Данная докладная записка была  подготовлена  автором для доклада высокопостевленным чиновникам МО, ФСБ и СВР в мае 2006 года, но уперлась в "ватную стену". Публикуется без изменений военно-политической обстановки в Кавказском регионе (орфография сохранена в оригинале).

 

Грузино-осетинский вооруженный конфликт является результатом национальной нетерпимости между грузинами и осетинами. Оба народа являются православными, хотя стоит заметить, что у грузин церковь нередко склоняется ко ксенофобии, а осетины сохранили много языческих обычаев и христианство часто у них более чем поверхностно.

В Южной Осетии проживает этническая группа кударцев, а в Северной Осетии этническая группа иронцев, причем последние в значительной мере руссифицированны. Главный источник национализма в осетинской среде кударцы, с тем, что достаточно важную роль в политической и хозяйственной жизни Северной Осетии имеет небольшая этническая группа дигорцев живущая на границе с Балкарией, и так как большая часть дигорцев исламского вероисповедания, то из их среды нередко выходят сепаратистские инициативы и стремление к сотрудничеству с реакционными исламскими организациями Северного Кавказа антироссийской направленности.

Корни современного конфликта уходят в эпоху царской России, в которой грузинские власти и церковь вели ассимиляторскую политику по отношению к осетинам в то время населявших помимо современной Южной Осетии и соседние территории Гори и Казбеги. В ходе Гражданской войны  в Южной Осетии вспыхнуло восстание, поддержанное Советской Россией против меньшевистского правительства Грузии, несмотря на которое советское правительство все же включило Южную Осетию в состав созданной советской Грузии. В советские времена осетины отличались приверженностью к СССР, что с началом процессов распада СССР вызвало конфликт правительства Гамсахурдиа с оставшимися приверженными России местными осетинскими властями. Осенью 1991 года правительство Гамсахурдиа организовала ввод на территорию Южной Осетии в районе Цхинвали (по-осетински Цхинвал) отрядов вооруженных боевиков из состава группировок «Мхедриони» Джабы Иоселиани и «Национальной гвардии» Тенгиза Китовани (оба происхождением сваны), а так же сил МВД Грузии, значительную часть которых составляли переодетые в форму милиции, амнистированные Гамсахурдией лица, осужденные за уголовные преступления.

Не смотря на наступившее безвластие и собственную малочисленность (население 80 000), местные осетины смогли самоорганизоваться и, атаковав противника, в уличных боях в Цхинвале нанести поражение противнику. В результате осетины сформировали новое правительство, провозгласившее независимость Южной Осетии и потребовавшее воссоединение с Россией.

Война перешла в позиционный характер. Грузинам удалось удержать села с грузинским населением в центре Южной Осетии (район села Тамарашени), а так же в районе Цхинвала (прежде всего, село Эредви граничащее с территорией собственно Грузии)

В результате Цхинвал оказался в окружении, и связь с поселком Джавой от которого идет дорога на Владикавказ стала возможной только через объездную дорогу по западному склону впадины, в которой грузинские силы перекрывали движение по трассе Владикавказ – Джава – Цхинвал - Гори. В 1992 году грузинская группа на этой дороге расстреляла несколько десятков пассажиров осетинского автобуса, в том числе женщин и  детей.

В то же время снабжение грузинские сил боеприпасами и продовольствием, как и пополнение их личным составом, осуществлялось из села Эредви по восточному склону. Данная дорога являлась грунтовкой и была весьма уязвима, проходя недалеко от осетинского села Приси, прикрывающем Цхинвал с востока. В силу этого главный удар грузины осуществляли с направления Гори с опорой на село Эредви. Бои велись на окраине Цхинвала с направления села Эредви, а также с направления села Приси, которое хоть и осталось под контролем осетин, но находилось в полуокружения, благодаря чему грузинские войска обошли его с левого фланга и вышли на горный склон над Цхинвалом в районе стадиона.

Грузия вела войну, полагаясь на свое огневое превосходство. Пехотные подразделения в наступление переходили редко, и то только при поддержке бронетехники (прячась за ее корпуса). На грузинской стороне сражались наемники из уволившихся в запас военнослужащих российских внутренних войск (несколько из них погибло в ходе грузинского наступления в мае 1992 года).

Осетины действовали разрозненными стихийно созданными боевыми отрядами и организованными отрядами мобилизованного ополчения, первые лишь формально подчинялись штабу Республиканской гвардии Южной Осетии. При МВД Южной Осетии был создан ОМОН под командованием Вадима Газаева, ставший со временем главной опорой власти сыгравший важную роль в отражении грузинского наступления на Цхинвал в мае 1992 года.

В отношении российских войск грузинские силы были настроены враждебно и вели планомерную политику по их вытеснению, не останавливаясь перед прямыми вооруженными нападениями, как в самой Южной Осетии, так и в соседних с ней регионах, что еще более усугубилось с началом вооруженного конфликта в Абхазии. В стране была развернута антироссийская компания и в результате бандитских акций были убиты десятки русских, военнослужащих России и членов их семей.

Осетинские силы были настроены пророссийски, но, в силу внутренней анархии, присущей горским народам, в их среде расцвел бандитизм, что привело к частым вооруженным столкновениям, как между различными группировками, так и с российскими войсками (нападение на жилой городок вертолетного полка).

В то же время, вследствие непоследовательной (читай – продажной) политики тогдашнего российского руководства, грузинские силы получали содействие в определенных структурах власти России, в результате чего введенный в район Цхинвала «ленинградский» полк внутренних войск МВД России был выведен из города без всякого предупреждения осетинской стороны. Вывод полка ВВ произошел накануне грузинского штурма Цхинвала в мае 1992 года?.. что нанесло сильный удар престижу России.

После июня 1992 года активные боевые операции затихли. В настоящее время на территории Южной Осетии действует группировка Миротворческих сил России.

Правительство Южной Осетии из-за отсутствия должных средств и сил  не установило надлежащий контроль над осетинской средой, что привело к валу вооруженных столкновений в осетинской среде, в которых погибли десятки людей, вызвав родовую неприязнь. В ходе этих столкновений погибло значительное число командиров отрядов периода войны с Грузией, в том числе и командир ОМОНа Вадим Газзаев, расстрелянный в машине вместе  с тремя своими бойцами. В замкнутой среде небольшого города это вызвало рост взаимной нетерпимости, что естественно усугублялось действиями грузинских спецслужб и представителей теневого бизнеса, подкупавших (и подкупающих…) некоторых осетинских командиров и политиков.

Лениногорский район Южной Осетии лишь формально входит в состав Республики, а фактически находится под контролем грузин. Грузинское руководство рассматривает районы компактного поселения грузин (прежде всего районы сел Тамарашени и Эредви) как плацдарм для будущего наступления на Цхинвал, с падением которого, по мнению грузинских политиков,  Республика Южная Осетия прекратит свое существование. В силу этого в этих районах в настоящее время концентрируется значительный контингент грузинских войск. К активным действиям по «развязыванию осетинского узла» Грузию толкает нетерпимое желание ее президента М.Саакашвили вступить в НАТО, а одним из условий членства является отсутствие у претендента в Альянс внутренних вооруженных конфликтов. Если с потерей Абхазии Тбилиси почти согласился, то за Южную Осетию намерен драться. После встречи лидеров Грузии (Южная Осетия и Абхазия), Азербайджана (Нагорный Карабах) и Молдовы (Приднестровье) на Украине, президенты этих стран намерены более решительно вести борьбу с сепаратизмом.  Опыт отделения Черногории от Сербской Республики и возможное отделение от нее края Косово послужат «мятежным» республикам законным прецедентом для самоопределения и выхода с метрополии, что увы не оставит юридического права лидерам Грузии, Азербайджана и Молдовы вернуть самопровозглашенные государства под свое крыло. Именно этим обстоятельством и объясняется сверхактивность военных приготовлений Тбилиси.

В случае своего наступления на Цхинвал грузинское командование, вероятно, применит  тактику массированных артиллерийско-минометных ударов, пользуясь своим превосходством в артиллерии, а возможно и применение авиации. После этих ударов, в наступление пойдут оснащенные бронетехникой силы реформированной с помощью США грузинской армии, а также отряды наемников из числа чеченских боевиков (их в грузинской Панкисии несколько сотен, во главе с Ш.Басаевым…), либо членов иных антироссийских движений из просторов бывшего СССР, а возможно и дальнего зарубежья. Уже имеются факты деятельности грузинских спецслужб по привлечению иностранных наемников под предлогом якобы «зачистки Панкисского ущелья»…

Активное использование грузинами иностранных наемников (лучше вино пить и дэньги дэлать, чем воевать…) в ходе прошедших войн в Абхазии и в Южной Осетии уже имело место, и нет оснований полагать, что подобное отношение к войне переменится. Очевидно, что в результате иностранной военной помощи, прежде всего со стороны США, Грузия располагает достаточно сильной артиллерией, против которой осетинам противопоставить нечего, как впрочем, и против малочисленной грузинской авиации.

Грузинские вооруженные силы к действия в горных условиях не достаточно приспособлены, хотя и осуществляли создание горных подразделений (что говорить о Грузии, когда Россия, куда с большим военным бюджетом и возможностями не в состоянии отправить в горы даже роту…). В ходе войны 1991-1992 годов грузинские войска, не зная  горной местности, в основном охраняли собственные села. Так как грузинские села расположены главным образом в районе Цхинвала (в равнинной части), то местные жители из грузинские сел  обстановкой в горах не владеют, так как туда им закрыт доступ осетинским сельским населением.

Боевой опыт, полученный отдельными подразделениями грузинской армии в Ираке  относителен, так как там к ведению активных наступательных действий они не привлекались, а опыт охраны тыловых баз в пустынной местности вряд ли окажется востребованным в Южной Осетии. К тому же переданная Грузии американской стороной бронетехника (танки М-60 и БТР М-113) в достаточной мере не освоена и к действия в горных условиях не приспособленна (в силу значительной массы и габаритов). Командование грузинских ВС находиться под постоянным политическим давлением со стороны дилетантского в военном отношении политического руководства страны, уповающего лишь на превосходство в технической и огневой мощи. В случае развязывания военного конфликта, не исключено, что главный акцент в ведении боевых действий будет сделан на наступление механизированных частей и подразделений на танкодоступных направлениях (прямолинейные действия вдоль основных дорог).

Куда больше Южной Осетии следует опасаться разведывательно-диверсионных действий грузинского армейского "спецназа". В войне в Абхазии, с грузинской стороны, в тылу абхазов действовали в основном партизанские группы сванов, а успешных примеров действий грузинской армии отмечено не было. Извлекая уроки из поражения в Абхазии и мировых тенденций развития Сил специального назначения, в ВС Грузии сформированы две бригады специального назначения, подготовку которых осуществляют военнослужащие  США (регулярно проводятся совместные учения с ССО США и САС Великобритании), можно предположить, что грузинские разведывательно-диверсионные группы могут более широко использоваться в предстоящем вооруженном конфликте.

Не исключено, на основе опыта 1992 и 2004 годов  грузинское командование постарается осуществить захват местности в окрестностях села Приси, обеспечив этим надежность своих коммуникаций в направлении села Тамарашени, и тем самым возьмет Цхинвал в почти полное окружение, как в 1992 году, когда грузинские войска со склонов гор обстреливали практически весь город из стрелкового оружия. Объездная грунтовая дорога из Цхинвала в Джаву может быть противников перерезана, так как она в настоящее время не находиться под надежной защитой. Осетинской стороной конкретные мероприятия по разработке планов отражения агрессии, рекогносцировке и инженерному оборудованию местности и др. в требуемом объеме не осуществляются, в силу отсутствия необходимых военных специалистов, сил и средств…

Возможен и худший сценарий действий грузинских военных, когда им удастся перебросить значительные силы бронетехники и артиллерии в район села Тамарашени. В этом случае возможно грузинское наступление в направлении поселка Джаву с последующим блокированием Рокского тоннеля (не для этих ли целей грузинские военные отрабатывают действия в аэромобильных десантах!?). Тем самым не только осетинские силы, но и российские Миротворческие силы окажутся в районе Цхинвала в полном окружении. В результате грузинская сторона сможет заявить Миру о «контроле над Южной Осетией» и потребовать вывода Миротворческих войск России, что означает не только ликвидацию Республики Южная Осетия, но и дестабилизацию обстановки в Северной Осетии, в которой проживает большое число осетин-кударцев, и куда опасаясь репрессий направятся беженцы граждане России - южные осетины.

Возможно, что грузинские спецслужбы  с целью дистабилизации обстановки в республике, могут попытаться через собственную агентуру в Цхинвале (за деньги, предоставленные новым «стратегическим партнером» - США), настроить некоторых осетинских боевых командиров  и лидеров преступных группировок против российских войск. Осуществить в Цхинвале прямые вооруженные провокации с целью вызвать недоверие осетинского населения к российским войскам, специалистам труда не составляет.

Российские миротворческие войска всилу своего статуса не имеют артиллеристских систем вооружения (за исключением минометов) и не в праве проводить активные операции. В силу этого (зная это) грузинская артиллерия может безнаказанно наносить по ним артиллерийские удары, ссылаясь на действия «неизвестных вооруженных формирований», что уже отмечалось в 2004 году, или «случайность». Цхинвал, с началом активных боевых действий, будет подвергаться огневым ударам по всей площади, для чего от грузинских артиллеристов не потребуется высокий профессионализм. Так как город находиться в долине, то выход из него осетинских разведывательных групп и патрулей миротворческих сил для определения позиций артиллерии противника будет затруднен или невозможен, соответственно доказать вину артиллеристов Грузии, а не Южной Осетии или «неизвестных вооруженных формирований» российским миротворцам вряд ли удастся…

 

В силу всего вышеуказанного возможно предложить следующее:

В угрожаемый период передислоцировать разведывательно-диверсионный отряд ВС ЮО («проросийских вооруженных формирований» - ПРВФ) восточнее Цхинвала в окрестности сел Ортеви и Дмениси, что обеспечит ему необходимый «оперативный простор» для действий во фланг грузинской группировки наступающей в направлении Приси и Цхинвали, проведение специальных мероприятий в окрестностях сел Эредви и Тамарашени с целью воспрепятствовать подходу резервов, подвозу боеприпасов и ГСМ по объездной дороге в направлении Тамарашени.

Следует учесть, что села Ортеви и Дмениси в ходе вооруженного конфликта 1992 года были главной опорой осетинских сил в этом районе. Местные население и боевики хорошо знают район боевых действий и обеспечат отряд необходимыми сведениями и  оперативной информацией в нужном объеме. В отличие от боевиков расположенных в Цхинвали, местному сельскому населению российские войска и отряды ПРВФ будут единственной защитой и в данном случае сотрудничество будет основано на идейном мотиве.

Из этого района сел Ортеви и Дмениси возможен и быстрый пеший марш отряда ПРВФ вдоль дороги Ортеви-Джава в случае нападения противника на Джаву. Так как село Дмениси находится в долине и отрезано двумя грузинскими селами, то горный  район села Ортеви, является более подходящим для дислоцирования основных сил отряда.

В горном районе противнику будет сложнее вести точный огонь артиллерией, и осуществлять разведку позиций наблюдением с воздуха или земли. В районе села Ортеви имеется возможность подготовить вертолетную посадочную площадку для эвакуации раненных, переброски войск и материально-технических средств. В том числе из Владикавказа, так как вертолетная площадка в Цхинвали с началом боевых действии будет находиться под артиллерийским огнем, а также возможен  огнь по вертолетам из ПЗРК и зенитной артиллерии.

При заблаговременной подготовке позиций следует уделить особое внимание их фортификационному оборудованию и маскировке.

Отряды ПРВФ необходимо обеспечить артиллеристскими (82-мм минометы) и противотанковыми (ПТРК, СПГ-9, РПГ-7, РШГ, РПГ-18, -26, -27) средствами, аналогичными имеющимся у российских МС для ведения артиллерийско-минометного огня и противотанковой борьбы.

В связи с тем, что большинство дорог не имеет твердого покрытия (грунтовые и гравийные)  необходимо обеспечивать отряды ПРВФ противотанковыми минами, ВВ и СВ для устройства фугасов  и самодельных мин, а также минами-ловушками. Исключить снабжение отрядов ПРВФ противопехотными фугасными минами – от них только себе же вред (доказано Афганистаном и Чечней!!!).

Провести мероприятия по изучению и оперативному оборудованию районов действий отрядов ПРВФ:

- командованию определить (рекогносцировкой местности, а не по карте) возможные рубежи обороны, районы проведения специальных мероприятий на случай занятия их противником, места (пункты) и районы базирования КП и отрядов ПРВФ, маршруты передвижения и переброски своих войск и противника;

- подготовить оборонительные позиции и позиции для проведения засады,  оборудованием окопов для стрельбы лежа, расчисткой секторов стрельбы для противотанковых средств (особенно для ПТРК и СПГ-9);

- определить места вероятной высадки ТакВД и возможные коридоры пролета вертолетов противника, порядок оповещения войск о высадке ТакВД (местному населению окрестных сел подготовить сигнальные дымы и костры, предусмотреть другие виды связи (радио, посыльными на лошадях, пешими или на автотранспорте));

- рассчитать количество ВВ, определить способ подрыва, и место  установки зарядов для уничтожения мостов, обрушения дорожного полотна на горных дорогах, устройства каменных, грунтовых и лесных завалов;

- в угрожаемый период провести мероприятия по созданию запасов продовольствия и медикаментов, а с началом боевых действий осуществлять закладку МТС в т.ч. оружия и боеприпасов в тайники в районах предстоящего проведения спецмероприятий (например: заложить в тайник несколько ПТМ в 300-500 м от дороги для ее последующего минирования или 15-20 82-мм минометных мин 1000-3500 м от условного объекта для проведения огневого налета…).

И т.д. и т.п.