимальное выстраивание пламени костра под приготовление еды. Таёжный костёр. Практика. Если вода делается из снега, добавляются лимонная кислота (если нет лимона), известные травы, обнаруженные под снегом при вытаптывании/выкапывании ямы для костра.
3.5. Приготовление еды без костра.
Правила техники безопасности при готовке у палатки/в палатке. Обледенение внутренней поверхности палатки из-за конденсата при готовке в палатке.
4. Ремонт снаряжения
Снаряжение реммастера, обеспечивающее ему режим теплосбережения на время проведения ремонта в ходе движения группы
5. Прекращение похода/Эвакуация.
5.1. Внешние обстоятельства.
- Резкое, внезапное похолодание, установившееся на длительный срок.
- Внешний-форс-мажор.
5.2. Внутригрупповые обстоятельства.
- событие из области экстренной медицины с членом группы:
- некомпенсируемый организационно и административно психологический конфликт внутри группы (конфликтёры делят группу на две автономные части).
5.3. Особенности при экстренных условиях,
Переломы-шок-внутреннее кровотечение – обязательно дополнительное утепление. Если позволяет погода – гонцы, подготовка посадочной площадки - вызывать вертолёт, если нет – тащить на волокушах.
Шок – неадекватное, угнетённое состояние сознания, низкое давление, высокая частота сердечных сокращений, бледность кожных покровов.
Подготовка лагеря, больного, вертолётной площадки,
viewtopic.php?f=22&t=83936. Упреждение ошибок командира.
6.1. До начала похода.
Принятие в состав группы непроверенного в деле участника.
6.2. В ходе прохождения маршрута.
6.2.1. Ошибки управления группой.
Применение некорректного стиля руководства. Тип руководства группой зависит от её слаженности. Чем более слажена и подготовлена группа, тем более демократический тип руководства – целеполагание и стратегия за командиром, тактика – совместно, операционно – члены группы знают, что им делать без ненужных слов, чем менее подготовлена группа и менее слажена, тем более авторитарное руководство с опорой на более подготовленных участников, которые отбираются в ходе её движения.
6.2.2. Ошибки сценарного анализа в построении тактики движения группы при наличии альтернатив с учётом её подготовки и снаряжения.
А. Прямо – шесть, кругом – четыре. Движение через озеро или вдоль берега при наличии сильных мороза и ветра, пересечение напрямую легко преодолимого на первый взгляд контрфорса или его обход по тропе.
Б. Предусмотреть отсутствие чего-то, чего на настоящий момент полно и не нужно. Выход из леса и длительное движение по обширному открытому месту (озеро, тундра, степь) – предварительно сделать пару комплектов колышков для палатки, проверить работоспособность горелок для приготовления пищи в палатке), средств связи.
6.3. Принятие решения в состоянии полной неопределённости.
6.3.1. Заблудились.
6.3.2. Критическое изменение внешних обстоятельств при прохождении маршрута более чем на половину.
6.3.3. Травма, заболевание члена группы с неясной перспективой.
7. ПМП, способы остановки кровотечения, накладывание повязок, техника внутримышечных инъекций (в поролон), действия при обморожениях конечностей, знакомство с составом аптечки.
Для старших ребят:
АПТЕЧКА. (На случай отсутствия врача)
1.Антибиотики.
1.1. Оксациллин (Амосин) - сильный антибиотик.
Показания: Ангина, Бронхиты, Трахеиты (гнойная мокрота) Грязные обширные раны, гнойные раны, фурункулы. ОРЗ с сохраняющейся высокой температурой, с целью профилактики осложнений.
Режим приема: первоначально 2 т. 4 раза/день, на следующий день дозу можно уменьшить до режима 1 т 4 раза в день. Принимать минимум 5 дней.
Препарат п. 1.1. принимать после еды – он так эффективнее действует!
1.2.Гентамецин. - сверхсильный антибиотик. Инъекции. 2-3 раза в день.1-доза 1 ампула.
1.3.Тетрациклиновая мазь - местно на раны.
2.Понижающие температуру:
Главные правила: Таблетки растолочь, принимать после еды! Имеют сильное побочное действие - вредны для желудка.
2.1. Парацетамол.
Показания: повышение температуры до 38,0 при ОРЗ.
Режим приема: 1 т.
2.2.Анальгин - ампулы и таблетки. Показания: повышение температуры свыше 38,0
Режим приема: 1 ампулу.
Вместе с ампульным анальгином принять противоаллергические (супрастин, тавегил)
3.Обезболивающие.
3.1. Центральнго действия (отключают болевые рецепторы в головном мозге):
Анальгин Центральнго действия (отключают болевые рецепторы в головном мозге): Показания: Любая боль, КРОМЕ БОЛИ В ЖИВОТЕ!!!!
3.2. Местного действия.
Лидокаин (ампулы). Показания: зубная боль, боль в ране (2% р-р).
Ультракаин (ампулы) – только зубная боль. Значительно сильнее лидокаина.
3.3. Но - шпа Снимает спазмы внутренних мышц (желудок, кишечник) таблетки. Показания: любые ноюще - тянущие боли в животе. Режим приема: до 2 таб. За один раз. Таблетки растолочь. Может сочетаться с метоклопрамидом при болях в животе.
3.4.Индометациновая мазь - наружно при травмах суставов и мышц.
Отдельно: Диклофенак (ампулы) – универсальный анальгетик, снижает любую высокую температуру, снижает травматические отёки тканей, в том числе, хрящевых (межпозвонковые диски). Вместе с анальгином резко увеличивает обезбаливающий эффект. Вреден для желудка.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ ПРИ СИЛЬНЫХ БОЛЯХ В ЖИВОТЕ НЕ ПРИНИМАТЬ АНАЛЬГЕТИКИ. ЕСЛИ ТАКИЕ БОЛИ НЕ ПРОХОДЯТ ИЛИ НАВЕРНЯКА НЕ УМЕНЬШАЮТСЯ ОТ ПРИЕМА НО-ШПЫ (в том числе и препаратов 4 группы) В ТЕЧЕНИЕ 60 МИНУТ - НЕМЕДЛЕННО ВЫЗВАТЬ ВРАЧА!
4. Желудочно - кишечные препараты.
4.1.Ранитидин - действует местно на слизистую желудка, блокирует выделение соляной кислоты. Показания: изжога, боли в области желудка натощак, сразу или в течение часа после еды. Режим приема: 1 таб. Перед едой.
4.2.Метаклопрамид - Показания: противотошнотное, - рвотное. Показания: тоже, что у препаратов группы 4.1. сопровождающихся тошнотой. Имеет слабое противоспазматическое действие.
4.3.Лоперамид - Показания: прекращает понос, Не действует на причину возникновения поноса!
5.Кровоостанавливающие препараты: Применять только местно!
5.1. Гемостатическая губка – на любую рану.
5.2. Прокладки – на любую рану после её обработки.
6.Противоаллергические:
6.1.Тавегил (табл.) крапивница после приема пищи, опыления кожи химикатами (например, жидкость от комаров) Режим приема: 1 таб.
6.2.Супрастин.(табл) Использовать только при аллергических реакциях. Побочный эффект-вызывает сонливость.
7. Противовирусные препараты.
7.1. Ремантадин Повышает общую сопротивляемость организма вирусам. (ОРЗ) вводная доза-до 6 таблеток. Затем по таблетке раз в 4 часа в день.
8. Средства для растирания при обморожениях.
8.1. Камфорное масло / камфорный спирт. Растирание.
9. Противощоковые.
9.1. Преднизолон. (ампулы). Серьёзные травмы с интенсивной болью и обильным кровотечением (открытый перелом ноги с разрывом мышц), резкий аллергический отёк, языка, горла. 1 ампулу – внутримышечно.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ:
1.Ангина.
Жалобы при ангине: боли в горле и при глотании (из - за отека миндалин), головная боль, слабость, зябкость, неприятно смотреть на свет, ломота в теле, суставах (всё из - за высокой температуры). Могут быть признаки ОРЗ.
При осмотре горла - миндалины увеличены в размерах, огромные, отечные, рыхлые, багрово - синюшного цвета. На миндалинах могут быть пленки, налеты бело - серого цвета. При наличии таких пленок состояние расценивать ТОЛЬКО как ангину! Надавливание на область миндалин болезненное.
Лечение: Оксациллин: по 1 таблетке 4 раза в день после еды. Принимать минимум 7 дней. Супрастин по ½ т. Утром и вечером. Полоскание горла раствором йода (10 - 15 капель на кружку воды) с солью (1 чайную ложку) Много пить.
2.ОРЗ.
Жалобы при ОРЗ: кашель, насморк, першение в горле, заложенность ушей, + температурные симптомы.
Как ОРЗ отличить от ангины: При ангине симптоматика в горле более выраженная, распространенная и системная. Вся слизистая горла отечна, багрово - синюшного цвета. При ОРЗ сохраняется четкость контуров слизистой горла (отек не так велик), определяется граница воспаленной и нормальной слизистой рядом с миндалинами и их дужками. Температура может быть не больше 38. ПРИ ЛЮБОМ СОМНЕНИИ - СОСТОЯНИЕ РАСЦЕНИТЬ КАК АНГИНА.
Лечение: Амосин. Принимать минимум 5 дней. Полоскание горла раствором. Нафтизин в нос (развести в 3 раза). Принимать ремантадин по 2 таблетки 4 раза в день.
3.Боли в животе.
3.1.В области желудка (зона живота над пупком). Возникают на голодный желудок или в течение часа после еды. Ноющие, тянущие, сжимающие, с тяжестью. Но такие, что можно терпеть, такие боли могли уже быть и раньше. При надавливании на область желудка - неприятно, но терпимо. В местах ниже пупка при надавливании живот безболезненный. Состояние расценить как боль в желудке, приём: Ранитидин - 1таб, но - шпа - до 2 таб., при тошноте - метоклопрамид 1 таб.
3.2.В области правого подреберья (это желчный пузырь) Возникают при приеме пищи или сразу после, а так же при нагрузке. Но - шпа 2 таб. Метоклопрамид 1 таб. Таблетки лучше растолочь.
3.3.Любые сильные боли в животе неизвестного происхождения: Но-шпа 2 таб. Метоклопрамид 1-2 таб. И ВСЁ! Если боли не прошли или значительно не уменьшились через 60 мин. Немедленно врача!
3.4.В области живота ниже пупка, сочетающиеся с поносом: Лоперамид 1 капс., Но - шпа 1- 2 таб.
4.Острая (свежая) глубокая рана. Если рядом нет врача.
Последовательность действий: Наложить жгут (если надо) - остановить кровотечение, дезинфицировать (Йод, Тетрациклин, или\и насыпать рану растёртый Амосин). Если рана болезненная - залить рану Лидокаином (10% у взрослых, 2% у детей до 14 лет). Бинт обработать тетрациклиновой мазью и наложить на рану. Перевязать рану и бегом к врачу. Если рана заведомо грязная (например, порез чем - нибудь ржавым) - принять Оксациллин 2т., и смазать Тетрациклиновой мазью поверхность раны.
5. Обморожение. В случаях обнаружения первых симптомов обморожения (потеря чувствительности, лёгкое покалывание, болезненность), срочно снять с замерзшей конечности снаряжение (обувь, рукавицы) и начать процедуру растирания камфорным маслом/камфорным спиртом. Процедуру выполнять до тех пор, пока не появятся признаки восстановления чувствительности конечности. Затем поменять носки на более тёплые.
6. ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА НА РАНУ ИЛИ НА СЛИЗИСТУЮ (например, при зубной боли), НАНОСИТСЯ ЛЮБОЙ ПРЕПАРАТ (особенно лидокаин, ультракаин), СПРАШИВАТЬ, БЫЛИ ЛИ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ. Не применять препараты на которые ранее были аллергии! Не применять лидокаин, если ранее была аллергия на новокаин!
Если у пациента от применения препаратов начинает чесаться кожа, появляется маленькие множественные прыщички по телу - дать Тавегил -1 таб(или 1таб. диозолина)
ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТОВ ВОЗНИКЛИ ЖАЛОБЫ НА ЗАТРУДНЕНИЕ ДЫХАНИЯ, ОТЕЧНОСТЬ ЯЗЫКА НЕМЕДЛЕННО! ПОСЛАТЬ ЗА ВРАЧЕМ! Расценить это как аллергический отек горла, развивается очень быстро, человек может задохнуться. Приготовить преднизолон.
7! Все водные растворы (ампульные и др.) при движении на холоде хранить в спальнике/тёплых вещах! Иначе – замёрзнут!!
.