(рабочее название)

Время - чрезвычайно интересная штука. Кажется еще вчера я, как и многие из моих друзей носил военную форму, стойко переносил "все тяготы и лишения военной службы", бдительно охранял, стойко оборонял, всемерно оберегал и так далее и тому подобное.
Кажется еще вчера...

 


А сейчас я - обыкновенный учитель, друзья - кто простой бизнесмен, кто отставной полковник, кто бравый капитан и прочее, и прочее, и прочее...
Можно подумать, что уже нет общих интересов, общих проблем, общих вопросов, что прошлое ушло и уже никогда не вернуть тех дней, когда буханка хлеба и шмат домашнего сала, разделенные на десятерых и запитые холодной водой казались вкуснее самых дорогих деликатесов, когда стакан водки, выпитый тайком от "всевидящего ока" Командира был лучше французских вин и армянского коньяка, когда каждая клетка, каждый самый потаенный уголок души ощущал, что вокруг только друзья, что есть настоящее, трудное, но основательное мужское дело и все остальное - не важно.
Можно подумать, что это ушло, ан нет!
Встречаемся, обнимаемся до хруста в костях, спорим до хрипоты, иногда ругаемся, иногда срываемся, на чей то отчаянный зов, помогаем, поддерживаем. И вызываем зависть у тех, кто не видел настоящей человеческой дружбы, кто привык жить по законам "с каждого хоть сколько", "предают друзья", "ложь во спасение - не грех", "дело не в деньгах, а в их количестве" и далее по списку. Вызываем зависть тем, что имеем свой взгляд на вещи, удивляем спокойствием и умением радоваться жизни, да что там! Удивляем умением просто жить (а это, как оказывается не каждому дано).
И откуда все это взялось?
Росло в сыром Краснодарском подвале в течении трех лет, обильно удобрялось курсантским потом на многочисленных тренировках, сдабривалось оружейной смазкой, склеивалось ночными дежурствами и выходами по тревоге приправлялось, не шуточными приключениями и очень реальными критическими ситуациями... Как тут не вспомнить, что большинство изобретений в России сделано в туалетах, а практически все стоящие дела начинались в подвалах! И здесь не подкачал "старинный русский обычай", а значит, мы с друзьями можем с гордостью сказать, что свои университеты мы проходили в подвале. И это, доложу я вам, были далеко не "два класса и пять коридоров" - учились мы основательно. Как это было - разговор отдельный, об этом позже.
Главное полученный результат, а результатом стало высшее образование в области механики, электротехники, энергетики, системотехники и фундаментальные знания и навыки в области социальной адаптации, чего бы это ни касалось: общения с людьми, профессионального роста или поведения в экстремальных ситуациях. Нумизматы и коллекционеры могут купить альбом под монеты на сайте производителя. И полученный опыт дает нам возможность им делиться, а воспользоваться предлагаемыми знаниями или нет - решать читателям, потому, что "научить ничему нельзя, можно лишь помочь научиться" и, кроме того, каждый человек учится только на своих ошибках, а значит, человеку их и совершать.
В целях саморекламы или привлечения повышенного внимания можно было бы подпустить туману, или сказать, что эта книга поможет вам эффективно заниматься Русским стилем рукопашного боя, получить тайные знания и стать непобедимыми бойцами, однако мы не будем этого делать. Разговор пойдет не об этом.
Почему?
Потому что заниматься рукопашным боем нельзя! В него можно вступить, попасть, в конце концов, его можно навязать, если нет другого выхода, а вот заниматься... даже Русским стилем рукопашного боя, нет уж, увольте! Если человек бахвалится, или просто говорит, что он ЗАНИМАЕТСЯ рукопашным боем - это значит, что он ЗАНИМАЕТ СЕБЯ (свое свободное время) тем, что при первой же возможности вступает в рукопашную с кем угодно: соседями, друзьями, незнакомыми людьми, любимой женщиной и так далее, без конца. Лупцует ближних почем зря в свое удовольствие и радуется своей непобедимости!
Можно скептически хмыкнуть по поводу плоской шутки, однако, авторам этих строк приходилось не единожды остужать ретивых желающих помериться силой во время проведения семинара или учебного занятия. Где словом, а где и... эх, если не было другого выхода. Так что если вы хотите заниматься рукопашным боем, пусть даже по-русски, то это не к нам. Секций и клубов данного направления - хоть отбавляй, а по сему милости просим идти туда, потому, что мы убеждены, что рукопашный бой - это лишь одна из множества ситуаций, в которых может оказаться человек. Быть готовым к такому повороту событий нужно, а вот готовиться только к рукопашному бою - глупо и утомительно. Тем более что есть множество других ситуаций, в которых требуется безупречное владение своим телом и изрядное самообладание (например, работа с опасными и взрывчатыми веществами) и в них, зачастую, навыки "пахания руками" не только дают "осечку", но и мешают.
Предлагать секреты Русского боевого искусства мы тоже не собираемся. Во-первых, что такое искусство, да еще и боевое - это тема, требующая отдельного обсуждения и об этом разговор впереди; Во-вторых, боевое искусство, даже русское - это наука сугубо утилитарная и нужна людям сугубо военным (по крайней мере, в том виде, в котором ее сейчас преподают). Кстати, она имеет свои недостатки, а именно: человек, умеющий только воевать, пусть даже и очень хорошо, в нормальной жизни редко может найти себе достойное применение, а вот человек, который принимает жизнь во всем ее многообразии "не подкачает" и в боевой ситуации. Исходя из сказанного выше, мы предлагаем освоить ... ну скажем, гимнастику (пусть она будет именоваться ратной), которая позволяет сохранить, а зачастую и укрепить свое здоровье, повысить качество жизни и при необходимости выйти с честью из не стандартных, в том числе критических и экстремальных ситуаций. Что это за гимнастика - речь впереди, а пока хочется сказать о тайных знаниях и непобедимости.
Будут ли открыты читателю тайны, показаны глубины мудрости или просторы познания? Это как посмотреть. Для мальчишки первоклассника тригонометрия - тайна за семью печатями, а для его папы профессора математики - всего лишь маленький раздел искусства вычислений, а для мамы - домохозяйки - это предмет сумасшествия ее мужа, и до этого предмета ей нет никакого дела, но зато ей абсолютно непонятно каким образом ее муж умудряется уходить на работу в разных ботинках, а в сына не помещаются школьные премудрости, но зато шоколад поглощается в любых количествах и с катастрофической быстротой. В свою очередь папа не может отгадать загадку, почему его сын не сидит за учебниками, а гоняет мяч с приятелями и почему с кухни постоянно доносится звон кастрюль, а из ванной грохот стиральной машины, которые постоянно мешают папе сделать очередное открытие в области тригонометрии (будь она не ладна!). При этом папа не замечает, что каждый день его ждет горячий завтрак-обед-ужин, а на работу он идет в чистой одежде...
Вот и выходит: что для одного тайна, для другого - повседневность. А что касается нашей гимнастики, то никаких тайн она в себе не содержит - все физика, да математика, биология да анатомия. Ни тебе параллельных миров, ни астральных кулебяк - так, одна наука, да русская культура. А своя культура всегда под рукой, чего в ней секретного? Конечно, если у вас есть желание, обратитесь к йогам, факирам, экстрасенсам - они сопроводят (или спровадят?) вас в свой духовный мир. А у нас все проще - на своей земле стоим, от своих корней питаемся.
Осталось сказать о возможности стать непобедимым. Можно или нет? Можно! Только непобедимость - это черта характера, а характер нужно формировать, иначе никакая, даже самая гениальная методика подготовки, никакие, даже самые распрекрасные учителя не смогут вам помочь. Наша гимнастика не исключение - это лишь инструмент, а кто им будет пользоваться мастер или ремесленник, художник или халтурщик - зависит от человека.
Итак, если вам интересно ощущать жизнь во всем ее разнообразии, если вы далеки от желания раздавать тумаки направо и налево, если вы согласны вместе с авторами находить новое в общеизвестном и не против использовать наш инструмент для решения своих проблем - эта книга для вас.
Входите!

 

Вместо введения Или Краткая история "Векторных ежиков"

Жаркая майская ночь была в самом разгаре, когда в комнате помощника дежурного по первому факультету Краснодарского ракетного училища раздался телефонный звонок. Помощник был обычным курсантом, ему хотелось спать, тем более, что дежурный офицер уже приступил к исполнению обязанностей, а значит четыре законных часа на отдых были в распоряжении курсанта. "Может быть не вставать? Ну, его! Опять куда ни будь, пошлют..." - раздумывал молодой человек, лежа на жесткой кушетке и не открывая глаз. Но телефон не унимался, и потому пришлось, чертыхаясь и спотыкаясь о стулья, стол и собственные сапоги тянуться к аппарату.
- Помощник дежурного по факультету номер один, слушаю Вас! - полусонно, с некоторым раздражением прохрипел курсант, но голос в трубке, а главное то, что было сказано от желания спать не оставило ни следа.
- Леха, это Смирнов говорит. Только что был у начальника училища, он приказал собрать боевую группу! Твоя задача составить список наших, довести до них и их командиров приказ, номер я узнаю позже, и подготовить боевой расчет на первые сутки. В наряде тебя уже заменяют.
- Принял! Только как на счет оружия, товарищ майор?
- Ты что, в наряд с оружием заступал?
- Да я не об этом! Оружие группе дадут?
- Пока деталей не знаю, на всякий случай приготовьте из подручных материалов. Ну все, встретимся на полосе препятствий в десять ноль ноль. Действуй!...
С этого короткого диалога началась официальная история экспериментального подразделения, которое в последствии стали называть "Группой Векторных Ежиков".
Почему был отдан приказ о формировании группы, если в других воинских частях подобных подразделений не создавалось - сейчас уже не дознаться, возможно сыграли роль печальные события в Будёновске и Первомайском, может быть прошла информация о возможных актах террора со стороны чеченских боевиков (обстановка на Северном Кавказе тогда была напряженная), а может быть причины были более прозаичны, однако факт остается фактом - группа была собрана. И командовать ею пришлось мне, в ту пору начальнику курса, а по совместительству - любителю "русского рукопашного боя стиля А. А. Кадочникова".
Народ у меня подобрался отчаянный - из таких же любителей "русского стиля", только в курсантских погонах.
Несколько лет назад они, из-за желания овладеть "русским рукопашным боем", надели на себя военную форму. Кто-то поступал после двух лет службы в армии и года жизни "на гражданке", кто-то перевелся на первый курс, имея за плечами два года учебы в другом военном училище, кто-то отчаянно скрывал на медицинской комиссии "прорехи" здоровья, кто-то прибавил себе год при поступлении... А один даже пришел, чтобы отомстить "Патриарху русского стиля" за поруганную честь Восточных боевых искусств, но... "перековался"!
Только заниматься "системой Кадочникова" в Краснодарском училище одно время считалось дурным тоном: это в газетных и журнальных статьях "Дед" был и "человеком-легендой", и "патриархом рукопашного боя", и "русским ниндзя", а в жизни - скромный нач. лаб. на кафедре механики, который мешал нормальному учебному процессу. Потому, что к нему убегали с учебных занятий, тренировались в часы обязательной самоподготовки, шли к нему под предлогом посещения библиотеки, или читального зала. И потому был отдан однозначный приказ: "Запретить и не пущать!". Но ребята тренировались на свой страх и риск: в туалетах, сушилках, в коридорах учебных корпусов, на полосе препятствий. Их наказывали за нарушения дисциплины, за вечно грязную форму одежды, за халатное отношение к учебе, за сами тренировки! Нужно было иметь смелость, упорство и обладать достаточным терпением, чтобы в таких условиях продолжать заниматься...
И вот они получили команду собраться, чтобы нести службу и... заниматься любимым делом при полном "попустительстве" начальника училища! Шутка ли, но настроение у людей напоминало реку, прорвавшую плотину. Откуда ни возьмись, появились подручные средства - палки, пехотные лопатки, ножи (далеко не перочинного размера), кто-то мастерил насторожки для ловушек, кто-то точил стальные пруты... Работа кипела. Привыкшие к размеренному распорядку офицеры недоумевали, завидев группу курсантов, которые в разгар учебных занятий занимались далеко не учебой, а "народными промыслами". Один пожилой полковник, проходя мимо, так засмотрелся на происходящее безобразие, что принародно рухнул в окоп на полосе препятствий.
Когда я пришел на место сбора, моя "гвардия" была полностью собрана и экипирована "чем Бог послал" и напоминала внешним видом партизанское ополчение. Позже им выдали боевое оружие, боеприпасы, взрывчатку, радиостанции и обеспечили телефонную связь. Но все это случилось позже, а тогда они стояли передо мной в потертой форме, вооруженные кто чем и ждали моих распоряжений.
Честно говоря, каждый из них был "шкатулкой с секретом", каждый имел свою изюминку и свою "чертовщинку". Это потом я узнаю, что "Граф" - артист и затейник, но без хорошего пинка не пошевелится; "Мирон" - молчун с проницательными глазами, может выполнить любую команду; "Кот" - мастер на все руки, потомственный казак, прекрасный певец, но такой же лежебока и лентяй, как "Крыж" - теоретик и всезнайка, и генератор неожиданных идей... Только в процессе работы я пойму, что "Тук" - котомочка с приключениями и пуля со смещенным центром, а "Чих" (Чрезвычайно Искусный Химик) - человечек с огоньком, в руках которого горит и взрывается все, что может, а также и то, что теоретически не может... Кроме перечисленных были еще "Еж" и "Пшеничка", "Пол" и "Мак", "Сержант" и "Старшина" и другие, характеры которых предстояло выявить и отшлифовать.
"Мастерской" по "шлифовке", а также полигоном и местом жительства стал сырой полу заброшенный, кишащий комарами, крысами и другой живностью, подвал учебного корпуса. Так что на первых парах пришлось выживать в прямом и переносном смысле: бороться с комарами, выживать крыс, создавать уют и теплоту жилого помещения, при этом нести службу по 12 часов в сутки и по 6 - 8 часов тренироваться. Рабочий день начинался в 5.30 и заканчивался далеко за полночь.
Стоит заметить, что у нас не было за плечами ни специальных школ, где готовят профессионалов - спецназовцев, ни опыта участия в военных действиях, не было учителей - специалистов по противодиверсионной борьбе, или ветеранов разведки.
Все приходилось постигать на собственном опыте, набивая синяки и шишки, размышляя день-деньской, да читая книжки. Кадочников помогал, консультировал, кое-что подсказывали люди, которые время от времени посещали наше "учебное заведение заглубленного типа", но основная работа ложилась на плечи ребят. Они спали, ели и даже ходили в туалет с оружием, истирали на тренировках сапоги и форму до дыр и перелопачивали горы литературы. Читали лекции друг другу после приемов пищи и практических занятий, учебными досками служили двери. Оттачивали мастерство на полевых выходах, учились говорить и спорить, преподавая в учебных подразделениях, колледжах и школах и даже, случалось и такое, - обучая настоящих профессионалов!
Бывали неудачи, но они только подстегивали желание повысить уровень профессионализма, а случалось и так, что люди заслуженные и искушенные удивленно качали головами от простоты, изящества и не тривиальности решений, которые предлагали ребята. Так что отсутствие учителей имело свой плюс - не было шаблонов, было свободное творчество, а разнообразие жизненных ситуаций давало богатую пищу для размышлений.
На ночных выходах ребята учились безшумно передвигаться, вести наблюдение и проходить незримыми мимо многочисленных патрулей и дозоров; строящийся учебный корпус был прекрасным полигоном для отработки вопросов штурма зданий, горной подготовки и элементов боя в городе; подвалы, чердаки и крыши учили работать в сложных условиях... да что там - сам режим учебы ставил множество вопросов.
Как, например, ухаживать за оружием, сколько принимать пищи, как организовать баню без отрыва от службы, имея пару лопат, ведро и несколько плащ - палаток. Приходилось решать и серьезные задачи, такие, как организация охраны Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, или проведение практических занятий со службой охраны президента РФ.
С ростом опыта и мастерства отношение окружающих к группе менялось. Первоначальный скепсис и снисходительность уступили место подлинному уважению, а иногда и зависти. Видно из зависти острословы в погонах называли моих ребят "Детьми подземелья", "Векторами", "Векторными ежами". Нас это не слишком волновало, даже забавляло - все-таки проявление общественного интереса как - никак, и однажды, не помню, кто из ребят, нарисовал на стене ежика со стрелками векторов вместо иголок. Реакция коллектива была однозначной: "Наше!" Так у группы появилось "официальное" название и эмблема - "Векторный ежик".
Группа существовала на протяжении нескольких лет. Одни ребята оканчивали училище, меняли курсантские погоны на офицерские, их заменяли другие. На смену "Мирону" и "Чиху" пришли "Бах" и "Мультик" с ребятами, еще через год "Крыжа", "Кота", "Графа" и других сменили "Боря", "Жук", "Давид" и компания...
О каждом наборе можно рассказывать до бесконечности и забавного, и грустного, и поучительного. Это тема отдельной книги и, возможно, у кого - то хватит таланта и желания ее написать, хотя... ничего героического или из ряда вон выходящего ребята не совершали.
Мы же поговорим о другом. О "русском стиле".
Последние годы много говорят о "Системе А. А. Кадочникова", о "РОССе" А. Ретюнских, о стиле Рябко и других видах русского и славянского рукопашного боя. У каждого специалиста - своя система философских взглядов, своя методика подготовки, свои подходы к обучению.
Мы будем говорить о том, чему научились сами. Не претендуя на личное авторство методики, которая будет описана на страницах книги, все же скажем, что это не система Кадочникова, хотя мы начинали обучение под его руководством и много у него консультировались. Однако, сказать, что наша подготовка осуществлялась по цельной и взаимосвязанной методике - увы, не можем, по крайней мере, нам она не преподносилась. Поэтому пришлось вырабатывать собственный подход и сейчас методика Алексея Алексеевича по некоторым вопросам отличается от разработанной "Векторными ежами". Да и как отдать первенство или авторство кому - либо, если все вопросы, рассматриваемые в книге - один из взглядов на русскую культуру и некоторые ее аспекты.
...
В общем, вопрос авторства - вопрос довольно сложный и запутанный, нам остается только сказать огромное спасибо всем людям, которые помогали в разработке и исследованиях. А лично я хочу поблагодарить ребят, без труда, поисков и самоотдачи которых не состоялась бы ни методика, ни эта книга.
Хочется предупредить, что охватить всех вопросов целиком в одной публикации просто не возможно, даст Бог - этот разговор будет продолжен, но мы старались осветить максимум проблем, или дать отправную точку для их решения.
Надеемся, что книга будет полезна и военнослужащим, и тренерам в области единоборств, и преподавателям ОБЖ и НВП, а также всем, кто хочет решить свои проблемы, но пока не знает с чего начать. Не обязательно читать и осваивать книгу целиком - все зависит от уровня ваших потребностей и желания.