Русская беседа
 
20 Апреля 2024, 03:51:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Разгром русского Ташкента на глазах России  (Прочитано 2572 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103594

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Декабря 2009, 22:21:26 »

Разгром русского Ташкента на глазах России

Сердца русского Ташкента больше нет. На днях властями Узбекистана под прикрытием полицейских кордонов изрублен центральный сквер бывшей столицы Туркестана (в первородстве Константиновский, затем Революции, ныне Амира Темира): потрясающие по могучей энергетике и красоте аллеи вековых платанов, сотни исторических дубов, каштанов, ясеней, айлантусов, посаженные еще в 1880-е годы по инициативе второго генерал-губернатора Туркестана героя Малахова кургана, уважительно прозванного жителями Средней Азии «Ташкентским львом», генерала Михаила Григорьевича Черняева. Сквер, дававший надежную тень в жаркие месяцы и питавший кислородом самый крупный мегаполис Средней Азии, сегодня «очищен» властями от наследия русского периода истории: в нем оставлены лишь жиденькие молодые деревца эпохи Мустакиллик (Независимости), своим хрупким дрожащим от ветра видом призванные подчеркнуть доминирующую теперь над центральной площадью громаду конного памятника Тамерлану (Железному Хромцу, Амиру Темуру) – кумиру бессменного узбекского президента, жестокому и деспотичному завоевателю Азии, в войне с золотоордынским ханом Тохтамышем угрожавшему Москве.  
    
Вслед за этим 19 ноября власти варварски сравняли с землей выходившее на Сквер здание православной церкви Александра Невского (храм после революции не действовал, но был капитально отремонтирован и продолжал оставаться в реестре памятников, охраняемых государством), построенной в 1898 году по проекту известного российского архитектора Алексея Бенуа, автора таких архитектурных жемчужин Ташкента, как здания мужской гимназии на Сквере (ныне Юридический институт), лютеранской кирхи и дворец Великого князя Николая Константиновича Романова (ныне дом приемов МИД Узбекистана).

На следующий день после трагедии в Ташкенте состоялись торжественные мероприятия по случаю 15-летия образования Русского культурного центра Узбекистана, декларирующего представительство интересов миллиона проживающих в республике русских. В Государственном Академическом театре им. Алишера Навои (в двух шагах от Сквера) состоялся торжественный вечер, посвященный этому событию, на который были приглашены представители различных министерств и ведомств, государственных и общественных организаций Узбекистана, региональных объединений российских соотечественников, иностранные дипломаты и работники узбекских и зарубежных СМИ. Временный поверенный в делах России В.И.Серазев зачитал собравшимся  поздравительное послание министра иностранных дел России С.В.Лаврова. С приветствиями к Русскому культурному центру и российским соотечественникам обратилась начальник управления Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству России Т.С.Мишуковская. 21 ноября российским посольством и представительством Россотрудничества был дан прием в честь пятнадцатилетия образования РКЦУ. На всех этих мероприятиях, проходивших в буквальном смысле под гул бульдозеров, не прозвучало ни слова (!) в защиту памятников Русского Мира.

А когда сытые и довольные участники приема разошлись, в ночь с 21 на 22 ноября в Ташкенте был демонтирован, разрезан на части и вывезен в неизвестном направлении памятник Защитнику Родины в виде советского солдата, расположенный перед зданием музея вооруженных сил Узбекистана (ранее музей Туркестанского военного округа).  Вместе с ним был уничтожен Парк Боевой Славы: демонтированы и вывезены все украшавшие его бюсты узбекистанцев-Героев Советского Союза, военная техника периода Великой Отечественной войны (танки Т-34, знаменитая "Катюша", орудия и самолеты военных лет), срублены многолетние чинары, клены и тополя.

Официальная Россия продолжала хранить молчание. Более того, на официальном сайте Посольства РФ в Узбекистане в новостях от 23 ноября была вывешена поздравительная реляция Посольства в честь 15-летия Русского культурного центра Узбекистана. В ней особо подчеркивается «присущая Узбекистану межконфессиональная и межнациональная толерантность» и отмечено, что деятельность Русского культурного центра пользуется в Узбекистане «широкой поддержкой государства».

 А 24 ноября последовал очередной толчок рукотворного «землетрясения»: в Ташкенте было снесено построенное в 1930-х годах четырехэтажное здание, в котором с 2002 года располагалось гостиница «Пойтахт» («Столица») – одно из лучших произведений ташкентской архитектуры советского периода, выстоявшее крупнейшее землетрясение 1966 года.

Ликвидация всех этих объектов происходила под усиленной охраной сотрудников милиции и спецслужб, всемерно препятствовавших фото- и видеосъемке, из чего вытекает, что власти прекрасно понимают, что эти действия являются неприкрытым вандализмом.

Происходящее невозможно расценивать как обычную реконструкцию центра города. Многие наблюдатели считают, что власти суверенной республики всерьез вознамерились окончательно избавиться от следов «колониального прошлого». Большинство наблюдателей сходятся на том, что все это происходит по инициативе президента Ислама Каримова, пожелавшего открыть пространство перед выстроенным к 2200-летнему юбилею Ташкента помпезным дворцом Форумов, которое заодно бы насквозь простреливалось (общеизвестна его боязнь возможных покушений). Другая версия уничтожения исторического и культурного пласта «нового города», высказанная неподцензурным узбекистанским сайтом Uzmetronom, заключается в том, что к двадцатой годовщине образования Республики Узбекистан власти стремятся ликвидировать все следы присутствия на этой территории Российской империи, а также пребывания Узбекской ССР в составе СССР.

Между тем следует подчеркнуть, что сохранение историко-культурного наследия не имеет никакого отношения к укреплению национальной независимости и государственности. К примеру, во французском Эльзасе, столетиями бывшем «яблоком раздора» между Францией и Германией, после Второй мировой войны сохранены все топонимы и культурные памятники, связанные с его пребыванием в составе Германии (кроме, разумеется, пропагандирующих нацистскую идеологию). В Ирландии в знаменитом Дублинском замке, в зале приемов правительства, спокойно висит мемориальная доска в честь торжественного приема, устроенного там в честь юбилея британской королевы Виктории – и это несмотря на то, что Ирландия принципиально не вступает в НАТО, поскольку в этом блоке участвует её бывшая метрополия – Великобритания.  
 
Об отношении же народа Узбекистана к советскому «колониальному» прошлому наглядно свидетельствуют результаты проведенного в 1991 году всесоюзного  референдуме о сохранении СССР: в нем  участвовало 95,4% граждан Узбекской ССР, из них 93,7% проголосовало за Союз. Только после того, как все было кончено, раздались официальные комментарии узбекской стороны, да и то лишь для зарубежной аудитории (в Ташкенте до сих пор газеты, телевидение и радио хранят по этому поводу гробовое молчание).

25 ноября посол Узбекистана в России Ильхом Нейматов заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что памятник советскому солдату и вся экспозиция будут возвращены на место «после реставрации… к празднованию 65-летия Победы» (удивительная «реставрация» – с распиливанием шестиметровой фигуры Медного солдата на пять частей и вырубкой Парка Боевой Славы!) По странному стечению обстоятельств это произошло сразу после того, как представитель прокремлевского молодежного движения «Наши», на волне поднявшегося в России общественного возмущения вандалистскими актами в Ташкенте, провел одиночный пикет протеста возле посольства Республики Узбекистан в Москве, по сути передав Ташкенту неформальный сигнал предупреждения из Кремля. Причем утверждал г-н Нейматов совершенно противоположное тому, что сообщил РИА Новости несколько дней назад официальный источник в минобороны Узбекистана. Военный аноним отчеканил тогда, что памятники убраны, поскольку они «не совпадают с содержанием экспозиции Музея вооруженных сил, которая отражает историю вооруженных сил и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития вооруженных сил Узбекистана».

Узбекский посол заявил также, что снесенный в Ташкенте храм ХIХ века «не имел никакого отношения к церкви». Между тем исторические документы свидетельствуют: церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского была возведена в 1898 году и служила храмом добрую четверть века, пока ее колокольню не снесли большевики. После войны здание как памятник архитектуры находилось под охраной государства, причем и в советское, и в постсоветское время.

По информации российского издания «Время новостей», еще в 2005 году узбекские власти предлагали российской дипмиссии передать в российскую собственность здание бывшего храма, но ответа не получили. Впрочем, было бы странно, если бы данное предложение тронуло душу тогдашнего российского посла, известного представителя властной элиты Татарстана Фарита Мубаркшевича Мухаметшина  или и.о. руководителя Посольства РФ после его отъезда (в октябре 2008 года) Вазыха Ибрагимовича Серазева.

Конечно, назначение человека исламской культуры послом многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации в исламской стране – явление вполне естественное. Вот только по присущей дипломатическим отношениям взаимности стоило бы ожидать назначением послом или, на худой конец, высокопоставленным дипломатом Узбекистана в России человека православной культуры, каких в этой стране и сегодня более миллиона. Да только искать русских, тем более православных, среди послов, дипломатов или иных высоких чинов многонационального Узбекистана – дело совершенно неблагодарное, если не сказать бесполезное.  

А что же официальная Россия? Ее реакция на уничтожение памятников русской и советской истории в Ташкенте появилась лишь 26 ноября, когда все вышеуказанные культурные объекты были варварски разрушены.

Целиком в русле заявления посла Узбекистана в Москве посольство России в Узбекистане устами упомянутого выше временного поверенного В.И.Серазева выразило надежду, что монумент Защитнику Родины в Ташкенте вернется на свое место после реставрации. При этом российский дипломат отметил, что Парк Боевой Славы, в котором находился монумент, «не использовался как мемориальный»(?!). Высказался г-н Серазев и о сносе здания бывшей православной церкви Александра Невского. Вслед за послом Узбекистана в Москве он указал, что «здание не имело культового значения». В этой связи, по словам российского дипломата, снос здания «никоим образом не нанес ущерба чувствам верующих (?!), хотя стоит напомнить, что здание было в реестре охраняемых государством объектов».

Пресс-секретарь посольства России в Ташкенте Данис Ринатович Баширов пошел еще дальше: он вступился за власти страны пребывания, сославшись на их обещание вернуть отреставрированные памятники на свои места и объяснив, что «в центре города идет реконструкция». Г-н Баширов заявил также, что вся эта «шумиха» во многом вызвана погоней некоторых журналистов за «жареными фактами», как передает его слова ИТАР-ТАСС.

Тогда же, 26 ноября, очевидно, чтобы замять назревавший, но невыгодный обеим высоким сторонам скандал, замминистра иностранных дел России Григорий Карасин принял посла Узбекистана Ильхома Нейматова. По официальной информации, «в теплой дружеской атмосфере» они обсудили «актуальные вопросы российско-узбекских отношений».

То что произошло в последние дни с русским Ташкентом, легче всего вписать в кадры военной хроники. Но ужас происходящего в том, что все это свершилось в мирное время в государстве, имеющем двусторонние договоры о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях с Россией.  

Заметим, что узбекские власти, едва стабилизировав отношения с Западом после их острейшего кризиса в контексте кровавых Андижанских событий, не замедлили продемонстрировать свое пренебрежение памятью о совместной с Россией имперской и советской истории.  

Еще 12 апреля 2008 года в центре Ташкента по распоряжению президента Ислама Каримова был демонтирован знаменитый памятник Дружбе Народов – скульптурная группа, установленная в 1982 году в честь большой семьи кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, который вместе с женой Бахри Акрамовой в годы Великой Отечественной войны усыновил 15 детей-сирот разных национальностей. Подвиг добросердечного кузнеца стал олицетворением милосердия и гуманизма узбекского народа. Монумент Дружбы народов, перенесенный на безлюдную окраину Ташкента, ныне зарастает бурьяном.

А 7 мая 2008 года, как раз в день инаугурации в Кремле нового президента России, одна из центральных магистралей Ташкента – улица Пушкина, носившая это название с ХІХ века, –  была переименована в улицу Мустакиллик (Независимости).  Примерно в то же время «дружественный» Ташкент демонстративно обновил музейную экспозицию, посвященную жертвам российского и советского «колониального» прошлого.  

Тем не менее 17 октября 2008 года президент России Дмитрий Медведев назначил посла РФ в Ташкенте (2003-2008 гг.) Фарита Мухаметшина, очевидно, в знак признания заслуг последнего в развитии отношений с Узбекистаном, главой вновь созданного Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а спустя месяц – еще и своим спецпредставителем по связям с государствами-участниками СНГ (кстати, в 1995-1999 гг. Ф.Мухаметшин был, наоборот, полномочным представителем Республики Татарстан при президенте России). Ему, таким образом, вручены Кремлем полномочия по защите российского наследия и интересов Русского мира за рубежами Российской Федерации. А между указанными «звездными» назначениями 12 ноября 2008 года Узбекистан приостановил свое членство в главном интеграционном объединении с участием России – ЕврАзЭС, сославшись на «недейственность организации».

 Фарит Мухаметшин в своей статье от 19 августа т.г. в правительственной "Российской газете" особо отмечал, что с созданием возглавляемого им Федерального агентства «выделение в государственной политике России такого стратегического аспекта, как международное гуманитарное сотрудничество и придание ему институционального формата, стало частью ответа на вопрос "Что делать?»... Как ответили на этот вопрос власти «союзнического» России Узбекистана, мы описали выше.  

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103594

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 05 Декабря 2009, 22:22:01 »

(Окончание)

В той же статье Ф.М.Мухаметшин заверяет, что «сегодня Россия располагает необходимыми концептуальными и интеллектуальными ресурсами для активной, я бы сказал, лидирующей роли в международной гуманитарной деятельности. И здесь многое зависит от скоординированности усилий участников этого процесса на всех уровнях: государственном, межведомственном, общественном".

Так где же эти ресурсы, где задекларированная с высокой трибуны «скоординированность усилий» и кто компенсирует непоправимый ущерб культурному наследию Русского мира, межконфессиональной и межнациональной толерантности, нанесенный современными гуннами, рядящимися в тогу «друзей России»?

Все вышеуказанное выглядело бы театром абсурда, если бы государство Российская Федерация было русским по национальному духу, как, например, немецкая по духу Германия, французская по духу Франция, итальянская по духу Италия или польская по духу Польша. Ведь в соответствии с частью 2-й статьи 1 Конституции РФ, «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны», а название Россия происходит от греч. Ρωσία: так в Византийской империи называли Русь. Согласно переписи населения 2002 года русские составляют около 80% населения Российской Федерации.   

Но в том то и дело что современная Российская Федерация, прячущаяся за византийское название Руси, есть лишь исторический обрубок последней, причем с доминирующей ордынской (или как модно сегодня в кругах российской элиты) евразийской традицией и порядком, покоящемся, по определению великого русского мыслителя В.И.Вернадского, «на трех китах: централизм, абсолютизм, бюрократизм». 

Катастрофа Гражданской войны 1918-1922 гг. привела к тому, что практически весь тонкий европеизированный слой русской элиты «Петровского периода» был либо физически уничтожен, либо изгнан за пределы Советской России (в одном Берлине в начале 20-х годов проживало около 300 тыс. белоэмигрантов, в Париже – 100 тыс.). Москву – оплот советской номенклатурной элиты – заполонили выходцы из национальных республик и окраин, получившие доступ к высшим партийным и государственным постам и десятилетиями формировавшие свои семейные, родовые и племенные кланы под прикрытием доктринерских лозунгов о пролетарском интернационализме. Сегодня говорить о русских ценностях, цивилизации и традициях Русского мира в кругах московской бюрократии считается «дурным» и «неполиткорректным» тоном. Гораздо популярнее, вернувшись из Куршавеля в свои «пентхаузы» и «евроособняки» на Рублевке готовить очередной «ответ Чемберлену» в лице НАТО и ЕС, обвиняя последних в «антироссийских происках». 

В такой системе ментальных и ценностных координат дружба правителей – абсолютная ценность, а права человека – «европейская химера». Разрушение культурной и экологической среды обитания «подданых» – незначительное неудобство по сравнению с «планов громадьем» сильных мира сего.

Вот почему и гуманитарные вопросы в политике Российской Федерации выходят на ведущее место лишь в тех редких случаях, когда в других вопросах терять, по большому счету, нечего. Так было с крохотной, но строптивой Эстонией, в военно-стратегическом и политическом плане представляющей «отрезанный ломоть», отошедший под зонтик НАТО, а в экономическом лишь составляющей конкуренцию российским портам на Балтике, особенно в перевалке энергоресурсов. Вот почему Кремль, когда-то «не моргнув глазом» оставивший на произвол судьбы сотни тысяч русских Прибалтики, до сих пор лишенных гражданства, ныне демонстрирует неподдельное возмущение переносом эстонскими властями Бронзового Солдата. А Таллин и его североатлантические покровители воспринимают это с «нордическим спокойствием».

Совсем иное дело – близкий по духу, «евразийский» властитель, контролирующий в союзе с «Газпромом» основные потоки газа из Центральной Азии. И как близка, совсем в духе реанимации культа Сталина и Ивана Грозного, его забота о культе Тамерлана!     

Между тем бедой подавляющего большинства русских организаций Украины является их апелляция к Российской Федерации как «своему государству. С одновременным противопоставлением ей страны, которая сейчас называется «Украина», но которая является историческим и этническим ядром Руси, как государства, в котором они вынуждены жить в силу сложившихся, не зависящих от них обстоятельств (распад СССР). Причем такой подход предлагается не только в отношении этнических русских, родившихся на территории современной РФ, но и в отношении русскокультурных граждан Украины (включая паспортных украинцев), исконно проживающих на территории современной Украины и не имеющих в современной РФ даже дальних родственников.

Искусственность и антиисторичность такого подхода очевидна: получается, что «Украина», включающая в себя по сути исторический центр Руси, огромный массив исторических русских земель с многовековыми традициями русской (руськой) культуры (от Почаева и Карпатской Руси до Севастополя и донских станиц Донбасса) не является культурной и этнической родиной российских соотечественников, а, скажем, Сибирь, Кавказ или Камчатка являются.

Более того, такой подход к Украине как стране-мачехе не позволяет отстаивать те ростки русскости, которые, несмотря ни на какой официоз, все равно пробиваются у нас во всех сферах государственной и общественной жизни. Достаточно вспомнить, что мы празднует и День Крещения Руси, и День Победы, и день освобождения Киева от фашистов (6 ноября), и День славянской письменности и культуры, и все православные двунадесятые праздники по одному с Россией календарю.

Характерно, что официальная российская политика в отношении соотечественников на Украине до сих пор ничем принципиально не отличается от указанной политики в отношении соотечественников в других постсоветских регионах: Прибалтике, Центральной Азии, Закавказье. В основу данной политики положен тезис о том, что этнической родиной российских соотечественников является исключительно современная Российская Федерация, что верно лишь отчасти. Как ни парадоксально это звучит, но данный тезис, унаследованный от милых русофобам ельцинских времен,  полностью вписывается в идеологию... украинского национализма от Ющенко до Жулинского: русские в Украине – национальное меньшинство, такое же, как немцы, румыны или цыгане. Их (русских) этническая родина – Российская Федерация, а Украина – этническая родина украинцев, поэтому политика Украины во всех сферах должна быть «украинской». Таким образом, по сути официальная политика Российской Федерации, курируемая МИД РФ, до сих пор основывается на фактическом отрицании Руси как этнической родины русского народа (в противовес исторической правде предлагая ограничить ее скроенной русофобами Лениным и Троцким территорией РФ), в отличие например от соборной в отношении немцев ГДР (и увенчавшейся полным успехом!) политики Федеративной Республики Германии эпохи Берлинской стены.

Между тем, как известно любому непредвзятому историку, территория Руси представляла первоначально (9 в.) небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. Вплоть до конца XVIII вв. руський (руский, западнорусский) язык был письменным языком (грамоты, литературы, переписки, официальных документов) на территории Малой, Червонной и Белой Руси,  в частности крупнейших духовно-культурных центров всего Русского мира – Киево-Печерской Лавры и Киево-Могилянской академии.

Малороссийские просветители Мелетий Смотрицкий (автор первой подробной грамматики церковнославянского – основы современного русского литературного языка), Епифаний Славинецкий, Дмитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), Стефан Яворский (местоблюститель Патриаршего престола), Феофан Прокопович (первый вице-президент Священного Синода и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), Василий Капнист, Григорий Сковорода являются одними из центральных фигур общерусской культуры XVII-XVIII столетий.

Так правомерно ли русским и русскокультурным гражданам Украины считать бóльшую часть своей большой этнической родины – Руси – настоящей родиной, а меньшую ее часть – мачехой, даже если с последней связана едва ли не вся их родословная и собственная биография?

18 лет независимости, в которые и в Украине, и в России правили по три президента, позволяют выделить определенные закономерности цивилизационного развития двух стран, торящие путь через стихийную игру субъективных факторов. Для России это неуклонная тенденция к имперскому евразийству и авторитаризму как альтернативе проевропейскому либерализму. 

Нарастание этатистски окрашенного патриотизма в России на фоне усилившихся после «Оранжевой революции» либеральных практик в Украине объективно усиливают цивилизационный дрейф двух стран друг от друга.

«Оранжевая» революция имела место не в экономике, не в «производственных отношениях», поскольку не произошло никакого пересмотра отношений собственности между основными социальными группами. Но революция произошла в нравственности, мировоззрении, на земле Киевской Руси брошен вызов эре авторитаризма азиатско-советского типа, соборности «по понятиям».

Леонид Кучма не так давно назвал свою нашумевшую книгу «Украина – не Россия» . По нашему убеждению, напротив, нынешняя «Украина» есть Русь, мучительно, через все тернии возвращающаяся к исконным традициям вечевой демократии, самоуправления, уважения к свободе личности и собственности, к своим доордынским, подлинно русским корням.


Игорь Пиляев, доктор политических наук,  председатель Киевской городской организации партии «Русь»,


http://www.ruska-pravda.com/index.php/200912015448/stat-i/mnenija/2009-12-01-13-18-16.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!